Происхождение фамилий Суриков и Сретенский

Игорь Суриков
Отрывок 3 из книги «Мои тверские предки»
(История Чуриловской волости Новоторжского уезда и Липенской волостки Вышневолоцкого уезда Тверского края в связи с изучением родословной моих предков крестьян Суриковых и церковнослужителей Сретенских)

Глава 1

Фамилии

     Но вернемся к истории моего рода.  Итак,  четыре фамилии: Суриков, Сретенский,  Ягненков,  Смирнов. К ним можно добавить еще одну фамилию Спасская,  девичью  фамилию моей прабабушки Ирины.  Если происхождение фамилий Смирнов и в чем-то родственной Ягненков,  восходящих к прозвищам  Смирной и Ягненок,  не требует особого обсуждения, то о фамилиях Суриков и Сретенский мне хотелось бы сказать  несколько  слов.  Прежде всего, Сретенский - это типичная фамилия человека духовного сословия. Она происходит от названия  известного  христианского  праздника  Сретенье Господне,  по имени которого названы многие церкви на Руси. Упомянем церковь Сретенья Господня в Твери и Сретенский женский монастырь в  Кашине.  Священник,  дьякон или псаломщик такой церкви мог называться Сретенским. Впрочем, по данным переписи священнослужителей Бежецкой пятины за 1744 г.  (РГАДА, фонд 350, опись 2, дело 2189) все они имели только два имени,  собственное и отцовское,  также как и крестьяне.  Видимо в это  время фамилия появлялась только при поступлении сына священнослужителя в семинарию,  а крестьянина в армию или школу. Так что фамилия Сретенский могла появиться у священнослужителя Тверской губернии только с момента появления в Твери Духовной Семинарии,  а она была открыта в  1739  г., тогда как Бежецкое духовное училище было открыто в 1787 г. (Колосов, История Тверской Духовной Семинарии, Тверь, 1889).
     По названию церкви была дана фамилия одному из моих предков, отцу моей прабабки Ирины, дьякону церкви Спасской села Пнево Бежецкого уезда Тверской губернии. В Клировых ведомостях второй четверти 19-го века он называется Василием Спасским. Вторым способом возникновения фамилии, по сведениям, которые я обнаружил при изучении своей родословной, было образование ее от названия села, где находилась церковь, в которой служил один из моих предков.  Так пономарь церкви села Тубоса Вышневолоцкого уезда Тверской губернии записал своего сына при поступлении в Вышневолоцкое уездное духовное училище по имени Яков Тубоский. Наконец, использование третьего способа формирования фамилии я обнаружил именно в отношении фамилии моего прадеда Сретенский. Он родился в начале февраля 1829 г., на празднование Сретенья Господня. При поступлении в Вышневолоцкое духовное училище Яков Тубоский, отец прадеда Дмитрия, записал его не под своей фамилией, а под новой фамилией Сретенский, чему были свои причины. В это время такие возможности были. Правило наследования фамилии установилось не сразу. Впрочем, оно в исключительных случаях нарушается даже сейчас. Однако обязательным обстоятельством получения фамилии было поступление в учебное заведение и обучение грамоте.
     Должен сказать, что в старом Русском биографическом словаре я обнаружил жизнеописание человека по фамилии Сретенский,  жившего  еще  в 18-м веке.  Это архиепископ Иоасаф, родившийся в 1768 г., по-видимому, в Тверской губ.  в семье священника. Он учился в Тверской духовной семинарии. Здесь же в семинарии был учителем, но позднее постригся монахом,  был ректором Тверской семинарии,  а в 1821 г. стал архиепископом могилевским и витебским.  Умер Иоасаф в 1827 г.  Не исключено,  что он состоял в родстве со священниками Сретенскими, расселившимися из одной семьи по всему Тверскому краю.  Возможно,  что и мои предки происходят из того же корня.
     Но скорее это не так. Видимо фамилия Сретенский в среде духовенства возникала независимо много раз. По обычаю того времени сына духовного  лица при поступлении в духовное училище или семинарию записывали под определенной фамилией. Это могла быть родовая фамилия, уже имевшаяся у отца, или заново придуманная фамилия. Фамилия Сретенский была очень популярна у духовенства. В Тверских Епархиальных Ведомостях за 1901 г. я насчитал упоминание не менее 13 разных людей, носивших фамилию Сретенский (Сретенская).  Это и известный в Тверском крае священник села Маг Вышневолоцкого уезда Дмитрий Сретенский, и священник Кашинского духовного училища  Сергей Сретенский,  и несколько учеников Тверской духовной семинарии, Новоторжского училища, и многие другие. Более того, в Олонецких и Новгородских  Епархиальных  Ведомостях я также нашел упоминание о нескольких носителях фамилии Сретенский  среди  духовенства  Олонецкой  и Новгородской  губернии.  Однако их там было существенно меньше,  чем в Тверской епархии.  По-видимому, все это самостоятельные роды, получившие свою фамилию независимо от моих предков. Почти все Сретенские были священнослужителями или их детьми.  Только однажды упомянут тверской землевладелец Сретенский М.М.  Я также обнаружил гнездо священников Сретенских в г. Серпухове Московской губ. Из него вышел известный математик,  член-корреспондент АН СССР, профессор Московского Университета  Сретенский Л.Н. Аналогичным образом, видимо много раз появлялась и фамилия  Спасский.
