Девичья оранжерея в жестоком мире. И Б Д

Маленёв Павел Артемьевич
Девичья оранжерея в жестоком мире
(«Институт благородных девиц»)

Второе шествие на телевидении – теперь уже для зрителей стран СНГ, на канале РТР Планета, – начал киносериал «Институт благородных девиц»*, который российские зрители увидели в прошлом году.

Если судить по массе откликов телезрителей – кстати, в абсолютном большинстве положительных, – то почти все они увидели в данном повествовании о конце XIX века лишь мелодраматические события.
    Между тем создатели фильма отдельными сюжетными шрихами показали: православную поддержку славянской борьбы на Балканах, охватившую общественные слои России в связи с Русско-турецкой войной 1877 – 1878 гг.; напряжённую международную обстановку, связанную главным образом с угрожающей России реакцией Англии на послевоенный Сан-Стефанский договор; альковные способы ведения государственной дипломатии;.прогрессирующую активность революционного очага, разжигаемого бомбистами – бесами, по Достоевскому, - с целью свержения монархии; массированное наступление капитала на страну и расцветающей на капитале коррупции, что вызывает девальвацию табели о рангах и всего высшего сословия общества.
    Эти события так или иначе переплетаются, естественно, с мелодраматическими судьбами всех героев фильма, в первую очередь – с воспитанницами Института благородных девиц. И уже названные сюжетные линии не позволяют сказать, что создано очередное дешёвое стандартное сериальное «мыло» с кровавыми разборками или с пресными головами, которые щлёпают губами в офисах, в коттеджах и в дорогих машинах.

Историческая эпоха авторами фильма тщательно прописана в обстановке интерьеров, в предметах быта, в одеяниях городских слоёв – от высшего света до обитателей ночлежек - и достоверно предана во всевозможных мизансценах на улицах старой Москвы. И даже - в речевых особенностях диалогов героев, в их именах, привнесённых по тогдашней моде западниками на российскую почву: Вольдемар, а не Владимир, Николя, а не Николай, Андрэ, а не Андрей, Жюли, а не Юлия и т.д.   

 Жизнь дворянок в Институте благородных девиц, из которых с 5 - 6-летнего возраста массой обязательных всевозможных наук в этом заведении готовят домашних учителей, а также будущих жён и матерей. «Жена – опора мужьям, а значит Государству Российскому», - считает начальница заведения Соколова (арт. Ксения Хаирова), Дортуары институток пропитаны дружбой, душевной отзывчивостью «душечек», милыми девичьими секретами и прочими прелестными фантазиями, как, например, верой в «Чёрную невесту».

Однако и в Институте в связи с Русско-турецкой войной витают сильные патриотические настроения: вот отчаянная Маша Кутайсова (арт. Ирина Девлящова) даже намеревается бежать из Института на фронт и прячется в госпитале среди раненых. У Татьяны Ильинской (арт. Екатерина Астахова) на войне убивают отца, и она остаётся сиротой. Турчанке Мириам (арт. Алёна Созинова), несмотря на то, что она дочь влиятельного в Турции сторонника России, институтки объявляют бойкот. Талантливые институтские барышни с волнением готовят свои номера и выступают с концертом в госпитале перед ранеными солдатами, а потом и поступают на курсы медсестёр.
А на улице – настоящие волнения: горит турецкая лавка; с криками «Вы сколько наших под Плевной положили! Бей турок!» толпа нападает на Мириам, на её няньку Зейнаб (арт. Ирэна Морозова) и на торговца турецкой лавки Аслана (арт. Алексей Франдетти).

Обстановка накаляется. В Россию с важной миссией засылают турецкого шпиона. Делает вояж с заездом в Россию английский посланник. Чего хочет Англия? И Великий князь (арт. Степан Старчиков) решает «подложить» под английского гостя для выведывания намерений наиболее патриотически настроенную институтку Асю Черневскую (арт. Юлия Гусева), мечтающую о месте фрейлины при царском дворе, уже обещанному ей Императрицей Марией Александровной, и не догадывающуюся, как видно, о том, что и институт фрейлин, о котором она мечтает, тоже предназначен для ублажения царственных и королевских особ  и дипломатов.  Более того, Великий князь пытается склонить её к браку с лордом, надеясь получать от Аси регулярную информацию из Англии.

