Устами младенца глаголет истина 2

Джебраил Халиди
Как-то раз мы с внучкой Марианной и её бабушкой Светой отдыхали на море в поселке Джубга и в свободное от «моря» время «баловались» в придумывании всяких небылиц: сочиняли сказки-«придумки». А слово «придумки» предложила мне внучка случайно. В первую же ночь, когда она не хотела засыпать без своих родителей, они остались дома в Краснодаре,  Марианна предложила: – Дедуля, давай с тобой сочиним сказки - «придумки» про принцессу и принца?! Мне только оставалось соглашаться со своей любимой и единственной внучкой. Так и сделали – стали сочинять всякие придумки, иногда складные, правдоподобные, иногда «никудышные».  Но, как ни странно, моя родная «придумщица» после этого, стала активно придумывать сюжеты для наших сказок, так как она задавала тон в этом, предлагала, к примеру: « В нашей сказке обязательно должны быть заяц, волк, лисица, белочка, медвежонок и, конечно, мама-медведица,  которая защищает друзей сына от злых волка и лисицы». А хитрую лисицу внучка назвала именем соседки – бабушки Раисы, которую почему-то недолюбливала…  А что из этого получилось, судить вам. Итак, слушайте...

                СКАЗКА О ЗЛОЙ ЛИСЕ РАИСЕ
В одном дремучем лесу жили-были заяц, белка, ёж  и медвежонок, которые дружили между собой. Если у кого-то из них случалась какая-то беда, то горевали все, а если радость, то все радовались.  Однажды друзья услышали о том, что хитрая и злая лиса Раиса хочет заманить маленького медвежонка в свою норку.
 Лиса знала о том, что медвежонок иногда гуляет без разрешения мамы-медведицы в глубине леса, там, где солнечные лучи с  трудом проникают для освещения подлеска. Тут лисе и захотелось воспользоваться долгожданным случаем.                – Пойдем, ко мне, смелый медвежонок, я тебя со своими детьми познакомлю, – притворяясь ласковой и доброй, предложила она. – Ты сможешь с ними подружиться. А зачем тебе маленькие зверята: зайчики, белочки, да колючие ежи, ты такой большой, смелый…
 Медвежонок не знал, что если хитрая лиса заманит его в свою норку, то больше ему не жить вовсе в этом любимом лесу.  Услышала всё это белка и, перепрыгивая с ветки на ветку, помчалась в берлогу медведицы.  Узнав ужасную весть, медведица сильно разозлилась и быстро собралась в путь.
 Тем временем друзья маленького медвежонка тоже не стали сидеть сложа руки и помчались к норе лисы. Когда они подошли, то увидели, что лиса Раиса изо всех сил старается втянуть медвежонка в свой дом. А медвежонок застрял в отверстии лисьей норы.  Друзья стали окружать нору со всех сторон. Ежу было известно, что нора, как правило, бывает с двумя входными отверстиями. «Раз она втягивает медвежонка с этой стороны, то у неё в запасе имеется ещё один путь, она может воспользоваться им», – подумал ёж.
 Лисица же, хоть и была хитрая, но даже не подумала, что к этому косолапому и неуклюжему детёнышу медведя могут прийти на помощь столько друзей. Медведица, чтоб не перепугать своего малыша, тихо подкралась к лисьей норе. Она схватила своего сыночка за задние лапы и вытянула его на поляну.  Лиса сперва не поняла что произошло, высунула морду наружу. Тут-то и заметили её хитрые глаза друзей медвежонка и его огромную маму. Лиса стала пятиться назад.
Ёж подбежал к медведице, показал ей запасной выход из норы, а сам вернулся к друзьям.
Лиса только собралась высунуться из своего запасного выхода, тут медведица ловко выхватила её за шиворот и вытянула наружу. Лиса изо всех сил стала вырываться, но сильные лапы медведицы крепко держали её.
- Соседка моя милая, – взмолилась рыжая, – отпусти меня, я просто хотела твоего сыночка познакомить со своими детьми. Честное лисье слово, это так, – оглядываясь вокруг, своими хитрыми глазками в поисках поддержки, сказала лиса. – Пусть эти маленькие соседи наши скажут, кого я когда-либо в жизни обижала?!
 А друзья медвежонка крикнули в один голос: – Лиса Раиса хитрая и злая, она обманывает, лиса хотела съесть нашего друга. Она хотела отгрызть мою лапу...– пожаловался и сам медвежонок. Медведица обратилась к друзьям сына: – Какое наказание вы предлагаете этой злой лисе?! Друзья снова в один голос закричали: – Пусть уходит из нашего леса, такая злая соседка нам не нужна… 
Медведица внимательно выслушала их и вынесла приговор:  – По настоянию друзей моего сына я не хочу тебя больше видеть в этом лесу, даже твои лапы не должны прикасаться к земле нашего леса. Я, конечно, могла бы разорвать тебя на мелкие куски, или сбросить со скалы в пропасть. Но смотри же. Ради друзей моего сына, тебя отпускаю подобру-поздорову!   Лиса, поджав свой пушистый хвост, убежала, куда глаза глядят. Долго не смолкало ликование друзей медвежонка.
               