     Сложнее обстоит дело с происхождением фамилии Суриков. Прежде всего, отметим,  что это не такая уж редкая русская фамилия. В справочнике "Список  абонентов Московской городской сети за 1971-1972 гг." на примерно 750000 телефонных абонентов я нашел 97 по фамилии Суриков.  Т.е. один  человек  с такой фамилией встречался примерно на 7500 абонентов. Это не очень большая,  но  заметная частота. Для сравнения фамилия  Смирнов встречена там же около 4500 раз,  что составляет примерно 0,6 процента всех абонентов.  Это очень высокая частота встречаемости. В  справочнике "Весь Петербург" за 1894 г.  я обнаружил трех Суриковых (один торговец и два ломовых извозчика),  а в справочнике "Весь Петербург" за 1905 г.  пятерых Суриковых на примерно 150000 названных жителей города. В книге Тупикова "Словарь личных имен" (1903) я нашел упоминание о самом древнем носителе фамилии Суриков в России. Им оказался пушкарь Рязанского княжества Иван Суриков, живший по данным летописи в 1596 г.  Следовательно, фамилии Суриков уже более 400 лет и в 1996 году можно было отмечать 400-летие моего родового имени. Здесь же у Тупикова  упомянут  послушник Григорий Суриков,  живший в 1661 г.  В издании "Дворцовые разряды" (том 2,  1628-1645 г.,  Спб,  1851) упомянут  толмач Онисим Суриков,  которому от имени государя в 1631 г. послан в Воронеж запас продовольствия (с.853-856).
     Среди Суриковых наиболее известен великий художник Василий  Иванович  Суриков  из  Сибири и крестьянский поэт Иван Захарович Суриков из Ярославской губернии. Назову также несколько ныне живущих и достаточно популярных  обладателей фамилии Суриков.  Знаменитая кинорежиссер Алла Сурикова получила эту фамилию от мужа родом с Урала.  В Алтайском крае работал  губернатор  Александр Суриков, который в настоящее время является послом РФ в Белоруссии.  Зам.  председателя Федерации свободных профсоюзов (ФСПР) во всяком случае, несколько лет назад являлся Алексей Суриков, родина  которого находится во Владимирской области. Таким образом, Суриковы распространены по всей России и явно происходят не из  одного  корня. Очевидно, что эта фамилия возникала независимо много раз.
     В книге Ю. Федосюк "Русские фамилии" уверенно обозначен  следующий путь возникновения фамилии Суриков,  которую автор возводит к названию зверька сурка - он в тюркском языке, а также в говорах некоторых южных губерний  России назывался "сур".  При добавлении суффикса -ик появлялось уменьшительное название сурик,  а от него прозвище и фамилия. Однако здесь не объясняется,  почему людям давали такое прозвище. Наверное, нельзя исключить и появления прозвища Сурик от названия известного  в России технического красителя красно-рыжего цвета.  Возможно, так звали людей с рыжими волосами.   Любопытно, что в "Этимологическом словаре  русского  языка"  греческое написание названия краски полностью соответствует русскому написанию фамилии Суриков. А греческая запись в  церковной книге могла быть легко объяснимой византийской основой церковного делопроизводства в  России. Происхождение фамилии Суриков от рыжей окраски волос допускал мой дядя Ефрем Суриков. У нас в роду было несколько рыжих: брат моего деда Максим  и его сын Николай,  мой двоюродный брат Анатолий и его мать Александра Ивановна.  Наконец, видимо, возможен и третий путь появления фамилии Суриков,  через прозвище Суржик, которое давали полукровкам, детям от смешанных браков (Грушко, Медведев, 1997), и фамилию Суржиков с последующим выпадением буквы "ж".
     В некоторых  случаях  изначально фамилия Суриков происходит от некрестильного прозвища Сурик или Суржик.  Я нашел имя Сурик в "Словаре личных  имен"  Тупикова.  Его носил полковник Запорожского войска Сурик в 1669 г.  Отсюда обычный путь к отчеству Суриков сын и далее к  фамилии Суриков.  Возникнув один раз, имя и фамилия могли стать модным, повторяющимся вариантом названия человека. Но закончу на этом  экскурс  в  историю  фамилий и перейду к поневоле краткому ввиду скудости имеющихся в моем распоряжении данных жизнеописанию моих  предков.  Эти данные собраны мною из разных источников,  в первую очередь из рассказов родных. Часть этих рассказов, несомненно, носит характер легенд, поэтому относиться к их достоверности надо осторожно.