Аристотель против Уолл-Стрит

Полковник Андрей Сапронов
(исторические корни и природа современного финансового кризиса)

Полный вариант текста статьи опубликован в газете "Промышленный еженедельник" - номер от 23-29 марта 2009

Нас редко интересует наше будущее. Мы просто верим, что завтра будет лучше, чем сегодня, особенно если это «сегодня» каким-то чудом сложилось чуть получше, чем было всегда для нас ужасное «вчера». Вот ведь еще в августе прошлого года «все шло хорошо» (на фоне благоприятной нефтяной конъюнктуры, в этом нет никаких наших заслуг)  и мы ожидали (вот именно - ожидали!) обещанного нам удвоения ВВП уже в нынешнем 2009 году.  И вдруг из райских кущей будущего на нас выпрыгнул зверь мирового финансового кризиса, из зловонной пасти которого пахнуло таким застоялым смрадом, что даже странно слышать от солидных «дядей из телевизора», что он, этот кризис, явился полной (для них) неожиданностью. Хотя, если подумать, ничего странного здесь нет. 
Есть только миг между прошлым и будущим…
Ведь мы еще меньше, чем будущим, интересуемся нашим прошлым, даже недавним прошлым своей семьи. Мы даже не помним имена наших прабабушек (проверьте, проверьте себя). Только не надо выкручиваться и говорить, что знаете имена прадедушек, а с прабабушками «память подвела». Имена прадедушек Вы сумеете вычислить потому, что помните отчества дедушек и бабушек. А имен прабабушек Вы таким образом не сможете вычислить. Признайтесь, Вы их просто не знаете, не интересно Вам.  Чего уж там говорить о каких-то «великих» древних. Какие же они великие, если они давно умерли, а мы живем! «Лузеры» они – не так - ли? Мертвые всегда в проигрыше, они не могут крикнуть нам прямо в ухо: «сам дурак», как это делаем мы, живые, за недостатком аргументов в спорах друг с другом. Мы ломимся в давно открытые двери, наступаем на те же грабли  и с каким-то розово-поросячьим оптимизмом ожидаем перемен к лучшему, ничего для этого не делая.   
Финансовый кризис – как извержение вулкана – ни с того ни с сего не случается
К чему клоню? А вот к чему – нынешний мировой финансовый кризис не первый и даже не второй, как нам с важным видом снисходительно объясняют дяди из телевизора. Из-за него, из-за этого «современного» кризиса  погибло никак не меньше десятка древних великих цивилизаций в нашей истории. Как так? - А так, кризис этот был всегда, он никуда не уходил и сопровождает нас с Вами уже семь тысяч лет. Именно тогда люди сделали открытие пострашнее атомной бомбы – они придумали деньги.  Эту, финансовую, бомбу они заложили под все последующее развитие человечества. Периодически она то там, то тут и взрывается, это похоже на извержение вулканов и землетрясения.
На финансовом фугасе «подорвались» в разное время Древний Египет (и не раз), Древний Вавилон, Древняя Эллада, Древний Рим, Золотая орда (ключевое слово не «орда», а «золотая»!) и еще кое-кто. И причина их гибели, таких разных и существовавших в разное Время и в разных местах планеты, всех их объединяет – она на всех одна: они дали волю этому проклятому  вечно современному финансовому кризису.  Но тогда и нас с теми древними цивилизациями объединяет как минимум одно - финансовый кризис, он ведь и нас может сгубить, не так - ли? Ведь сегодня «шарахнуло» по всему миру одновременно – глобализация, что же Вы хотите. Может, стоит все-таки заглянуть в Историю, чтобы не продолжать наступать на те же грабли?
Эволюция длиной в сутки
Стоит, стоит прислушаться к нашим современникам, жившим чуть-чуть раньше нас с Вами на грешной земле и оставившим нам свой горький опыт. Да-да, именно современникам. Ведь человек живет на земле 3 миллиона лет. Это 150 тысяч поколений! Если представить эту эволюцию линией длиной в метр, то последние 150 поколений поместятся в последний миллиметр, в последнюю тысячную долю всей эволюции! Сюда попадут и Аристотель  (116-е поколение до нас) и Платон с Конфуцием (118-е поколение) и все другие Великие Древние.
