Устами младенца глаголет истина 1

Джебраил Халиди
КУПАНИЕ ЯЗЫКА
Туран (Новруз) с малых лет любил пить сырую воду. Бабушка Аня называла его «мой водохлеб». Он умудрялся напиваться, как говорится, «от пуза», особенно во время купания. Сын пил воду, а мама часто ругала его за это. Ему тогда было три с половиной года. В очередной раз, когда я собирался искупать его, Туран спросил: – Папа, а можно я язык свой искупаю?!
Вопрос сына застал меня врасплох. Я, честно говоря, растерялся. Что же ответить сыну? Ведь, по идее, язык тоже часть нашего тела. Как бы за помощью обратился к жене: – Мама, наш сын спрашивает, можно ли язык мыть?!
 Шум воды мешал ей услышать наш диалог с сыном, и по этой причине, не поняв сути дела, она кивнула головой.
 Туран, удовлетворённый нашим ответом, в мгновенье ока набрал полный рот, начал якобы мыть язык. А на самом деле, глоток за глотком, стал пить воду.
  – Что ты делаешь? – строго спросила жена.
 – Мама, я спросил у вас с папой: язык можно купать? Ты кивнула головой в знак согласия. И папа сказал: да! Вот я и купаю свой язык! – хитро ответил он.
 – Сорванец, перехитрил ты нас с папой - с улыбкой сказала жена.
Глаза Турана засияли, в них было море радости.

 ВОЗЬМИ МЕНЯ НА РУКИ
Мы летом отдыхали в пансионате «Чайка» под Туапсе. Расписание наше было строго определено женой: купание в море до 11 часов дня и после 18 часов, когда исключена опасность облучения под палящим южным солнцем. Остальное время жена или читала что-то, или вязала, сидя в тени на берегу моря. А мы, двое сорванцов мотались то по спортивной площадке, то ходили в горы за ягодами.
 Однажды мы с Тураном добрались до вершины горы. Мой маленький альпинист предложил мне: – Папа, возьми меня на ручки, я тебе помогу!
 Я изумился. «Любопытно, – подумал я, – как же четырёхлетний сын поможет мне, если я возьму его на руки?»
 В тот день мы с ним долго карабкались по горным тропинкам и, безусловно, он чертовски устал.
 – А как же ты мне поможешь?! – недоумённо спросил я.
 – Вот так обниму и помогу тебе! – ответил Туран и маленькими ручонками обнял меня.
 – Помощник ты мой дорогой! – сказал я и поцеловал его сияющие глаза. После этого мы с ним долго ходили по горной вершине. Но я не чувствовал никакой усталости, ведь мой сын помогал мне.

 ЙОДА НЕ НАДО
 Трёхлетнему Турану в поликлинике назначили йодо-бромную ванну. Всю дорогу до водолечебницы он прожужжал мне уши:
 – Папа, йода не надо, хорошо?
 – Да, сынок, хорошо!
 Возле водолечебницы, куда мы прибыли, сын повторил свой вопрос:
 – Папа, йода не будет?
 – Нет, не будет, не волнуйся.
 Признаться, я забыл о содержании направления врача.
 В водолечебнице медицинская сестра повела нас в процедурную кабину. Сын шёл молча, но со страхом, словно на каторгу. Он разделся, полез в ванну, некоторое время лежал молча, не отводя глаз от медицинской сестры. Наконец детское терпение лопнуло, дрожащими губами он произнёс:
 – Тетя доктор, йода не надо!
 Медицинская сестра посмотрела на меня.
 – Что говорит ваш сын?
 – Повтори, что ты хочешь, Туран?
 – Йода не надо, папа. Тётя доктор, которая направила нас сюда, ведь сказала... Скажи этой тёте, чтоб она меня не мазала йодом…
 На его глазах появились слёзы. Медсестра, да и я, лишь сейчас поняли смысл его слов.
 – Йода не будет, мальчик. Успокойся. Ты давно уже лежишь в воде, которая называется йодо-бромная!
 Глаза сына засияли, словно радуга после весеннего дождя.
 – Ура, папа, йода не будет! – громко и радостно воскликнул он.

