Пророчество Достоевского

Созерцалов Созерцалов
Федор Михайлович Достоевский в своем пророческом романе-наваждении указал четыре причины, по которым может погибнуть наша многострадальная родина. От страстей (Дмитрий Карамазов), от излишне эстетичного ума (Иван Карамазов), от безвольной святости (Алеша Карамазов), от лакейства (Смердяков).         

Как известно из романа, настоящим убийцей предстал Смердяков. Федор Михайлович, к сожалению, оказался прав.      

Погибель от лакейства и холуйства, а именно это мы наблюдаем – самый ужасный вариант и я объясню почему.         

Можно отобрать у нищего жестянку с медяками, можно отравить неверную жену или мужа, можно надругаться и унизить слабого, можно, в конце концов, раскроить череп старухе-процентщице. Все это страшные грехи. Но в них можно раскаяться, искупить, а главное, переродится. Переродится из лакея и холуя – невозможно, в принципе. История не знает таких прецедентов.          

Лакейство свойственно всем слоям общества. Это неизбежное зло. Но сейчас ситуация критическая, благодаря беспрецедентному моменту: элитная часть культуры и искусства срослась с правителями. Вернее, не срослась, а добровольно пошла в лакеи.      

Меня удивляет, как не самая умная и сильная власть умудрилась вызвать в столь достойных людях такие мерзкие и низкие чувства. Ведь лакейство – это самое низменное чувство. Хуже пресмыкательства ничего быть не может.             

Поразительный факт – эти деятели изучают и трансформируют творчество Булгакова и Достоевского. Изучать Достоевского, значит, не боятся Бога. Получается, что они не боятся Бога, но падают ниц перед ярмарочным карманником.         

Никогда такого не было. Представьте, что Пушкин прославляет крепостное право, Достоевский закладывает друзей декабристов, Булгаков сочиняет агитки для большевиков, Пастернак восхваляет ГУЛАГ. Такого представить невозможно!..      

Независимая интеллигенция часто являлась единственной ниточкой, которая удерживала от падения в пропасть. Служила амортизационной подушкой между замученным, ничего не понимающим, готовым взорваться в любой момент народом и безумной властью.      

Сейчас на поклон идут целыми киностудиями, театрами, оркестрами, балетными труппами, институтами, объясняя это тем, что искусство нуждается в материальной и административной поддержке. Это бред. Искусство идет изнутри, а не снаружи. Материя и дух – разные субстанции.      

Творец должен испытывать переживания и терпеть лишения. Вообразите себе Булгакова, который живет во дворце, пьет пятидесятилетние коньяки, сочиняет большевицкие агитки, а в перерывах между этими занятиями пишет главы «Мастер и Маргарита».    

Во все времена писатели и деятели культуры преследовались государством. Это нормальная ситуация. Они конкурируют между собой. Писатель, драматург, сценарист, постановщик воспитывает в человеке духовность и свободу, а государству нужны лишь рабы и пушечное мясо.            

Так или иначе, смердяковщина приобрела масштабы бубонной чумы. Это конец. 
Пророчество Достоевского сбылось.      

P.S. Недавно, один замечательный режиссер (классик советского и российского кино) заявил, что наша страна держится на одном человеке. Если он исчезнет, то всем придет кирдык.   
Вот оно как! Значит, она держится не на тысячелетней истории, не на великом языке, не на культуре и духовности, не на героическом народе, который прошел через многие века войн и лихолетий, а на одной плохо эволюционировавшей обезьяне. Забавно…    
Извините, господин режиссер, но вы не правы. Она держится не на одном человеке, и уж тем более, она не держится на таких холуях – как вы.