Ведьмина дочь из сборника Холмогорье

Марина Дяченко
Ведьмина дочь


Толи рыбы, толи птицы,
в океане неба,
Уплывают за водицей,
сны обратно в небыль…

Мир,  рожденный на рассвете
в пелене тумана,
в шепот листьев прячет ветер
заговор обмана.

Хрусталем покрыли росы,
мураву ведуньи,
толи ветви, толи косы,
толи дух колдуньи.

Засыпают звери ночи,
Леший колобродит,
в болота седой Аука
путников заводит.



Земля наша, испокон веков легендами да байками полнится, а уж после  того, как Дарена волшебный ларец открыла, и сказки в мир выпустила, так и вовсе дивной стала. Разлетелись они средь людей золотыми жар-птицами, зацвели на полях  душистым разнотравьем,  в садах, да на лесных полянах запестрели сладкой ягодой. Сорвет такую человек, попробует, и уж глядишь - новая сказка на свет народилась,  и всяк ее по-своему говорит – что сам приврет, что от людей услышит. От того и сказаний, про наш край великое множество, но в одном они все сходятся – началось все с Ведьминой дочери. Вот о ней то, я вам и поведаю.

Было то, в давние времена, когда Заречья  нашего и в помине не было, а на Холмогорье жили одни лишь  велеты, да и те к тому часу почти все повывелись. Бродил меж пустых холмов одинокий северный ветер, трепал траву высокую, тучи гонял и  с тоски песни пел.
Зато на Межевье и к Сердитой реке народ  хаживал,  за ней даже селища малые имелись. Но основной люд ближе к Тайным горам селился - там и леса, и земли богатые были. Звался тот край Предгорьем,  правил там Берендей - старый князь, угрюмый и  шибко до чужого добра охочий. От того мира при нем мало видели, все больше походами ходили, или от набегов отбивались.
 
Было у князя двенадцать сыновей, да только трое уцелели. Двойко старших в отца пошли - воины, каких поискать, а младший – Ярун в мать удался: и костью тонок, и ростом невелик, зато красоты писаной. Берендей его в память о жене, как зеницу ока берег, и любил больше других. В походы княжича не брали – вроде как годами не вышел, да и силенок маловато - мечем махать, от того он все время в лесах пропадал, на кабанов и косуль охотился. Старшие-то может, и злились, но виду не подавали - не смели отцу перечить.

Вот и в тот раз,  князь с дружиной и сыновьями в поход ушел, а Ярун значит, на хозяйстве остался. Только не сиделось ему - как отец за порог, он коня оседлал и в лес умчался. Только заехал, глядь, а из кустов  оленуха выходит. Но не успел княжич за лук схватиться, как откуда ни возьмись  сорока и такой крик подняла окаянная, что  добычу спугнула. До позднего вечера гнался Ярун за своей оленухой, а как стемнело, понял, что заблудился.  Места были совсем не знакомые:  деревья – все больше ели вековые, да дубы-великаны, а подлесок такой густой, что ему пришлось спешиться, и коня на поводу вести. Лунный свет с трудом пробивался сквозь сплетенные ветви, почти не освещая путь, и под каждым кустом чудились хищные желтые очи. Вскоре княжич заметил, что ходит все больше кругами - никак леший водит. Тогда он вывернул одежду на изнанку и переобул сапоги- с правой ноги на левую.* Помогло. Деревья вроде как реже стали, и луна осветила еле приметную тропку. «Если есть тропа, то могут быть и люди»- подумал он и пошел по ней. Вскоре показался небольшой деревянный сруб, огражденный густым частоколом. Обойдя вокруг, Ярун скорее нащупал, чем увидел калитку, и смело вошел. На стук выглянула сонная девка, и неприветливо буркнула:
-Чего тебе?
-Здравствуй, девица, здравствуй, красавица! Пусти  мирного путника переночевать, заблудился я.
- Ладно уж, заходи, коли так.
В горнице хозяйка запалила лучину, и княжич смог,  наконец, ее разглядеть - такой красы он отродясь не видовал! Волосы девицы были, что лунное серебро, глаза ярче молодой зелени, стан стройный, а кожа, словно заморский шелк.
- Ты бы покормила гостя…- смутился Ярун.
-Иш, какой! И переночевать пусти, и ужин, на стол мечи! А сам- то ты, кто будешь?
-Яруном кличут, Берендея – князя младший сын. А ты?
- Можешь, Ивой звать.
Ива достала из печи горшочки с кашей и варенной репой –
- Угощайся, чем богаты … у меня княжьих разносолов не водится.
- Да я не привередливый – улыбнулся княжич.