В Московском университете, как и во всей России, активизируется группа бомбистов, в которую входит и сын начальницы Института благородных девиц Саша (арт. Семён Спесивцев). Их главарь демагог Лев Полозецкий (арт. Анатолий Завьялов) высокопарно говорит о несправедливом обществе богатых и бедных, о необходимости физического уничтожения царя, о революции. «Мы разожжём костёр, и в этом костре сгорит старый мир!» - восклицает он перед студентами. Однако он открывает своей постельной соратнице Дорошевской (арт. Ксения Виват) истинные мысли: «Если у тебя есть власть – ты можешь стать богатым!».
    На данный момент группа студентов готовится подорвать в карете обер-полицмейстера (арт. Владимир Никитин). В ход идут прокламации, в химическом кабинете тайно делается бомба. Однако дальнейшие события покажут ничтожную сущность Полозецкого, когда он из-за денег вступит в сделку с бандой душегубов, скрывающихся в подземелье Неглинки, и когда ради спасения собственной жизни предаст всех веривших ему товарищей.
    Тем не менее, Полозецкий сумел отравить души Дорошевской и Саши. Озлобленный и несправедливо побывавший в ссылке Саша заносит в Институте бомбу над головой Великого князя. А чуть раньше он указывает на ошибку правительства России: ссылка на каторгу и концентрация в одном месте политических способствует подготовке революционеров!
    Может быть, здесь стоит вспомнить, что фамилия Полозецкий очень созвучна фамилии Гриневицкого, который через три года в Петербурге бросит бомбу и смертельно ранит российского Императора Александра II.

Одной из самых заметных сюжетных линий в сериале является карьера мелкого дворянина, которого поначалу не принимают в светском обществе, Николая Маркина (арт. Антон Феоктистов), друга князя Хованского (арт. Иван Колесников). Карточный шулер, выдаивающий деньги не только у транжирящего состояние Софьи безвольного друга, но везде, где придётся, он с помощью банды содействует убийствам и похищению людей, в пользу князя, но со своей выгодой, лишает Софью княжеского наследства, организует коррупционную схему строительства железных дорог, вовлекая туда даже Великого князя, разоряя с помощью сенатора (арт. Виктор Добросотский) акционеров и вывозя крупные российские капиталы за границу. Из-за богатств его уже принимает высший свет. И постепенно эта фигура вырастает в зловещего монстра капитализирующейся России, все дела и карьера которого сродни сегодняшним российским березовским и чубайсам.

Массированное наступление капитала на Россию изображено и с помощью образа бывшего крепостного, солдата-денщика, ставшего самым крупным московским капиталистом, способным своими миллионами исправить дела на разграбленном строительстве Российских железных дорог, Платона Матвеева (арт. Иван Рыжиков), который, в конечном счёте, нанимает к себе на работу и графа Воронцова (арт. Александр Арсентьев), и других дворян. Весь чиновный и сановный свет оказался у ног Матвеева, он уже диктует всем свои условия – чем не нынешний олигарх? Вот только вместо классической крови, с какой всегда приобретается крупный первоначальный капитал, создатели фильма показали детскую сказку о том, как генерал Скобелев (арт. Артур Иванов) на фронте подарил доброму Платону целую горсть бриллиантов!
    И совсем не зря опальный граф Черневский (арт. Евгений Сергеев) скажет, прямо как бы - в сегодняшний день: «Слишком много таких Платонов власть искушают!».

А между тем за стенами Института благородных девиц протекает далеко не благородная жизнь, жизнь «на дне», по Максиму Горькому, - с ночлежками для обездоленных людей и проститутками, что на руку таким агитаторам, как Полозецкий. Да и сами барышни смотрят правде в глаза и признают, что их Институт – это «оранжерея, за стенами которой – совсем другая жизнь».

Главные переживания выпускниц Института благородных девиц связаны не только с подготовкой к экзаменам, но и, конечно же, с разделённой или же отвергнутой, или запретной любовью, как в романсе у Софьи Горчаковой (арт. Алиса Сапегина): «Жестокой любви запретная быль, безропотны наши души». Как бы согласно своему 17-летию, барышни находят и тайно читают запретные слова о любви даже в заклеенных местах Старого Завета в Библии.
 
