Спрут в томатном соусе. Глава 41

Виталис Мерта
Апрель уходил в прожитое. Свежая, часто хмурая по утрам, балтийская весна угоняла рафинадные льды в пронзительную синеву открытого моря. Появились вновь на горизонте и совсем недалеко пароходики моей юности. На далеком Беломорканале, на Волго-Балте и торопливой Свири началась навигация. Третья без меня. И первая для кого-то, юного и наивного. Зашумели чайки над старым заброшенным пирсом. Синь большой воды бередила душу, манила знакомыми шумами вольного моря, свежего простора, подробностями мальчишеских воспоминаний. Казалось, все было так давно... Думал ли я, мечтая жить у самого синего моря, что могучие штевни бродяг-пароходов без меня будут ломать упругую пенную волну, без меня будут тихо вползать черные блестящие корпуса сухогрузов в тесные камеры шлюзов, без меня будут колдовать в рубке ставшие друзьями штурманцы. И не менее славные механики с мотористами будут нежно присматривать за грохочущими дизелями.
В страшном сне не снился мне такой вариант рыбацкой судьбы: ломовые физические нагрузки, заработки, которых хватает только на продуктово-мануфактурные приобретения семье, вонь грязноватого цеха, садиствующия Егоровна и никакой надежды на появление своего домика в дюнах.
Подошла Майя:
- Оставь пока кильку, пусть Вика ее выпускает, съезди с Николаем за салакой...
- Что, холодильщики опять вредят Егоровне ?
- У них из центра завезли много рыбы, стропы все развалены, вам потом тоже придется помучаться с этой партией.
- Нам не привыкать. Скоро лето, опять пойдет рыба сплошь растаявшая, а потом снова замороженная. К стропу не подступиться. В прошлом году стропы погрузчиком с разгону разбивали.. Что Егоровна будет делать.. Ныне вряд ли мужики будут "нарушать технологию".
- Не хотела  расстраивать, но вызывают тебя на производственный совет..
- Квартальной лишать будут ?
- Обязательно. Я говорила с теми, кто в совете. Они все понимают, но с Егоровной никто связываться не хочет. Не лишат тебя - лишатся сами. Свалилась ведьма на головушки наши. Кстати, план по кильке цех не выполнил.. Все ведь теперь боятся дефростеры греть. Максимум за смену половину прежнего выпускаем..

Я вышел на территорию. Там уже ворчал мотором старенький ГАЗ-52. Водитель хлопнул дверцей, автомобиль бойко покатился за проходную, загрохотал всеми сочленениями по влажному петляющему проселку.
На Торфяном мысу базировались три колхозных мотобота из тех, кто подтверждал в названии хозяйства определение "рыболовецкий". В течение навигации утлые суденышки бороздят прибрежные воды, привозя к вечеру на колхозный пирс две-три тонны салачно-килечного ассорти. Иногда улов составляет десяток ящиков трески. Попадаются в сети и ценные породы. Но ни угря, ни камбалу, ни красную рыбу в разделку никогда не привозили.
Некоторое время я работал в паре с молодым, спортивного сложения пареньком, закончившим с отличием рыбную мореходку. Он поработал три года на океанском траулере, женился и устроился грузчиком в колхоз, надеясь в конце-концов стать судоводителем колхозного рыболовного бота. Отработав грузчиком четыре года, он так и не смог получить в колхозе работу по специальности и в конечном итоге ушел на судоверфь.
Из рассказов паренька я понял, что устроиться на колхозный флот, придя в колхоз "со стороны" практически не реально.
Рыбный промысел оплачивается более справедливо, чем лошадиная работа на консервном производстве. Именно будучи рыбаком, можно в конце концов скопить деньги на строительство своего дома. И стать рыбаком, зарабатывая до 900 рублей в сезон, можно только по великому блату..

Трясясь в порожнем грузовике по разбитому шоссе, мы с Николаем живо обсуждали многочисленные проблемы владельца собственного дома. Акцент Николая выдавал в нем жителя юга страны и я полюбопытствовал:
- А как тебе удалось стать владельцем дома на побережье ?
- Я женился на местной женщине. У нее дом и хозяйство. Она меня и в шоферы устроила. Управляющий, правда, условие выдвинул..
- Какое, если не секрет ?
- Секрет-то есть, да все о нем знают. Управляющий сказал: возьму тебя шофером, но с машиной. Это как раньше в извоз со своей лошадью принимали.
- И ты машину купил ?
- Купил. Списанную. В Скобаристане. За тысячу.А куда денешься ? В грузчики я уже не гожусь.. Да и заработок на машине побольше.. Пригнал сюда. Здесь из двух: этой и старой колхозной, совсем уже никуда не годной, но не списанной, получился вполне приличный грузовичок. Номера - с колхозной машины. Резину дали новую. А тысячу я себе за два месяца вернул: руль - верный кусок хлеба. Без руля и дом содержать тяжело....

Салаки на пирсе было чуть более тонны. Я быстро забросал ящики в кузов, грузовичок пробрался между завалами сетей и тары, запрыгал по дороге на рыбозавод. Отчаянно петляла грунтовка, красное солнышко макнулось тихо в залив, день грядущий нес новую нервотрепку. Смешно: трепать нервы, работая грузчиком.. Ладно бы, "Волго-Балтом" заруливать...