                ПЕСЕНКА ЧУМАЗОЙ ДЕВОЧКИ
Во время прогулки с двухлетней Марианной, дедушка заметил, что она запачкала не только руки, но и лицо.
– Какая ты чумазая стала. Марианна, немного подумав, произнесла: – Девчонка чумазая, личико измазала... Слова девочки умилили деда. Он,обнял её.– Дорогая моя, только теперь нам остаётся добавить к твоим словам припев: – Баиньки,  баиньки, сударушки, баиньки и получится у нас песенка о чумазой девочке!
Глаза Марианны засияли, и она стала повторять эту песенку. В тот день, да и в последующие дни, дед с внучкой часто пели песенку о чумазой девочке, каждый раз завершая её добрым смехом Марианны.
                УСТАМИ МЛАДЕНЦА ГЛАГОЛЕТ ИСТИНА
Услышав шум падающей крышки кастрюли и возмущённый голос отца, Марианна говорит деду: – Деда, пойдём на кухню, папа ругает кастрюли…
* * *
 Поглаживая свою собачку, карликового пуделя Тину, Марианна часто говорит:- Хорошая Тина, добрая Тина. Придя однажды с мамой в продуктовый магазин и заметив на витрине ползающего таракана, картавя, обращается к нему: – Ховоший тавакан, добвый тавакан!
* * *
Папа однажды пригрозил Марианне ремнём.
На вопрос гостьи: – Как зовут твоего папу?
Марианна, помедлив, ответила: – Ремень!
* * *
Бывало время, когда наша собачка Тина не просилась на улицу, за что каждый раз была наказана взрослыми:
– Ай, ай, ай, Тина... Марианна, оказывается, внимательно наблюдала за воспитательным процессом собачки. Как-то раз после дождя, выйдя во двор с дедушкой, Марианна стала очевидицей такой картины: стоит какой-то дядя возле лужи и с кем-то беседует по мобильному телефону. Девочка, внимательно посмотрев то на мужчину, то на лужу, то на дедушку, обращается к нему: – Дедушка ты дядю тоже поругай, – при этом осуждающе покачала головой:– Ай, ай, ай, дядя, ай, ай, ай!..
* * *
 На крестины Марианне подарили надувной бассейн, который стал любимым развлечением девочки.  Однажды в прохладный день она по привычке залезла в бассейн. Мама Саша, попробовав воду, спросила: – Тебе не холодно, доченька?! – Н… нет, т... тепло, но забери меня скорее, – стуча зубами, ответила Марианна и в течение дня ни разу не подошла к бассейну.
* * *
Бабушка Света купила Марианне игрушечный набор «Доктор» и, подарив его внучке, объяснила: – Теперь ты можешь полечить мамулю, бабулю...                На фоне затянувшейся паузы Марианна добавила: – И дедулю, тозе!
* * *
Однажды Марианна сообщила деду, что идёт на работу. - И где работает моя внучка? – поинтересовался дедушка.  – В университете! – ответила она с серьёзным видом. – А кем?! – изумлённо спросил дедушка. – Бабами Ирами! – почему-то во множественном числе ответила внучка.
Примечание:  Мама Марианны Александра  тогда училась в университете, а бабушка была преподавателем в средней школе.