За разговором ужин минул не заметно. После, уже лежа на полатях, Ярун понял, что так и не выспросил, почему красавица живет одна среди глухого леса. Это не давало ему покоя почти всю ночь, и лишь под утро сон одолел его.  Проснулся княжич, от громкой  птичьей свары – они не поделили, что-то в кустах. Хозяйки дома не было, и он решил осмотреться. Убранство горницы, удивляло своим богатством: расписные стены и лари, тканые узорчатые ковры, вышитые подушки, покрывала,  резные кумиры…  Откуда такое  у простой  девки? Али не простая она? Одна из скрынь не была заперта, и Ярун, не задумываясь, открыл ее – на самом дне, под нарядами с дорогим шитьем и каменьями лежал меч.  Княжич достал его, чтоб  рассмотреть поближе, за этим занятием и застала его Ива.
- Ты вроде, княжий сын, а не тать убогий, зачем  чужое добро берешь?
- Да я не брал… посмотрел только… - смутился княжич - откуда у тебя богатырский меч?
- Приданое.
- Продай его мне! Я сколько хочешь за него серебра отсыплю!
- Нет, княжич, не продается,  он только в дар перейти может. Не простой это меч, а волшебный - кто им владеет, тому власть сама в руки дастся.
-Хоть скажи где взяла  - такой меч должно много богатырей на своем веку видавал.
-Батюшка подарил. Святогор - велет отец мой, а мать ведунья лесная, это все их наследство.
- Ты значит, тоже ведунья?
- Да.
- И что всю жизнь в лесу от людей прятаться будешь?
- Я и не прячусь, только чужая я людям, а здесь все родное, свое. Ладно, будет разговоры разговаривать – завтрак уже на столе. Как поешь, я тебе дорогу домой укажу.

Прошло несколько дней, после возвращения княжича домой, а волшебный меч все стоял у него перед глазами. С таким оружием, он бы заставил себя уважать, уж тогда бы и братья,  и дружинники не посмели бы насмешничать… Может и отец бы его воином признал, и с собой в походы брал, а там не ровен час и княжить поставил… Думы одолевали его, забрав сон и покой, пока наконец, он не решился.
Найти дорогу до ведьменого дома оказалось на удивление легко. Ивы на месте не было, и Ярун заснул на пороге ожидая ее.
-Что, опять заблудился, княжий сын?
- Здравствуй, Ива. Я  тебя нарочно искал.
-Зачем?
- Ты мой покой забрала, может, вернешь?
- Я ничего у тебя не брала, разве, что ты сам его у меня оставил…
- Тогда спаси меня снова - выйди за меня замуж!
Ива как-то обреченно посмотрела  на княжича, кивнула и зашла в дом. Уже в горнице ему почудились ее слова:
- Иногда доля, хуже неволи бывает…
-Что ты сказала?- переспросил он
- Ничего, засылай сватов.
- Вот и ладно, как только отец с похода вернется, так сразу и зашлю. На том и простились.

Через семицу  князь с победой вернулся. Меньшой сын выбрав, когда отец один остался, бухнулся ему в колени и повинился:
- Прости меня, непутевого, батюшка! Беда вышла. Зблукал я в лесу заповедном - насилу от нечести и зверья хищного отбился, уж и не чаял живым вернуться, когда ведьма лесная меня от смерти лютой спасла. За то обещанье взяла - жениться на ней. Я слово княжье дал, и теперь уж поворотить не могу!
- Коли слово дал, то обратного пути не будет. Женись. Только благословения моего ты не получишь.
- Я виноват, мне и ответ держать. Могу ли я завтра сватов заслать?
- Дело твое.
На том и порешили.
Скоро ли сказка сказывается, да не скоро жизнь идет. Ярун с Ивою поженились, и стали жить в княжих палатах. Только невзлюбили молодую жену не сам князь, не челядь его, да и простой люд сторонился. Правда одна подруга у ведьмы лесной появилась - Забава, жена воеводы. Ива сына ее малолетнего из реки вытащила, когда тот на кладке оступился и прямехонько в омут головой. Говорят, что тогда ведьма с водяным сильно повздорила, отбивая у него мальца. С тех пор Забава молодую княжну в обиду не давала – чернавок за косы тягала, а дружинников, уже сам воевода приструнил. Только ведь на чужой роток, не накинешь платок…

