Севастопольский Кулибин

Сергей Моргульцев
     Взяли как-то крючковым на штабной катер 010 молодого матросика. Прежний вдруг оказался серьёзно больным, а этот кровь с молоком, улыбка белая поперёк всего лица.
     Крючковой – это такой матрос, который во время перемещения на катере более или менее важных лиц стоит, молодец, стройнее стройного, задрав свой багор в зенит. А потом в нужный момент цепляется за что можно, чтобы дать личному составу без потерь покинуть катер или без травм попасть на него. Их таких - крючковых - двое на катере, в рейсе один на носу, другой на корме.  А когда катер у причала или на растяжках и два багра  лежат вдоль бортов, крючковые выполняют более полезную работу: моют, чистят, драят, ремонтируют, заправляют, красят, едят, в конце концов, ну и… да, всё это тоже на благо родины.
     Новенького улыбчивого матроса старшина катера поставил на корму, пусть порадует офицеров. 
    Ну а улыбчивый оказался не просто бодрым парнем, но и с головой. Почти Кулибин, только в простенькой форме рядового состава ВМФ СССР. У своего напарника он узнал, каков на лицо капраз - главный механик дивизии. Ага, высоченный такой, худощавый, с бровями. Дождался новенький, когда на пути от крейсера до причала флагманский механик оказался один – и, нарушая все писаные и неписанные законы, с поднятым в небо багром, завёл разговор, перекрикивая ветер и шум дизеля:
     - Разрешите обратиться, товариш каперанг!
     - Разрешаю!
     - У вас в детстве велосипед был?
     - Был, - по-человечески усмехнулся капраз.
     - С моторчиком и фарой?
     - С моторчиком и фарой! – откликнулся покладистый начальник всех механиков дивизии.
     - Так чё ж на всех катерах выхлоп вхолостую сифонит! Это ж сколько электричества коту под хвост! Вы же главный начальник, я вас прошу, примите меры! Просто дайте команду привинтить моторчики от велосипедов к выхлопам катерным, проводку провести хотя бы на бортовые огни – и вот вам миллион рублей экономии! Вы согласны? – и всё это с древком, ловко перехваченным в установленной традицией позе.
     - Молодец, товарищ матрос! Я подумаю, - ответил отчитаный матросом механик первого ранга, соскочил на причал и тут же постарался забыть про рационализатора.
     Через несколько дней выдался новый подобный случай.
     - Товарищ каперанг, так как же с экономией, хотелось бы премию. Нет-нет, я не тороплю. У меня новое предложение. Тут намедни на трапе «Москвы» мичман пистолет обронил. Водолазы искали, да не нашли. Так это надо электромагнит на проводе спустить, пошарить пять минут – и готово! Никаких водолазов не надо!
      - Ловко размышляешь,  -  ушёл каперанг от ответа и поспешил удалиться.
      На следующий раз новенький вообще перешёл разумную границу:
      - Николай Иванович! Что? Ну да, я ведь и говорю, Николай Петрович, вот на нашем флоте моряков кормят покупной рыбой, опять же расходы! Кто-нибудь должен думать об этом или нет? А мы, катерники, туда-сюда, да и корабли на всякие размагничивания и в дальние походы просто так ходят. Прицепить бы нам и им всем тралы, тут рыбы полно, я в увольнении был, мне мужики на набережной говорили! Вон, гляньте, гляньте! Баклан рыбу из воды выхватил! И вон еще один! Полно рыбы! Вы можете достать мне хотя бы один трал? У вас же там в штабе только прикажи. Вы сами подумайте, сколько рыбы просто так можно набрать только с катера за день! Да на миллион рублей!
     Капраз передёрнул плечами, молча спрыгнул на причал и через несколько минут разыскал своего земляка по Краснодарскому краю мичмана Нейжмакова, который недавно и постарался поставить новичка крючковым на штабной катер. Наклонившись к уху мичмана, капраз что-то драматически шептал, возводя глаза вверх, рубил рукой воздух, прикладывал ладонь к горлу… Его мохнатые брови то взлетали вверх, то грозно встречались у переносицы, то растягивались в ровнейшую линию - и уже только они могли показать, насколько человек возмущён и с каким непререкаемым убеждением он требует сатисфакции. Пожилой мичман виновато опустил глаза, покраснел и молча кивал, едва успевая за длинноногим капразом.
     На следующий день улыбчивый крючковой, навсегда покидая катер, завещал старшине свои сокровенные ожидания:
     - Тут скоро капраз, механик главный, этот, с бровями, будет спрашивать про меня насчёт премии. Скажи ему, пусть найдёт меня на «Ушакове», это рядом тут, рукой подать, вы его подбросьте, если что. Я ему идей накидал на три миллиона, пора бы уже ему и расплатиться.
     Вновь пришедший крючковой был мегрел, посланец грузинских гор. Он плохо понимал по-русски, полгода назад с трудом прочитал присягу, еле-еле выучил раздел  устава "матрос обязан..." и, вообще, больше помалкивал. Но вид имел бравый, улыбался широко и заразительно.
     С того дня капитан первого ранга минус инженер, как сам себя иногда называл в узком кругу флагманский механик, во время рейсов на катере стал чувствовать себя настоящим хозяином положения.