                НАШ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ
Летом мы с дедушкой отдыхали в Сочи. Там есть посёлок с удивительным названием Лазаревское.  Почему-то он называется не Лазаревский, а Лазаревское. Мы спросили у нескольких жителей этого посёлка, но никто не смог нам ответить почему же это слово, все-таки пишется и произносится именно как «Лазаревское»?!.. Как я уже говорила, мы с дедушкой приехали в Сочи. Погода была здесь очень жаркая. Первые два дня мы с ним купались и незаметно загорели. Конечно, жаль, что берег моря здесь был каменистым. Мы с трудом входили в воду, часто скользя по камням. Мелкие камушки застревали между нашими пальцами ног. Иногда, когда волны приближались к нам, подхватывали камушки и, будто, бросали в нас. Нам казалось, что море играет с нами в игру бросания камнями. Было забавно, но больно…  Всё-таки мы не обращали на это внимания и плавали в волнах, получая огромное удовольствие от моря.

Третий день был для нас невезучим. Мы когда пришли на пляж увидели такую картину – берег, где мы вчера загорали, был усыпан гальками разных размеров. Наше любимое море штормило. Высокие волны бились о каменистый берег. Слушали музыку моря, любимую нашу с дедушкой музыку, которую мы назвали мелодией июля.
В тот день мы только сидели на берегу моря. Оно обнимало наши ноги своими нарастающими волнами. Мы с дедушкой от души смеялись над проделками бушующего моря и с веселым криком убегали от волн. И, несмотря на то, что наш коврик и полотенце моё уже были совершенно мокрыми, нам было весело и интересно. Мы играли с волнами.
Последующие дни выдались прекрасными. Погода уже не подводила. Море было тихим. Словом, наш отдых удался на славу.  В дни нашего отдыха было немало интересных сюрпризов. Особенно, когда дедушка купил мне босоножки для спуска в море, чтобы морские камни не делали больно моим ногам. Это бы первый сюрприз.
Второй заключался в том, что когда мы возвращались в наш номер, дедушка мне предложил подойти к лавке, где продавались накидки для девочек. Он подарил мне накидку по цвету, совпадающую с моим купальником. Ведь иногда я просила его подержать полотенце, чтобы я переодела купальник, а раздевалка находилась далеко от места, где мы часто купались. Вот для чего мой дедушка придумал этот сюрприз: чтобы я не волновалась о том, что кто-то заметит моё переодевание.
Третий сюрприз был заманчивым, так как каждый раз дедушка дополнял мой кошелёк. Ведь мы так с ним договорились. У каждого из нас будет свой бюджет для отдыха. И каждый раз, когда почему-то мой кошелёк становился «худым», дедушка незаметно дополнял его десятками или пятидесяти рублевыми купюрами, а мелочи, само собой разумеется, были моими. Иногда у меня скапливалось больше денег, чем у него. Мы были с ним на равных. Я очень люблю своего дедушку. За то, что он говорит со мной как со взрослой и считается с моим мнением. 
Я забыла о главном. Мы с ним однажды обедали в ресторане, ели шашлык. Находился он в десяти метрах от моря. Сидя у открытого окна, мы чувствовали дыхание моря и запах волн. После этого мы много раз побывали в том месте, где был расположен этот ресторан. Только ради того, что там художница из Ставрополя продавала гипсовые фигуры для раскраски. Дедушка часто покупал мне различные фигурки, и я расписывала их. Это занятие мне очень нравилось. Здесь, под навесом для росписи, я познакомилась с девочкой Машей из города Нижний Новгород, которую я пригласила однажды к себе, в школу искусств, где жили мы с дедушкой. Нашей гостье очень понравилось у нас и, она не хотела возвращаться к себе. Маша отдыхала с мамой и дядей Иваном в Лазаревском, но жаль, её мама не согласилась оставить дочку у нас...

И ещё об одном интересном случае я вам расскажу. По чистой случайности я познакомилась со своей ровесницей, плавающей рядом со мной. Оказалось моя новая знакомая, Дарья Евтушенко, приехала из Москвы, учится в моей же школе, она тоже перешла во второй класс и живёт по улице Кавказский бульвар, где и я, только в следующем доме.