Тут возникает множество любовных «дуэтов»: Софья Горчакова – граф Воронцов, где не профессор Склифосовский, а только Софья, смогла вывести своей любовью графа из комы; Тата Ильинская – профессор Зотов (арт. Анатолий Котенев); Катя Шестакова (арт. Евгения Водзинская) – бомбист Полозецкий и разжалованный в солдаты поручик, оказавшийся графом Басмановым (арт. Всеволод Макаров); Ася Черневская – английский посланник, а потом юнкер Сергей Шестаков (арт. Всеволод Хованский); принцесса Мириам  – Аслан; Варя Кулакова (арт. Полина Беленькая) – сын начальницы Института Саша и юнкер Шестаков; Маша Кутайсова– преподаватель словесности Кузнецов (арт. Александр Жоголь); Ольга Истомина (арт. Ольга Коровяковская) – секретарь Великого князя; бывшая выпускница, пепиньерка (воспитательница) Надя (арт. Юлия Кокрятская) – поручик Бутов (арт. Алексей Фаддеев).
    И надо признать, что эти сюжетные линии показаны романтично, трогательно и временами вызывают у зрителей довольно сильные чувства (в отличие от картин нынешней телевизионной разменной любви).

Однако и другие герои фильма не избежали душевных перипетий, как, например, жена графа Воронцова Нина (арт. Ирина Линдт), нашедшая в Италии возлюбленного Джованни Манчини (арт. Василий Шемякинский); князь Хованский и дочь бакалейщика Глаша (арт. Людмила Свитова); дворянин Маркин  и начальница Института благородных девиц Соколова, а затем хищница и сплетница высшего света княжна Юлия (арт. Наталия Рогоза); горничная профессора Зотова (арт. Анатолий Котенев) Авдотья (арт. Ирина Нехороших) – душегуб Фёдор (арт. Денис Беспалый), а потом – Платон Матвеев. И, наконец, бомбнстка Дорошевская, добровольно отправившаяся в ссылку за Сашей.

Может быть, впервые за последнее время в киносериале не карикатурно показан и дух православия в России (если не обращать внимание на то, что граф Воронцов и мать Софьи Полина (арт. Галина Сазонова) крестятся всей пятернёй. Этот дух и заставляет Софью проявлять трогательное участие буквально в судьбе каждого, с кем она общается, даже князя, обворовавшего её до нитки, но попавшего в ночлежку для нищих. «Прощение Господа даётся человеку не за поклоны, а за его поступки», - говорит Софья. Хочется верить, что и сама актриса Алиса Сапегина, являясь православной, пытается следовать в жизни этому принципу своей героини.
   Впрочем, если продолжать тему, то окажется, что изображение священника в том виде, в каком он предстал на крестинах, оказывается весьма спорным.

Тем не менее, несмотря на христианскую заповедь о прелюбодействе и декларируемые в обществе строгие нравы, авторы фильма вольно или невольно обращают внимание зрителей на следующее:
    упоминается героями фильма правящий император Алексанр II, который имел, как известно, внебрачных детей от княжны Долгорукой; Институт посещает Императрица России (кстати, образ актрисы Анны Исайкиной очень похож на оригинал) Мария Александровна, являвшаяся внебрачной дочерью Вильгельмины Баденской, великой герцогини Гессенской и её камергера; Великий князь Константин Николаевич, как шепчется свет, живёт не с женой, а с любовницей и имеет от неё детей; графиня Воронцова рожает от итальянского любовника; Софья является незаконно рождённой дочерью умершего князя Хованского и сама, не дожидаясь развода графа Воронцова, правда, зная, что жена изменяет, отдаётся ему, как и Тата – профессору Зотову, не сдержавшая страсть при его умирающей жене; начальница Института Соколова, опасаясь осуждения света, выдаёт за племянника внебрачного сына Сашу; одинокая женщина подбрасывает к порогу Института новорождённую Манечку. Да вот уже и институтка Ася ради карьеры забирается в постель к Великому князю…
    И это не оценка, тем более, не ханжество, а простая констатация предложенных зрителям фактов.

Есть в телесериале и хороший юмор, например, связанный с классной дамой Эммой Штольц (арт. Людмила Кожевникова) и малороссиянкой из-под Полтавы институткой Нечипоренко (арт. Полина Нечитайло), образ которой доведён почти до шаржа.

Очень талантливо исполнили свои роли и раскрыли многогранные, а порой и противоречивые образы, актёры Кожевникова, Сапегина, Хаирова, Шемякинский (правда, почему-то его итальянский герой говорит в фильме с чеченским акцентом), Феоктистов, Рогоза, Линдт, Морозова, Александр Нехороших ({Харитон, слуга Хованского), Любовь Германова (княгиня Алтуфьева), Евгения Водзинская и многие другие.
     Хотя вот кажется, что несколько театрально – на зрителя, особенно в первой половине сериала, сыграны образы поручика Бутова, бомбиста Полозецкого, Платона Матвеева и Оксаны Нечипоренко. И эти слова относятся, конечно, не к актёрам, а к режиссёрам, ведь именно они останавливают свой выбор на том или ином актёре, на той или иной манере исполнения актёром роли.