Конечно, нам все-таки трудно себе представить такой масштаб времени как 3 миллиона лет. Давайте сопоставим его с привычными нам сутками. Тогда наши обычные 70 лет жизни – это 2 секунды. Ну, а Аристотель, например, шагнувший от нас в Вечность 2331 год тому назад, вышел за «Дверь времени» чуть более «минуты» назад (67 секунд), его еще и след не простыл! Ну, а раз мы прабабушек не помним, а его и еще десятка два имен Великих из 15 миллиардов (!) живших до нас людей помним, значит, они и есть самые великие наши современники! Так, сказать, вечно живые! Мы с ними в 59-й и 60-й минутах последнего 24-го часа «суточной» истории человеческой цивилизации вместе живем. За это время (60-70 наших «секунд») люди ни физиологически, ни духовно к лучшему не изменились, да еще «квартирный вопрос их испортил». И решать они, древние, пытались те же проблемы, что и мы с Вами, например, как не допускать финансовых кризисов, угрожающих гибелью обществу и государству.
Восток - дело тонкое, а грабли такие же…
Древний египтянин Ипусер (ХVIII век до н/э, то есть недавно жил, в начале 59-й минуты последнего часа наших условных «суток»), сидя на обломках в очередной раз самоуничтожевшегося Египетского царства призывает потомков (нас с Вами, значит) к «недопущению бесконтрольного роста ссудных операций во избежание гибели государства вследствие обогащения простолюдинов и начала в стране гражданской войны»!   Сценарий-то печального хода событий, оказывается, уже давно, «секунд» 120 как известен! На самом деле все последние 3,5 «минуты»  он известен, с тех пор как деньги изобрели.
 Вавилонский царь Хаммурапи (1792-1750 г.г. до н/э, 59-я минута последнего часа наших «суток») установил предел денежной ссуды в 20% (за все время срока кредита, а не за год, между прочим!). Современный анекдот: «Вы слышали, в России опять смертную казнь ввели? – Кто? – Банкиры! – Против кого? – Против заемщиков!- Каким образом? – Установили более 20% годовых по банковскому кредиту…».  Ха-ха-ха!? А Хаммурапи бы, между прочим, нашим банкирам, а не заемщикам башку бы отрубил, что он и проделывал со своими ростовщиками за нарушение его весьма и весьма хорошо выверенных законов. Всего 42 года не по годам мудрейший царь прожил, а после его смерти забыли глуповатые потомки его Законы и дали ростовщикам погубить Древний Вавилон!
Наивный мудрый Платон
Учитель Аристотеля мудрый Платон 68 «секунд» тому назад в своих трудах описал идеальную модель государства.  В нем три сословия свободных граждан (плюс рабы – «говорящий скот»). Рабы – это, конечно плохо, но в отношении граждан модель действительно интересна. Первые два сословия (аристократы и воины) – высшие, это родовая знать, духовно просвещенная и занятая государственными делами, служением народу, так сказать. А чтобы слуги народа не забывали своего предназначения и не использовали своего служебного положения в корыстных целях, им нельзя иметь собственность! Как так? Ведь у них семьи, да и самим надо есть-пить? - А у Платона они на полном государственном обеспечении – за счет налогов, которые платит третье сословие, чернь, то есть народ. Аристократам и воинам положено каждому служебное жилье стандартного метража и качества, участок земли при доме и одинаковое количество рабов – обслуги. И все это - по жребию, кому где достанется (на Рублевке, или в Мытищах – как повезет). Продать имущество нельзя, есть только право пользования. Но можно оставить в наследство старшему сыну на тех же условиях. И зачем им тогда стремиться к деньгам, к богатству? У них и так есть все необходимое и достаточное для нормальной жизнедеятельности государственного мужа и членов его семьи.
  А вот  чернь по причине недостаточного духовного и умственного развития может иметь собственность и стремиться к обогащению, поэтому Платон записывает в чернь не только земледельцев и ремесленников, но и торговцев с ростовщиками. А чтобы последние не слишком зарывались, мудрый Платон им ограничитель ставит: при любых условиях самый богатый грек не может быть богаче самого бедного более, чем в четыре раза! Ну, как Вам Платон? Мне лично этот наш современник очень симпатичен в своем идеализме. Он, мудрый, нам лишний раз доказывает, что наивность не признак недостатка ума, а признак чистоты помыслов.
Аристотелевы экономика и хрематистика
Аристотель, этот самый Великий наш современник и Учитель, также мечтавший об идеальном государстве для греков, пошел дальше Платона. Он разделил всю деятельность людей на две сферы – естественную и неестественную. Классификация так удачна, что ее и сегодня можно с успехом применять для понимания полезности или пагубности разных видов человеческих занятий. Давайте убедимся в этом.
По Аристотелю истинная цель жизни человека состоит в совершенствовании его личности. Всякая деятельность людей, направленная на создание полезных вещей для удовлетворения естественных потребностей людей – это по Аристотелю – Экономика, естественная деятельность. Деятельность неестественная, направленная на бесконечное, бессмысленное обогащение как ложную цель, это – Хрематистика (от греческого «хремос» - имущество). К экономике Аристотель относит земледелие, ремесла и даже мелкую торговлю, которая способствует обмену. Соответственно, деньги как средство обмена он относит также к экономике.