Мне очень понравился мой отдых. Особенно общение с дедушкой. А дедушка, как он говорил мне, «самый счастливый человек на свете, что я у него есть…»

Забыла о самом главном. Мы с ним сочинили текст кукольного представления под названием «Карнавал зверей в Сочи». Ведь у нас в краснодарской квартире имеется большая коллекция кукольных персонажей. Мы с дедушкой и бабушкой Светой решили готовить спектакли о зверушках. По приезду в Краснодар мы напечатаем на компьютере текст этих представлений.

И ещё об одной вещи забыла… Мы ещё с ним сочинили «Сказку про «Мяу». Это было во время поездки в Сочи. Вот такие события были у нас с дедушкой…Думаю, что они не будут последними. Ведь мы с ним собираемся в августе побывать на Международном фестивале славянской культуры в кубанском городе Славянске-на-Кубани. Доживём до августа и посмотрим…

Вот мы и дождались с дедушкой долгожданного праздника славянской культуры. Международная выставка «Россия мастеровая», которую проводил мой дедушка, была очень интересная. Её участники привезли с собой много красивых работ. Здесь своё искусство показывали не только кубанские мастера и художники. Гостями Кубани были художники из Москвы, Рязани, Астрахани, Оренбурга, Санкт-Петербурга и многих других городов нашей Родины.  Так как мой дедушка поручил мне участвовать в работе выставки, то я с огромным удовольствием помогала ему в этом.

Мастера проводили творческий показ изготовления картин и сувениров. Я тоже рисовала картины пальцами. Кубанская мастерица Ольга Орлова научила меня пальчиковой росписи. Я наносила акварельные краски на плотную бумагу и рисунок, полученный таким образом, понравился окружающим. На выставке разрешалось продавать свои картины и сувениры. Дедушка был не доволен, что я иногда тоже продаю свои работы, но когда он услышал от меня, что я на вырученные деньги куплю двум хорошим людям подарки, спросил: "А кто эти хорошие люди?" Я ответила: "Мама Саша и бабушка Света!" Услышав мой ответ дедуля с улыбкой сказал: «Думаю, что это будет самый хороший подарок!..» Конечно, он добавлял к моим деньгам немало денег, чтоб я сделала подарок-сюрприз всем моим родным, особенно маме… Я купила много сувениров, да и мастера немало подарили мне сувениров.
В дни фестиваля проходили концерты с участием белорусских, украинских, болгарских, сербских музыкальных коллективов. Мы каждый вечер посещали концерты. Особенно мы подружились с мастерами из Калмыкии Марией Загировной, Мариной и её женихом Эдуардом. Они с нами очень много фотографировались. Мария Загировна меня учила ткать ковры на ткацком станке. Она всё время меня хвалила за мою работу. А дедушка обещал им выслать диск видеофильма о выставке и концертах, который он сам снимал в дни фестиваля. Праздник под названием «Наливное яблоко» также понравился нам. Особенно тем, что каждому участнику здесь вручали очень вкусные и сочные яблоки. Праздник проходил на стадионе плодового хозяйства и в тот день вручали дипломы и подарки участникам.
Еще я забыла о том, что в написании этого рассказа мне помог мой дедушка, за что я много раз целую его и выражаю ему благодарность любимой внучки Марианны.
п. Лазаревское г.Сочи, г. Славянск-на-Кубани                июль-август 2009г.
                Сказка про  «Мяу»  (придуманная пятилетней  Марианной)
Однажды у одной бабушки пропал любимый кот. Его звали Мурзик. Он был очень умный и смелый. Бабушка любила своего кота, и эта потеря для неё была несчастьем. Где только она не искала своего любимца. Спрашивала она у друзей, соседей, знакомых. Но, увы, никаких вестей о её Мурзике не было.
Однажды в поисках кота она пошла в лес. Ходила, бродила она по лесу и увидела Мурзика, а рядом с ним стояла красивая белоснежная кошка с голубыми глазами. Увидев хозяйку, Мурзик обрадовался встрече. Что-то промяукав своей подруге, он подошёл вместе с Белоснежкой к бабушке. Женщина протянула руки к коту. Мурзик виновато посмотрел на хозяйку, а она ласково обняла его и кошку. В лесу раздались радостные мяуканья Мурзика и его подружки. А также счастливый возглас старушки: «Мурзик мой нашёлся! Теперь он не один, со своей Белоснежкой будет жить у нас!» Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Мяу!
Сочи, июль 2009г.