Беда пришла откуда не кликали – напали на княжество с трех сторон  враги. Князь со старшими братьями спешно собрались, и разделив дружину, ринулись кордоны оборонять, а меньшого, оставили на месте править.
Силы оказались неравными - пали в бою Берендей и его сыновья, а враг к самым стенам княжьего града  подошел.  Вот и настал звездный час Яруна – поднял он свой волшебный меч и… устрашились супостаты - небесного богатыря узрев, и поднялась в груди каждого защитника безмерная любовь к новому князю. Кинулся Ярун на врага, как коршун, разметал его  по полю, забыв о пощаде и жалости… А когда все закончилось, провозгласил народ нового над собой князя.
Через год Ива родила дочку, такую же красавицу, как и она сама. Князь Ярун представил ее люду, и  забыл о  ней и своей нелюбимой жене. Походы, набеги, торги – все это прибавляло молодому князю власти и забирало жизнь у княгини – она чахла день, ото дня  проводя их в ожидании, но, так и не дождавшись мужа умерла. Ярун недолго горевал, сосватал за себя  дочку соседнего князя,  и забрал в приданое половину его земель. Новая княжна сразу невзлюбила малышку и прозвала ее Лесовухой. Прозвище однако,  не прижилось, зато  и имя – Роса, среди народа забылось – с легкой руки мачехи все стали звать девочку Ведьмина дочь.
Вскоре князь снова стал отцом – жена подарила ему двух дочек. На этот раз любимых. Старшую же, Ярун отдал Забаве с воеводой на воспитание, и напрочь о ней забыл.
 
Ой, лю-ли, лю-ли,
на краю земли,
травы зацвели.

Первая трава –
любовь принесла,
вторая трава –
красу дала,
третья  трава-
то нить была,
Макошь ее в
долю вплела…

Ой, лю-ли лю-ли,
в небе журавли
на своих крылах
дары  принесли.

Оставили у окошка,
их забрала кошка
спрятала до поры,
у черной горы.

Как дитя подрастет,
кошка все возвернет.
Ой, лю-ли, лю-ли,
на краю земли,
Макошь долю плетет…
(Старинная колыбельная)

Воевода с женой полюбили девочку, как родную. Они перебрались жить подальше от княжьего двора и злых языков.  Роса была счастлива- ей никто не запрещал целыми днями играть в лесу, слушать байки стариков, ставить верши на реке, собирать травы, ягоды, грибы… Во всех этих забавах, ее неизменным спутником был Всеслав - сын воеводы.
Детство прошло, Роса заневестилась. Народ понес славу о ее красоте,  дошла весть и до княжьего дома, вызвав злобу и зависть мачехи. Самого князя, однако, мало интересовала старшая дочь, он с легкостью согласился на просьбу воеводы – отдать ее в жены своему сыну, и вскоре  напрочь забыл об этом. Все дело в том, что в то время город наводнили странные купцы, они не торгуясь скупали  все товары,   щедро расплачиваясь златом и самоцветами. Это не давало князю покоя. Наконец, не выдержав, он призвал  соглядатаев, и наказал им проследить за обозами этих торговцев: «Мол, вызнайте кто такие и откуда у них такое богатство имеется».
Однако сколь не хитры, были княжьи люди, но правды они не выведали - все как один твердили, что,  как съехали обозы купцов с большака в Тайных горах, так, словно сквозь землю и провалились! Ни тебе следа конского, ни травы, колесом примятой, ни еще какой отметины…  будто и не было никого.

Осерчал Ярун, и решил сам все проверить, взял десяток надежных воев из дружины и отправился к тому месту, где торговцы с дороги сворачивали. Доехали тайно за две ночи, а на утро перегородили большак заставой и стали мзду с проезжающих собирать. Когда появились обозы тех самых купцов, князь приказал отвлечь их - задержать подольше, пока он не спрячется,  а потом ждать его не меньше семицы.  Так и сделали. Когда князь спрятался в телеге под лисьими и беличьими шкурками, обоз отпустили, и он направился в горы. 
 Отойдя подальше от заставы, обозники принялись петлять - путая следы, постоянно оглядываясь по сторонам. Уже к вечеру,  убедившись, что за ними не следят, они  подъехали к  Черной горе – привратнице Тайных гор.  Старшой купец спешился и подошел к ней вплотную. Князь насторожился, рискуя быть замеченным, он почти вылез из-под шкур – чтобы лучше все видеть и слышать. Но всем, было не до него – старик вынул из-за пазухи золотой прутик, ударил им по скале и промолвил:
-Гора – Матушка! Отворись! Детушек своих  домой впусти!
В этот миг в горе появился проход, куда легко могла проехать телега. Князь снова укрылся под шкурами, и в самый раз - обоз тронулся и медленно въехал в гору. Дорога все время шла вниз, в темном проходе обозники хорошо ориентировались, потому даже огней не жгли. Долго ли коротко они ехали, того Ярун не заметил, время словно замерло или исчезло вовсе. Однако всему приходит конец – обоз выбрался в чисто поле. Странное это было поле - все медное – от травинки, до редких кустиков, словно выкованное дивными кузнецами. Тишину нарушал только скрип колес и топот копыт. Вскоре поле сменилось таким же молчаливым медным лесом. «Где это я? Никак в медном царстве очутился?»- подумал князь. И словно в ответ на его мысли – медные деревья сменились серебряными. К звукам обоза добавился тонкий мелодичный перезвон  листьев на ветру. «Откуда здесь ветер?» - удивился уже засыпая Ярун. Пока он спал, серебряное царство сменилось золотым, а лес, бескрайним полем, поросшим острой золотой травой. Все было одинаково - ни одной зацепки для глаза, и только купцы знали куда идти. Вскоре они остановились, все тот же старик спешился, достал свой прутик, ударив им по земле и прокричал:
- Мы дома! Впусти нас, Земля - Матушка!
Так же как и скала, земля разверзлась, открыв  широкий, мощенный золотыми булыжниками путь. На этот раз, дорога оказалась короткой и почти сразу уперлась в высокую крепостную стену. На зов купцов стражники  отворили ворота, позволяя заехать, и тут же захлопнули их за спиной.  Обоз встречали, в толпе родственников и зевак легко было затеряться, поэтому князь не заметно вылез из  своего укровища.