Приятно, что в кинематографе появляются поющие актрисы, что и было показано в «Институте благородных девиц» прекрасными голосами и романсами.

К сожалению, в сериале осталось великое множество бросающихся в глаза ляпов, пусть и мелких (может быть оттого, что у фильма оказалось очень много авторов, а у семи нянек…). Например, совсем выпала из общего стиля сериала водевильная часть с частушками в котельной Института.
    В ставке генерала Скобелева под Плевной в военном совете участвуют и дают советы… капитан и поручик. Неужели бригадами и батальонами Плевно-Ловчинского отряда Скобелева командовали только капитаны и поручики?
    В фильме есть интересный эпизод убийства создательницы российских госпиталей матери генерала Скобелева (арт. Валентина Карева). Однако художественные домыслы и вымыслы, касающиеся реальных исторических фактов, не могут быть допустимы, - разбойники капитана Узатиса (арт. Михаил Станкевич) в действительности совершили своё злодеяние в другом году, в другой стране и при совершенно других обстоятельствах..
    В 182-й серии мать открывает Софье перед своей смертью тайну о том, что её отец - старший князь Хованский и даёт медальон с портретом отца. Но и после этого Софья и граф Воронцов вдруг снова начинают настойчиво выяснять «тайну», чей портрет в медальоне.
    Химик Зотов почему-то занимается не только врачебной практикой, но даже педиатрией.
    В одном случае Воронцову говорят, что дуэли запрещены (с Хованским), и дуэль проводится тайно от властей, а в другой раз офицерский совет предаёт его презрению за отказ от дуэли с Маркиным, и полковник, к которому благоволит даже Великий князь, вынужден подать в отставку.
    То турчанка Зейнаб не умеет читать по-русски, то ей дают в доме Воронцовых список продуктов, которые она должна купить к приёму гостей.
    И ещё скороговоркой:
повторяющиеся мизансцены, когда два года одна и та же пара одному и тому же нищему подаёт милостыню; мелькающие дворники, подметающие одно и то же место на чистой мостовой; женщина, моющая окно на втором этаже два года; вата на телеге вместо снега; городские булыжные мостовые с интенсивным движением, но сильно заросшие травой (декорации на «Мосфильме»); утка, которая два года не может отплыть от берега озера; антенна, однажды мелькнувшая на крыше дворца генерала Шестакова; князь Хованский, дважды выходящий из дома Софьи запорошённый снегом; современный маникюр у актрис, изображающих служанок или поварих XIX века; цвет крови в виде розовой клюквы; и т.д. и т.п.
    Впрочем, эти нестыковки и несообразности не отменяют в целом достоинств фильма, о которых сказано выше. Просто недостатки – это как если бы любимая институтками мадам Штольц уронила свои торты, с которыми она носилась в сериале как с писаной торбой, а потом очистила их и подала гостям – всё равно было бы вкусно, однако без великолепия.
----------------
     *Главный автор проекта: Юрий Беленький.
Основной сюжет: Михаил Беленький, Сергей Кушнир, Марина Ельникова, Светлана Косинец.
Режиссеры: Ольга Грекова, Юрий Попович, Сахат Дурсунов, Леонид Белозорович, Александр Зеленков, Валерий Рожко, Сергей Данелян.
Сценаристы: Елена Ласкарева, Юрий Беленький, Сергей Кушнир, Анастасия Волкова, Светлана Косинец, Инна Вознюк, Екатерина Ануфрикова, Елена Яснова, Марина Ельникова, Михаил Беленький.
Операторы: Виктор Шестоперов, Светлана Кругликова, Олег Сологуб, Дмитрий Маковеев, Евгений Цветков, Александр Гончаров.
Композиторы: Денис Новиков, Алексей Артишевский, Николай Добкин, Всеволод Саксонов.
Художник: Светлана Соснина.
Продюсеры: Алексей Целихин, Елена Имамова, Юрий Беленький.
Производство: ТТО ГК «Новелла». 260 серий.

    P.S. И, наверное, не стоило разрушать в глазах публики созданный на экране мир героев - выкладывать в Интернете кадры отдельных неудачных дублей сериала на потеху. Зрители хотят оставаться под впечатлением любимых образов, и вряд ли им нравится, что экранный граф Воронцов «корчит рожи», а Софья и Нина обливаются водой. Тем более, как сказано в рецензии, и в самом сериале осталось немало несообразностей.

Павел Маленёв.