Жизнь, отданная детям…
Татьяна Шмидт
Очерк
90 – летию образования автономной области посвящается.
В воспитании кроется великая тайна усовершенствования человеческой природы.
Кант.
Нет, не зря каждый человек приходит в мир, не для праздного самосозерцания и самоуслаждения, а как сказал один из великих: « Для деятельности существуем мы - только добрые дела и только они определяют нашу цельность».
Я смотрю на старые, пожелтевшие от времени фотографии скромных тружеников нашей прекрасной земли. Одни уже давно ушли в мир иной, другие одиноко доживают свой век в безвестности, отдав всю жизнь любимому делу – воспитанию и обучению детей, и я думаю, что эти люди прожили свою жизнь не зря.
Жаль только, что слишком мало сохранилось документов того времени, и уже нет в живых многих их современников и соратников. И мне при написании этого очерка пришлось приложить много усилий, чтобы разыскать хоть какие-то сведения об их жизни и работе. Поэтому трудно было писать о них.
Наверное, не все знают, что до революции буквально по пальцам можно было пересчитать в наших краях грамотных людей, хотя были, конечно, церковно-приходские школы, но их было крайне мало.
Достаточно сказать, что в крупном селе Чемал насчитывался тогда всего один учитель!
Абсолютное большинство населения: и русские, и алтайцы, и казахи – были неграмотными. Свет и знания несли в народ те люди, о которых я и хочу рассказать.
СЛОЖНОЕ, НО СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ.
Екатерина Ивановна Истегешева родилась в простой алтайской семье в Салаганде в 1883 году, закончила церковно-приходскую школу, потом училась в Бийске и Томске. В 1901 году молодая учительница переступила порог Эликманарской церковно-приходской школы.
« Тяжело было, – рассказывала она, - занимались одновременно с тремя группами детей. Знаний и опыта не хватало, а на помощь рассчитывать не приходилось, так как работала в школе в единственном числе. Поэтому старалась больше читать. В школе не имелось настенных часов, не говоря уже о другом оборудовании, звонков не подавали, занятия велись « по солнцу».
В 1907 году Екатерину Ивановну перевели в Улалинскую церковно-приходскую женскую школу, а с 1912 года здесь же начала работать Екатерина Ивановна Плюхина, с которой Истегешева уже была знакома по учительским курсам. С тех пор и возникла меж ними крепкая дружба. Большой жизненый путь они прошли вместе рука об руку.
В 1920 году, когда после гражданской войны и восстания установилась в Горном Алтае советская власть, подруги обучали грамоте красных партизан. Вот как Истегешева и Плюхина вспоминали об этом, спустя многие годы: «Жадно тянулись они к знаниям, радовались первым удачам, как дети, а новая власть оказывала учителям всяческую поддержку - нам выдавали муку, мясо, масло».
В 20-30 годы, закончив занятия в школе, спешили учителя в пункты ликвидации безграмотности, сокращенно - ликбезы. За 1929- 1932 годы в Горном Алтае было обучено неграмотных всего 25410 человек, в том числе 12079 человек алтайцев!
Ликвидация неграмотности явилась важной задачей в годы двух первых пятилеток. Повсюду открывались ликпункты и школы для малограмотных, они снабжались учебниками и письменными принадлежностями, хотя в этом была большая трудность. Тогда же П. И. Чевалковым был создан букварь для алтайских школ.
В 20-30-40 годы не хватало учителей. Подготовка и переподготовка их шла через курсы, активно привлекалось к работе старое учительство. Всего по всей автономной области в 28-29 годах насчитывалось 243 учителя, из них 96 человек имело низшее образование.
Плюхина и Истегешева прошли собеседование и получили квалификацию учителей школ 1-2 ступени. В 1931 году был введен всеобуч, то есть обязательное начальное образование для детей школьного возраста, и это привело к быстрому увеличению школ и учащихся.
В 1936 -37 годах за парты сели уже 25 тысяч учащихся в одном только Горном Алтае, что составляло 97, 8 процентов детей, подлежащих обучению. Это был замечательный успех!
А ведь еще совсем недавно по всей России, как последствие гражданской войны, скитались тысячи беспризорников. В 1924 году беспризорных детей в Горном Алтае насчитывалось 2116, из них круглых сирот было 803.
Трудность обучения усугублялась тем, что специально построенных школ не было, классы помещались в кое-как приспособленных крестьянских избах. Учились в тесноте, но даже в таких условиях делалось великое дело – ликвидация безграмотности. И в результате десятки тысяч людей смогли читать, писать. общаться при помощи писем.
В совсем недавно в 1922 году школ в Горном Алтае было всего 56, и все они были начальные, из них - 16 алтайских школ, а учителями в них работали 83 человека. Тысячи детей и взрослых обучили грамоте в эти годы Плюхина и Истегешева.
Надо сказать, что из-за острой проблемы с педкадрами тогда на работу в ликпунктах привлекались не только учителя, но и просто грамотные люди: колхозники, комсомольцы и даже школьники. А в 1928 году в Ойрот – Туре ( как тогда назывался Горно-Алтайск) был открыт педтехникум для подготовки учителей.
В то время по всей стране строились школы, в том числе и большинство до сих пор действующих школ в Горном Алтае было построено в те далекие годы. Дворцами казались они детям рабочих и крестьян – светлые, с просторными классами и коридорами. Об этом так и написала выпускница школы 12 июня 1942 года в своем стихотворении:
Дворцами казались лишь школы одни,
Где мы так прилежно учились.
О счастье, о мире мечтали в те дни
И только войны мы страшились…