 Подземное городище  мало чем отличалось от княжьего града – разве, что дома каменные, да оно и понятно - где нормальному дереву здесь взяться. Побродив до позднего вечера, князь сильно проголодался. Подслушанные разговоры горожан позволили ему сделать вывод, что обычная еда здесь дороже золота, ибо только оно и растет на этой земле, а еще бывает, вырастают самоцветы, но реже. Потому, и ждут так купцов – кормильцев. Правит этим народом Змей, и это его хоромы на холме стоят. Очень захотелось Яруну на змеево жилище глянуть, а может там,  и поживиться чем  выпадет.
Когда ночь вступила в свои права, и подземный град опустел, князь незаметно пробрался в Змеев терем. Здесь и правда было всего вдоволь - и еды, и питья, утварь и прочий хозяйский скарб  был золотой, богато украшенный каменьями. Утолив голод, Ярун вышел в сад и онемел от восхищения – повсюду росли самоцветы, некоторые из них светились во тьме, другие искрились и сияли в их свете. «Вот бы мне такое чудо!»- забыв об осторожности, князь хотел вырвать один из  таких каменных цветов, он поддался и обломался со звоном. В ночной тиши этот звук прозвучал оглушительно громко.  Тут же набежала стража и скрутила его.
-Кто таков будешь?- прорычал Змей – Почто татем в мой сад забрался и красу мою порушил?
- Я князь земель предгорных, звать меня Ярун.  А сюда я пришел за купцами, что в нашей стороне торговали, хотел вызнать кто такие, и из каких краев.
- Вызнал значит…
-Вызнал.
-А цветок, зачем рвал?
-Не удержался я… не видал до селе такой красы, вот руки сами и потянулись…
-Ты хоть понимаешь, князь, что не зря мы тайность свою берегли? Если про путь другие народы прознают, то не будет нам тут жизни. Так, что не обессудь, живым я тебя отсюда не выпущу.
- Прости ты меня, Змей, пощади! Я слово тебе княжеское дам, тайну твою сберечь, и все, что захочешь в придачу! – бухнулся на колени Ярун.
-Слово это хорошо, знаю – не нарушишь, только вот, что мне пожелать? Что ты мне можешь дать? Казна моя побогаче твоей-то будет! – рассмеялся Змей.
Князь задумался, а потом промолвил:
- Я ведь породниться с тобой могу - возьми в жены мою дочь.
- А ведь и правда, можешь, я давно себе жену ищу. Что ж, быть по-твоему. На рассвете я сам отнесу тебя к тракту.
Так и вышло - на заре вынес Змей князя из подземного царства.
 -Только помни – ты слово дал. А за невестой, я через семицу прилечу.

Всю дорогу к тракту Ярун думал, о том, что не видать ему змеевых богатств, как своих ушей. По возвращению домой, князь призвал к себе жену и наказал готовиться к свадьбе.
- А жених то, кто?
- Сосед наш – царь Тайных гор.
- Кто таков? Я об нем не слыхала раньше… Силен он, богат, молод, много ли земель?
- Силен и богат, а вот молод ли… кто их змеев разберет…
-Змеев?!  Ты хочешь нашу дочь за змея отдать?!
- Я обещал, иначе б мне не жить…- отвел глаза князь – Я слово дал.
Три дня выла княгиня и дочки в светлицах, три дня ходил Ярун чернее тучи, на четвертый, вспомнили они про Ведьмину дочь.
-Я обещал воеводе  отдать Росу за его сына…
- Подумаешь, воеводе обещал, ты - князь, тебе и решать!  Не уж-то ты родную дочь за змеюку отдашь, а ее ведьму, пожалеешь?!
- Она мне тоже родная дочь.  Да и слюбились они с Всеславом вроде…