К хрематистике Аристотель относит крупную торговлю и ростовщичество. Соответственно, деньги как средство накопления он относит к хрематистике. В своей оценке ростовщичества как квинтэссенции хрематистики Аристотель беспощаден: «В конце-концов ростовщичество с полным основанием вызывает у меня ненависть» - пишет он!
Не суйте деньги в пачку балерине
Если взять на вооружение терминологию и логику Аристотеля, то мы легко проведем грань между нравственным и безнравственным, между правдой и корыстной ложью. Например, балерина на сцене Большого театра танцует партию Одиллии и возвышает нас духовно, демонстрируя красоту и пластику женского тела. Это – экономика. Стриптизерша, извиваясь у шеста, пробуждает в мужчинах инстинкт самца, подавляя в них духовное – это хрематистика. Ведь не будете же Вы лезть на сцену Большого и совать купюру в пачку балерине? А стриптизерша именно этого от Вас и ждет.   Защита Отечества в рядах армии с оружием в руках – это экономика. Заказное убийство, совершенное киллером – это хрематистика. Любовь и верность между супругами – это экономика. Выход замуж по расчету – это хрематистика. Дальше сами сумеете.
Извращенцы от черни с Уолл-стрита
Вот теперь мы с Вами, наконец, пользуясь терминологией наших древних современников, сможем коротко и емко определить истинную причину «современного» мирового финансового кризиса.
Причина финансового кризиса заключается в том, что некая чернь на Уолл-стрите занимается хрематистикой в мировом масштабе.
Аристотель предупреждал, что если государством правит аристократия, то есть элита, или сам народ (демократия), или монарх, то в любом случае все зависит от нравственных качеств правителей. В худшем случае аристократия извращается в олигархию (какой современный нам термин, не правда - ли?). Монархия может извращаться в тиранию, а демократия – в охлократию (власть толпы).
Но если по Аристотелю олигархи – извращенцы от аристократии, то современный статус этого понятия (никак по-другому, извиняюсь, не выходит) выглядит так: олигархи – извращенцы от черни.  Но тогда все может пойти по давно известному сценарию древнего нашего современника египтянина Ипусера. Там ведь ростовщики тоже из простолюдинов - черни были. Не хотелось  бы сегодня повторять тот сценарий во всемирном масштабе. А для того, чтобы этого не произошло,  неплохо бы разобраться в механизме той хрематистики, с помощью которой облопошили весь мир извращенцы от черни с Уолл-стрита.
Паханы – основатели
Ну конечно, главный инструмент всемирной хрематистики, как Вы догадываетесь, его Величество Доллар. Интересно само название этого «Короля валют». Доллар – от искаженного «талер».  В средние века эта монета пользовалась абсолютным доверием по всей Европе, так как ее вес точно соответствовал номиналу. То есть талер был «полновесной монетой» - такое выражение и сейчас в ходу. А вот при чеканке всех других денег европейские монархи, пользуясь монопольным правом, поступали как паханы на воровской «малине», распоряжаясь «общаком» - они дружно обкрадывали свои народы, недовешивая золотишка или серебра в выпускаемые ими в обращение монеты. И народы им не верили. Не помогало даже нанесение на оборотной номиналу стороне монеты вместо государственной печати – герба собственной физиономии высокородного жулика – короля. До этого, между прочим, первым еще Александр Филиппович Македонский додумался. Значит, были и у него проблемы с доверием граждан к национальной денежной единице.
Отцы – основатели знали, что делали, давая национальной валюте США название «доллар». Они хотели, чтобы ему доверяли так же безоговорочно, как доверяли в свое время безупречному в своей репутации старому доброму талеру. Ведь главная проблема в рыночной экономике – это не дефицит каких-либо ресурсов, а дефицит доверия. Не случайно извращенцы с Уолл-стрита сегодня на весь мир дружно кричат как резаные: «Верните нам Ваше доверие и мы выведем мировую финансовую систему из кризиса»! Как бы не так – ведь это они нынешний кризис и организовали. Разве можно им после этого верить? А вот им без доверия мирового народонаселения – действительно крышка.
