Массовка

Влад Яковлев
- Бабушка, а ты когда-то тоже была молодой?
- Ой, какой неприличный вопрос, молодой человек! Да, и к чему он? Хотя да, вашему поколению не хватает хороших манер. Теперь каждый может интересоваться возрастом женщины и задавать глупые вопросы.
- Я совсем не про возраст спрашиваю! И, кстати, в мои 13 лет тоже все знают, что возраст спрашивают только хамы и паспортистки. Просто мне порой кажется, что ты всегда была такой.
- Какой такой? Да, внучек, ты относишься к хамам! Ни чему тебя родители не учат!
- Ну, при чем здесь хамы? Я совсем не хочу тебя обидеть. Но, сколько я тебя помню, ты всегда была стар…, дамой в возрасте, в старинных платьях и шляпках, которые, наверное, уже лет сто, как ни кто не носит.
- Сегодня же позвоню Леночке и скажу, чтобы начала учить тебя хорошим манерам, ты ведь просто мне сейчас оскорбляешь! И в кого ты такой растешь?
- Это все твое воспитание, ты всегда меня учила говорить только то, что думаю и ни когда не врать. Вот я тебя честно и спрашиваю: ты была молодой?
- Смел наглец! И ведь с тобой не поспоришь!
Конечно же! И мне было 13, и 14 и 20. Ах, где же ты проскользнувшая молодость? В свои 13 лет я стояла за станком и делала снаряды для фронта, а не сидела, уткнувшись в монитор компьютера. А дед твой, кстати, бил реального врага под Берлином, а не стучал по клавишам этой твоей адской машины, убивая нарисованных! Я бы сейчас все отдала за то, чтобы вернуть себе ушедшие годы.
А знаешь, Василек, я счастлива, что прожила жизнь именно так. В ней было много интересных людей, интересных встреч и трогательных расставаний. Но, больше всего я счастлива, что встретила твоего деда. А ведь если бы не он, то я могла бы стать великой актрисой, звездой экрана, такой как Орлова или Люся Гурченко, но моя киношная карьера ограничилась массовкой, но и там я была неотразима.
- О, моя бабушка актриса!? Ни когда бы не подумал! А почему я ни когда не видел этого фильма «Массовка» с твоим участием? И при чем здесь дед?
- Внучек! Массовка – это не фильм, а люди, которые играют в маленьких ролях в кино и появляются в фильме в виде прохожих и простых людей, от которых не зависит развитие сюжета. Я снялась в 5 фильмах, которые уже давно не показывают по телевизору, но в то время они шли во всех кинотеатрах большой страны, и все ходи их смотреть.  Я играла буфетчицу, кассира, проводницу и жену сантехника. Если сложить вместе все время, которое я была в кадре, то получится 10 минут, я сама считала.
- Так фильмов было пять, а ролей всего четыре?
- Я играла буфетчицу дважды, один раз в фильме «По ком плачет ивушка…» Виктора Мазюрского, а второй ф ленте великого Стоцкого « Дошли до Берлина». Потрясающие работы,  играла я с полной отдачей, как учил Станиславский. Стоцкий кричал на съемочной площадке «Не верю!» всем главным героям фильма, а мне ни разу, даже похвалил мой накрахмаленный фартук, который я всю ночь перед этим приводила в порядок. Какой же был человек, режиссер Стоцкий. Я была точно уверена, что он пригласит меня на одну из главных ролей в своем следующем фильме. Но, не случилось. Всему виной твой дед, на которого я потратила лучшие годы своей жизни, которому отдала самое дорогое, что у меня было – молодость.
- Но разве ты не была счастливой?
- Была. Но представь себе, сколько было бы у меня зрителей поклонников, быть может, для кого ни будь, я стала кумиром, идолом, идеалом, а стала всего на всего кухаркой, воспитательницей и женой. Афиши с моим портретом могли висеть во всех городах нашей страны, мне бы тысячами приходили восторженные письма от людей, цветы заполонили бы мой дом. Но вместо этого я встретила твоего деда, родила твою маму и дом заполонили кастрюли и пеленки.
- Дед был против того чтобы ты была актрисой?
- Да, он отбил у меня у одного режиссера, который тогда ухлестывал за мной, и чуть было не сделал мне предложение…. Предложение сняться в его фильме «Бушующее море страсти», Засланский его фамилия, красивый был мужчина, человек искусства, читал мне Пастернака ночами, Пушкина практически всего наизусть знал. А твой дед знал наизусть только «Теркина», да и там строчки путал, но он был такой настойчивый, упрямый и я сдалась. А Засланский обиделся, и сниматься меня не взял. Более того, он просил не брать меня больше сниматься, моя карьера была погублена. Твой дед ликовал, ему была нужна жена, а не известная актриса. Ну, все, хватит болтать, лучше включи телевизор.
- Хорошо, сейчас.
- Оставь, оставь на этой программе. Это же тот самый фильм Стоцкого  «Дошли до Берлина». Сто лет его не показывали. Моей героини еще не было, Васятка, садись, сейчас молодую бабушку увидишь. Вот! Вот! Вот тот замечательный кадр, аж дух захватывает, как я тогда была хороша! Ах, сейчас расплачусь, первый признак старости – излишняя сентиментальность. Замечательный фильм, сейчас такого не снимают.
- Бабуль! Но ведь ты была в кадре всего несколько секунд, да и то боком подала поднос главным героям и пропала из кадра, я даже рассмотреть тебя не успел….
- Но за то, как органично я вписалась в эту роль, что ты даже не заметил, как пролетело время. Ну и что, что несколько секунд, без меня этот фильм бы явно второсортный. Представь себе, если бы буфетчицу сыграла тетка с улицы, а не талантливая актриса. Что бы у нее получилось?
- Но ведь это всего несколько секунд!!!
- Так. Ты мне надоел, иди лучше делать уроки. Несколько секунд, несколько секунд, вырастишь, поймешь!
____________________________
Прошло много лет, но тот разговор не давал мне покоя, я постоянно думал над ее рассказом. Ведь тогда бабушка рассказывала о себе, как о хорошей актрисе, при этом появляясь в кадре всего на несколько секунд, играя в массовке, где от фильма к фильму меняются сотни, а то и тысячи человек. Какая карьера могла бы у нее быть, если судя по всему, она не выделялась из этой тысячи. И дело не в Засланском, якобы преградившем путь в кино, не в деде, объективно смотревшем на жизнь, а в ее посредственности перед настоящими талантами. Но с возрастом я понял, что о своих малых и бесполезных актерских данных бабушка и так знала, поэтому и вышла за деда, родила мою маму, стирала, готовила, учила и воспитывала. Но как не вспомнить самое яркое впечатление ушедшей молодости, если потом отдаешь всю оставшуюся жизнь быту и семье, где сначала играешь роль главной героини, а с возрастом переходишь на второй план и потихоньку становишься массовкой.