Вода и то, камень точит, а жена мужа завсегда в свою сторону повернет. К вечеру, князь  позвал к  себе Росу и объявил о своем решении выдать ее замуж за Змея.
- Слово мое крепко, дочь, собирай приданное.
Сама не своя вернулась девушка домой, и рыдая рассказала о решении отца.
- Слово его крепко!  А мне значит, он не слово давал?! – рычал воевода.
- За что он со мной так? Он же знает, что я Всеслава люблю!
- Я убью Змея.
-Скорее сам погибнешь, сынок - вмешалась Забава. Потом вспомнив, что-то важное кинулась к сундуку с приданным, долго рылась там, а затем протянула Росе узелок:
- Вот, доченька - это матушка наследство тебе оставила, а еще говорила, что как беда случится, чтоб ты к иве приходила, что над прудом растет. Сходи, может она подсобит.
Роса взяла узелок, поклонилась  приемным родителям и побежала к пруду. Иву найти было нетрудно - она стояла у самой кромки воды, печально склонив к ней ветви.
-Здравствуй, матушка! – прошептала Роса обняв дерево.
-Здравствуй, доченька!- прошелестел ветер листьями – Что за беда, приключилась с тобой?
Всю ночь проговорили они – дочка рассказывала о своей  счастливой жизни в семье воеводы, о любви к Всеславу, и  о том, как отец в один миг все порушил, решив отдать ее Змею в жены.
- Не горюй, доченька – все будет хорошо. Слушай внимательно и запоминай:
 Как прилетит Змей, ты ему не перечь, скажи, что согласна быть его женой, но пусть и он тебя уважит – выполнит три твоих желания.
- А если откажет?
- Не откажет. Уж больно он похвалы любит, да до женской красы охоч. Ты будь с ним поласковей, вот и не устоит».
-Что же мне ему загадать?
- Дай мне время, и я все придумаю. После встречи со Змеем приходи, я тебе первое желание назову.
- Прощай, матушка.
- Прощай, родимая.
Уже светало, когда  они попрощались  с матерью. Роса со всех ног кинулась домой, чтоб рассказать все семье. Ее ждали, никто так и не сомкнул глаз.
-Так тому и быть - сказала Забава, выслушав  ее – твоя мать была мудрой женщиной.
Несколько дней в ожидании Змея пролетели для них сплошной  черной пеленой, зато, когда он прилетел, все слезы уже были выплаканы, все страхи выстраданы, осталось лишь надежда.

-Летит! Летит чудище трехголовое! За Ведьминой дочкой жених прилетел!
 Народ в ужасе наблюдал, как огромный змей парит над княжьим теремом. Вот и сам князь с женой и тремя дочерьми появился на крыльце, поклонившись змею,  махнул рукой, приказывая люду расступиться.

- Здравствуй, Князь! – громыхнул Змей опускаясь на землю – Готова ли моя невеста?
-Здравствуй, Змей! Вот она, дочь моя, старшая – подтолкнул  Росу навстречу ему Ярун.
-Экая красавица! Уважил, князь, благодарствую. – Змей оглядел девушку  с головы до ног – Садись мне на спину, красавица, я тебя в свое царство отвезу.
- Благодарствую, Батюшка - Змей! Я  с радостью твоей женой стану - поклонилась Роса – Только за что же ты меня перед народом  и отцом родным позоришь? Ты же замуж зовешь, а не в полон умыкаешь? Сделай, уж как годится - сватов зашли, три желания мои выполни, а уж опосля  свадебного пира и увози.
Задумался Змей - и верно, как-то не по-людски выходит:
- Прости, красавица, одичал я  в своих горах, законы человечьи подзабыл… Завтра сватов и зашлю. А что за желания то?
- Не спеши, женишок - усмехнулась княжна - Завтра первое и загадаю.
На том и простились. Змей улетел, а недовольная мачеха набросилась на дерзкую девушку:
- Ты что себе позволяешь? – шипела она – Какие такие желания змею загадывать вздумала?
- Я княжья дочь, а не чернавка. И если уж меня против воли замуж отдают, то это по- моему будет! – отрезала Роса, и не прощаясь пошла прочь.  Князь же, жену утихомирил:
- Ее правда. Она моя дочь, и это я должен был Змея остановить, и про обычаи напомнить. Готовьтесь к свадьбе!