Неглупые американцы
Один неглупый нобелевский лауреат американец Дж. Хикс дал очень простое и точное (хотя и научно некорректное) определение денег: «Деньги – это все, что люди согласны использовать как деньги». Ну, конечно, если согласны – значит, доверяют. Например, доверяют вкладчики свои сбережения банку – он процветает. Услышали, что руководство банка приворовывает – потеряет он репутацию, хоть бы ему двести лет удавалось до этого внушать доверие вкладчикам – побегут они изымать свои вклады и банк рухнет со страшным грохотом, которым всегда сопровождается крах хрематистических сооружений.  То есть банк делают банком не его учредители, а вкладчики. А если люди верят в какие-либо деньги, то они их и делают деньгами, а не те, кто эти дензнаки печатают.
С 1971-го года ни одна валюта в мире не обеспечена золотом, даже «король валют» доллар.  А чем же она обеспечена, догадались? - Правильно – нашим с Вами доверием. Верим мы, что доллар – «хороший», отдаем за него 36 своих «плохих деревянных», заработанных, между прочим, в поте лица. А себестоимость стодолларовой бумажки, к слову, всего пять центов. Выходит, те неглупые американцы, которые ее печатают, с каждой купюры имеют «навару» девяносто девять долларов девяносто пять центов. Рентабельность такого полиграфического бизнеса составляет 199900 процентов. Вы когда-нибудь слышали о таком выгодном бизнесе? Нет? – Правильно, потому что это не бизнес, это – грабеж. Причем грабеж многолетний и в мировом масштабе.
Зеленое чудовище
Половина долларовой массы обслуживает товарооборот за пределами США. Кто же эти бумажки делает деньгами? – Тот, кто в них верит, то есть шесть миллиардов обманутых землян в двухстах странах мира. Если европейцы сегодня покупают нефть у арабов или у России по 40 долларов за один баррель, то извращенцы с Уолл-стрита за пятицентовый фантик (на котором нахально написано, что это  якобы целых сто долларов и еще написано, что они верят в Бога - креста на них нет!)  получают от Венесуэлы или Мексики два с половиной барреля – больше трети тонны нефти! Если для всего мира один грамм золота сегодня стоит более 30 долларов, то для извращенцев с Уолл-стрита – полтора цента. Чего же не покупать? Они и «покупали» за фантики реальное золотишко много лет, накопив таким образом  на базе ВВС США в Форт-Ноксе чуть не половину золота мира. Это их стабилизационный фонд.
Так что же представляет собой в действительности «король валют»? - А ничего. Бумажку зеленую – это внешне. А по сути – чудовищную по степени цинизма ее архитекторов мировую финансовую пирамиду, выкачивающую уже много десятков лет  природные ресурсы, человеческий труд и другие слагаемые национального богатства всех народов мира  прямо в ненасытное чрево извращенцев с Уолл-стрита. Но любая финансовая пирамида рано или поздно разваливается. Сколько веревочке не виться, а конец будет – это мы по МММ господина Мавроди знаем. И на Уолл-стрите конец своей пирамиды предвидели, только от всех, даже от собственных граждан скрывали. А то бы давно стало известно, чем в действительности высочайший американский уровень жизни обеспечен. Ведь граждане США  ровно вдвое лучше живут, чем работают, поскольку  вторую половину уровня жизни им жители остальных двухсот стран обеспечивают, наполняя своим продуктом чужие фантики и делая их деньгами – вот так получается. 
Извечный выбор
 А «король валют» - то, оказывается, голый! Он сам по себе – дериватив, то есть пустая, ничем изначально не обеспеченная «ценная» бумажка. Это мы, доверчивые земляне - экономисты, сию бумажку реальными ценностями наполняем, не покладая рук трудясь на 300 миллионов  американцев - хрематистиков, возглавляемых извращенцами с Уолл-стрита. Кризис – он ведь в мозгах людей изначально существует, в которых экономика с хрематистикой ежесекундно борются, а потом уже кризис в экономике наружу прорывается, когда хрематистика экономику побеждать начинает. Вот и сегодня в мозгах людей, а значит и в жизни, опять слишком много хрематистики и слишком мало экономики. Это как разруха в туалете – следствие первоначальной разрухи в мозгах, приводящей к непопаданию в унитаз. Может, пора нам, землянам, за ум браться? Заняться экономикой, дать пинка под зад приставучим извращенцам – хрематистикам, выкинуть этот кризис из своих мозгов – он и опять притихнет - до следующих поколений, которым придется делать все тот же извечный выбор между экономикой и хрематистикой,  выбор между   выживанием и гибелью Человечества.
    
С уважением к терпеливому Читателю, «от имени и по поручению» наших Учителей Аристотеля, Платона, Хаммурапи, Ипусера, Конфуция, Фомы Аквинского, Адама Смита и многих других Великих современников,

независимый эксперт, кандидат экономических (не хрематистических!) наук, Ваш Андрей Сапронов.