 Я РУССКИЙ, КАК ПАПА
 Наконец-то настал долгожданный день – 1 сентября. Море цветов, весёлые голоса детей, радостные лица взрослых. Вокруг царил настоящий праздник.
 Учителя радушно встречали учеников – первоклассников. Состоялась торжественная церемония посвящения в Первоклассники. Затем будущие ученики в сопровождении классных руководителей вошли в школу. Начался Первый урок.
 Среди первоклассников был и наш единственный сын Туран.
 Ему особенно повезло. Ведь классным руководителем его была Любовь Ильинична – педагог с огромным опытом. С первой встречи она нам очень понравилась, особенно сыну.
 В приподнятом настроении мы с женой вернулись домой. Всю дорогу говорили о празднике. Как только переступили порог квартиры, зазвонил телефон. Я снял трубку. Звонили из школы.
 – Здравствуйте, можно услышать маму Турана?
 – Пожалуйста, – сказал я и передал трубку жене.
 – Я классный руководитель вашего сына…
 – Слушаю вас, Любовь Ильинична, – тревожным голосом спросила жена. – Что-то натворил, небось, Туран?
 – Нет, нет, не волнуйтесь. Только я хотела бы узнать, кто по национальности ваш муж?!
 – Иранец, – настороженно ответила жена. – А что?!
 – Нет, ничего особенного. Просто теперь я всё поняла.
 – А что, Любовь Ильинична?! – ещё больше встревожилась жена.
 – Да вы не волнуйтесь, пожалуйста. Я просто спросила у вашего сына, какой он национальности, и услышала любопытный ответ: «Я русский, как папа!» – ответил Туран. «Значит, папа твой русский?!» – спросила я. Прозвучала любопытная фраза: «Конечно! Он иранец!»

 ДУРЬЯ МОЯ ГОЛОВА
 Пятилетнему Турану назначили уколы. В процедурном кабинете поликлиники медицинская сестра велела раздеть его. Я помог сыну. После укола Туран такой крик поднял, что хоть уши затыкай ватой. Еле успокоил его.
 – Ай, ай, ай, я думала, что ты мужчина. Мужчины ведь не плачут, даже тогда, когда им больно, – пристыдила его медицинская сестра.
 – Дурья моя голова, зачем я согласился на укол, – бурчал в ответ Туран, повторив слова бабушки Ани: «Дурья моя голова».
 На прощанье, он, обращаясь к медикам, бросил:
 – До свидания…
 – До свидания, мальчик, – ответила медицинская сестра.
 Туран, резко повернулся к ней, сказал: – До свидания, я вам не скажу, вот!
 Вслед раздался громкий хохот медиков. Только сейчас до них дошёл смысл слов мальчика.

 УГРОЗА
 Однажды на вопрос трёхлетнего сына Турана «Каким образом он появился в нашей семье?», жена ответила уклончиво: кажется мы тебя «купили» в магазине игрушек. И сомнений у сына на этот счёт не возникло.
 Несколько дней спустя, когда он слишком разбаловался, жена сердито бросила: – Господи, и зачем же я тебя «купила» в том магазине, ну, зачем?!
 Туран, внимательно посмотрел на неё и с глубокой обидой произнёс:
 – Да, мамочка, из всех игрушек в магазине один я только на тебя смотрел.
 Глаза его при этом наполнились слезами.
 Жена расстроилась от неожиданных слов сына, прижала его к себе:
 – Никому тебя не отдам, сынок. Ты же будешь слушаться маму?
 Обиженные глаза Турана покрылись радостным сиянием.
 – Я всегда буду слушаться, мама, – сказал он и маленькими ручонками обнял маму. – Только в магазин меня не возвращай, хорошо?

 МНЕ ВАС ЖАЛКО
 Однажды за непослушание Турану было предложено посидеть в комнате одному и подумать о своём поведении.
 Прошло несколько минут. Послышался скрип двери. Вскоре его маленькая фигурка появилась в проёме двери кухни.
 – Я ухожу от вас! – решительно обратился он к бабушке и маме. Неожиданное решение пятилетнего внука расстроила бабушку, она медленно опустилась на стул. Жена же, стараясь выглядеть внешне спокойной, спросила у сына: – Тебе помочь одеться, или ты сам?!
 – Сам! - ответил Туран и помчался в свою комнату.
 Потянулись минуты ожидания.
 Бабушка Аня прошептала: – Что ты делаешь, доченька, он уйдет. Уже вечер, за окном темно. А что ответишь мужу?!
 Позже, вспоминая эту историю, жена призналась, что сильно билось её сердце, и мысли роем проносились в голове: «Как поступить?..»
 – Садимся пить чай, мама, – с трудом выдавила из себя она.
 Так и застал их Туран, выйдя из своей комнаты – сидящими на кухне и пьющими чай. Он прошёл мимо кухни по коридору к выходу.
 Бабушкины глаза наполнились слезами, а жена еле слышно сказала:
 – Спокойно, мама! – затем нежно схватила дрожащую руку мамы, строго обратилась к сыну: – Тебе помочь открыть дверь, или ты передумал уходить?!
 – Да, передумал, – ответил Туран и заплакал.
 – Почему?
 – Мне вас жалко! – пробормотал он.
 – Ну, раз тебе нас жалко, тогда раздевайся и приходи на кухню, будешь пить с нами чай.
 Бабушка дрожащими руками, но со счастливой улыбкой на лице, помогла внуку раздеться.