Роса меж тем, уже бежала к иве. Обняв дерево, она зашептала:
- Все вышло по твоему, матушка! Он согласился, и завтра сватов зашлет. Что ему наперво загадать?
- Я доченька все про змеево царство узнала - живет он под землей, куда простому люду хода нет. Если уж попадешь, то не видать тебе больше нашего солнышка!
-Что ж делать, матушка?
- Не печалься, я вот что придумала - загадай ка ты, Змею царство свое наружу вынести и на свободной земле поставить. Змей, своей колдовской силушкой, ой как гордиться и прихвастнуть незамедлит, да и ему самому, под землей не больно то сладко!
- Где ж эти свободные земли есть?
- На востоке за  Сердитой рекой,  пустошь - одни холмы, колючим дерном поросшие. Места  много – раньше там велеты жили, родня наша, но они уж  давно ушли. Вот там пусть и ставит.
- Благодарствую, матушка! – обрадовалась девушка.
-Погоди доченька, не спеши. Ответь вначале - отдала ли тебе Забава  мой узелок?
- Да, он и сейчас со мной.
- Тогда развяжи его.  Видишь, там сорочье перо, мышиную шкурку и шапку? Это не простое перо – если на него подуть, и за пазуху спрятать - оборотишься сорокой,  если шкурку в кулаке сжать, да вокруг себя повернуться - станешь мышкой,  если шапку наденешь, то невидимой будешь.  Теперь запомни: как только, Змей согласиться твое  желание исполнить, ты не заметно за ним проследи, что да как он делать будет, а потом, мне все расскажешь. Теперь беги, порадуй  Забаву, она женщина мудрая, может еще, что подскажет.
- Прощай, матушка!
- Прощай, доченька!
Роса, сразу бросилась к Забаве и  рассказала, что за желание будет, и та затею одобрила.
Наутро в дом воеводы  пришли княжьи гридни – забрать невесту к отцу в терем, видать князь боялся, что дочка сбежит. Ее сразу закрыли в светлице, да еще караул поставили. Только разве совладать им с Ведьминой дочерью? Она тут же  мышью оборотилась и выскочила в щель. Целый день Роса бегала по терему, слушала, что люди говорят, а под вечер, прилетел Змей со сватами. Девушка еле успела вернуться и свой облик принять.
Князь радушно принял сватов и дары, пригласил всех за стол, что перед теремом для дорогих гостей накрыли. Туда же и княжну привели. Когда пришло время желание загадывать, захмелевший Змей своей силой хвастал:
-Я все могу! Нет мне предела ни на земле, ни под ней, ни в небе синем!
-Если ты так силен, жених мой любезный, то почему хочешь меня в темном подземелье закрыть, на всю жизнь солнышка светлого лишить?! Не уж- то у тебя сил не хватит перенести все свое царство  на землю вольную? –  спросила Роса, так громко, что услышали все. Князь смутился и стал кидать грозные взгляды на дочь, а Змей призадумался:
- Сил то хватит, только куда нести?- спросил он.
- Есть вольные земли на восток от Сердитой реки, там раньше велеты жили, но они давно ушли.
-Если так, то я сделаю, то, что ты просишь! Это и есть твое первое желание?
-Да, Батюшка – Змей.
- Да будет так.
Всю ночь гости пировали, а на утро Змей один, без сватов улетел. И никто не заметил сороки, что летела вслед за ним.
 Долог путь в подземное царство, долог для людей,  но не для Змея, еще полдень не настал, как он у себя дома оказался. Взял из своего терема хрустальное яйцо, над своей землей раскрыл, и тот же миг все его царство внутри яйца оказалось, а яйцо вновь целым сделалось. Полетел Змей обратно оставляя за спиной пустые поля с золотой травой. Перед самым выходом на Свет Божий опустился он к двум неприметным камням,  из под которых били два ключа. В одном ключе вода бурлила, пела, искрилась, в другом текла тихо, и была тусклой. «Неужто живая и мертвая вода!» - догадалась Ведьмина дочь. Змей тем временем, достал две баклажки и набрал в них обе воды, а напоследок напился из ключа с живой водой:
-Хороша, водица! Вернула мне силушку!
И полетел наверх. Уже к вечеру, прилетели они в Холмогорье. Змей  вновь раскрыл яйцо,  его царство целое и невредимое очутилось на новом месте. Изумленные люди трогали другую землю, дивились зеленой траве и живым птицам.
-Теперь это ваш дом! – прогремел с высоты Змей и повернул в Предгорье, рассказать о выполненном желании. За ним еле поспевала усталая сорока, если бы она тоже  не хлебнула живой воды из ручья, не долететь бы ей до родных стен. Глубокой ночью добралась она до пруда с ивой и все ей поведала.
- Завтра попроси Змея показать свое царство, чтоб все видели, как он выполнил твое первое желание. А как очутишься там, хвали  его и восторгайся, но в конце загрусти. Когда Змей спросит, в чем причина твоей тоски – скажи, что нет в этих землях твоего любимого леса и зверья лесного, от того и горько тебе. Пусть и будет это  вторым желанием.
- Благодарствую, матушка!
-Беги, отдохни доченька - завтра будет трудный день. Прощай!
- Прощай, матушка!

Наутро другого дня уже вся челядь знала, что Змей выполнил первое желание. Сам он доедая  кабана, вовсю хвастал своей силушкой.
- Скажи ему показать мой новый дом, Батюшка, - попросила князя  старшая дочь. Тот и сам был не прочь поглядеть на чудо, потому, не раздумывая вмешался в разговор:
- Коли ты все в точности сделал, как моя дочь загадывала, так и покажи это нам - отнеси нас в свое царство!
- А что, и отнесу! Собирайся князь, зови мою невесту, жену и домочадцев твоих - всех свезу!
Змей украдкой хлебнул воды  из своей баклажки, но заметила это только Роса.
 Новое место для царства понравилось всем - змеев  народ радовался возможности завести настоящие поля и огороды,  князь с женой и боярами - богатым соседям, на которых при случае можно и войной сходить. Все хвалили молодецкую удаль Змея, но больше всех невеста старалась, и только в конце она загрустила:
- Что же ты, невестушка моя, не весела? Али не угодил я тебе?
-Что ты, Батюшка - Змей, угодил!  Всем хорошо твое царство – и богато, и сильно, и красиво, один лишь сад самоцветов чего стоит, только нет в этих местах леса моего любимого, нет птиц и зверья… Это-то меня и печалит…
- Всего то? Это ли твое второе желание?
-Да, хочу, чтоб выросли здесь леса вековые, чтоб полнились они зверьем да птицами, чтоб душа радовалась на них глядячи!
- Да, будет так!
Змей вернул князя и его спутников домой, а сам полетел лес добывать. И снова он не заметил следящую за ним сороку.  Первым - наперво он отправился на остров Буян и выпросил там у Богов мешочек с семенами трав, кустов и всех лесных деревьев, затем выкрал у велетов волшебный плуг  и вспахал им земли Холмогорья. С тех пор, холмов здесь почти не осталось.  После посадив семена, шептал Змей живые слова, чтоб росли они по дням, а по часам.  А кода, зашумели бескрайние просторы  наших лесов, перенес  на своей спине  животных и птиц.  Семь дней  трудился он,  а на восьмой, отвез князя и его семью смотреть на содеянное.
Ахнул князь увидев богатые земли, заскрипела зубами мачеха, да сводные сестры позеленели от зависти.
- Силен ты Змей! Выполнил ты мое второе желание - улыбнулась Ведьмина Дочь.
- Что же ты захочешь  еще? – возгордился жених.
- Не торопись, отдохни. Завтра при всем честном народе я объявлю его тебе.

А вечером, вновь сбежала из терема, чтобы испросить совета у матери.
- Сегодня последний раз мы видимся с тобой, доченька - печально прошелестела Ива – Но ведаю я, что все ладно сбудется. Слушай теперь третье желание - завтра ты огласишь его перед всеми, но в начале, поблагодари жениха, похвали силу его волшебную. Скажи, что не знаешь царя мудрее и сильнее его.  И тут же притворись испуганной, что теперь опасность по пятам ходить будет. Богатства ж  несметные не скрыты под землей,  много найдется охочих до них, а народ змиев, живший в мире, к ратному делу не приучен. Потому и печалит тебя это - предвидишь ты набеги несметные, и разлуку с мужем. Но напасти этой избежать можно – пусть объявит, Змей что семь дней биться будет со всеми охочими, а наградой победителю будет царство и молодая жена,  проигравший же найдет свою смерть.
Скажи, Змею доченька, что  так, он одним махом  всех своих ворогов одолеет, а заодно и славу непобедимого бойца получит. После уж никто на него войной пойти  не отважится!
Судьей надобно твоего батюшку поставить – с князем спорить не станут, да и дружина его запорукой будет. Следи за битвой и  радуйся каждой  победе Змея,  пусть он одного за другим всех ворогов победит, а последним, супротив него Всеслав будет.
- Как же так, матушка? Змей же убьет его!
- Не бойся. Тут хитрость твоя нужна, да и другу твоему сердечному потрудиться выйдет. Отдашь ему шапку свою волшебную, чтоб завтра на закате незамеченным из града вышел,  да за воротами ждал. Как только увидит, что мимо лиса бежит, пусть за ней ступает – куда она, туда и он. Дальше уж от него зависит. Только накажи чтоб не мешкал и как найдет нужное, так и скачет до самого змиева царства не оглядываясь, а не то беда будет.
Да не забудь перед последним боем баклажки поменять, чтоб Змей мертвую воду пил, а любимый твой живую. Все ли запомнила?
-Все, матушка!
- Тогда прими мое благословение на прощание!
-Благодарствую, матушка! Прощай!
- Прощай! – прошелестела ветвями  ива вслед дочери.
Наутро все вышло в точности, как  и сказала ведьма – Змей согласился собрать воев на поединок, а князь принял над ним судейство. Пока все собирались в дорогу к змиевому царству, гонцы разъехались весть о поединке в народ нести, сам жених в свой град полетел, чтоб и своему люду о третьем желании объявить.

Тем временем Роса сбежала из отчего дома на встречу с любимым. А вечером он стоял за воротами и высматривал лису. Долго ли коротко,  уже и стемнело, когда вдруг в кустах мелькнул рыжий хвост. Всеслав кинулся за ним,  не отставая ни на шаг аж до старого дуба, где и потерял его из виду. Загрустил воеводин сын, пригорюнился и уж собрался уходить, но тут заметил лаз под самыми корнями дерева. Недолго думая он полез туда. Вначале лаз был узкий, а потом так расширился, что можно было в полный рост идти. Шел Всеслав три дня и три ночи, а утру четвертого,  увидел дверь чугунную. Как открыть такую? Уж и стучал, и вышибить пробовал, и землю вокруг рыл, ничего не выходит. Сел он тогда передохнуть и задремал, когда слышит - дверь со скрипом отворилась, а за ней кто-то шаркает. Спохватился  Всеслав, шапку - невидимку надел и зашел тихонько. Глядит - вокруг светло как днем, вдоль стен груды злата и серебра навалены, а впереди сундуки с каменьями самоцветными стоят. Только он  на это  не польстился, а дальше пошел, когда видит, конь к стене железной цепью прикован, сам худой - в чем только душа держится. Пожалел его Всеслав, освободил - цепь порвал и только собрался дальше идти, когда конь взмолился:
- Напои меня добрый человек!
Поодаль бочка с водой стояла, он и подал ее коню, а когда тот напился и попросил накормить его,  отдал ему последнюю краюху хлеба, что мать в дорогу собрала.
- За то, что ты был добр ко мне - освободил, напоил и накормил, я буду служить тебе верой и правдой!- сказал конь.
- Куда тебе служить, тебя легкий ветерок с ног собьет!- усмехнулся Всеслав и оторопел - на месте доходяги стоял богатырский конь.
- Садись на меня не мешкая, дорога у нас длинная, а время уже на исходе.
-И то верно.
Вскочил воеводин сын на коня и не успел глазом моргнуть, как тот его на поверхность вывез. Скачут они день, скачут два, слышит Всеслав за собой стон и плачь - вроде как матушка зовет, а то голос батюшки чудиться. Хочется ему обернуться, да помнит он наказ любимой - чтобы ни было не поворачиваться, вот и терпит, только зубы скрепят. К началу седьмого дня приехали они к змиеву царству, конь у ворот встал и говорит:
-Смотри внимательно, где у меня подкова упадет там и рой.
Смотрит Всеслав упала у коня подкова, остановились они, стал он землю рыть, когда видит - сундук кованный, открыл его, а там меч богатырский и доспехи царские. Переоделся, к змиеву терему поехал, и в самый раз успел - Змей как раз последнего воина победил и теперь  перед народом силушкой похвалялся:
- Нет на свете бойца сильнее меня!
-Не спеши хвалиться, ты со мной сразись, а там посмотрим кто сильнее!- крикнул ему Всеслав.
-Это кто еще смерти ищет? Сейчас я тебя на одну ладонь положу, а другой прихлопну!- взревел Змей и поднял свою палицу.
Но тут к ним подбежала Роса:
-Не гневайся, Батюшка - Змей! Дай слово молвить!
-Ну, говори невестушка, да побыстрее, мне еще этого комара прибить надобно!
-Ты, Батюшка целый день сражался, притомился, а он только приехал, небось отдохнувши перед этим. Не честно будет тебе усталому биться, ты хоть дух переведи, водицы испей!
-И то дело - обрадовался Змий – принеси мне мои баклажки!
Роса принесла, подала жениху:
-Вот, одна тебе, Змеюшка, а вторая поединьщику твоему!
Змей только усмехнулся ее словам и протянул Всеславу баклажку с мертвой водой, а себе взял с живой, только не ведал он, что Ведьмина дочь воду то поменяла. Напились они и схватились не на жизнь, а насмерть. Бились они день, бились они ночь, и на утро следующего дня одолел Всеслав  Змея. Тут уж князь не сплоховал - объявил его правителем  сих земель и женихом своей дочери.
Свадьбу тоже откладывать не стали – всем миром  гуляли, да так, что память о том до сих пор жива.
Старые люди говорят, что правили  Всеслав и Ведьмина дочь долго и дали начало всему роду нашему Заречья.