Чистилище, индульгенции и мытарства

Станислав Витюков
           Папа Григорий Великий первый ввёл учение о существовании чистилища в  593 году. Учение о чистилище представляет собой одно из характерных отличий римско-католического исповедания от Православной Церкви.                По учении католиков -  души почивших христиан, если Господь признаёт их чистыми, направляются прямо в рай, а души людей, отягчённых смертными грехами, направляются в ад. Но католики верят также, что в загробной жизни существует ещё и так называемое «чистилище»,--особенное состояние; между раем и адом, в котором находятся души умерших с раскаянием в грехах, но не успевших на земле принести Богу удовлетворение за грехи; а также почему-либо не покаявшихся в маловажных грехах, за которые было бы, жестоко посылать в ад, но нельзя также допустить и прямо в рай. В чистилище души горят в очищающем огне; когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Здесь в течение известного срока, в зависимости от важности и количества грехов, души умерших терпят разнообразные муки и этими мучениями платят за совершённые на земле, но ещё не оплаченные грехи. Когда срок мучения оканчивается, и долг правосудию Божию уплачен сполна, душа переходит из чистилища в рай. Чистилище будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников, попадающие туда, не будут там ждать Страшного суда. Каждая душа пробудет в чистилище столько времени, сколько необходимо для искупления грехов. Участь души в чистилище зависит не только от её раскаяния, но и от молитв, возносимых за неё на земле. При помощи месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на земле, участь душ в чистилище может быть облегчена и срок пребывания её там может быть сокращён.                Дорогой читатель, я в Библии не находил, как определяются грехи « смертные» и «маловажные» и их предельное количество; какой предел Божьего удовлетворения за определённый грех? И Кто это определяет? А ты, об этом знаешь?                Для доказательства существования чистилища и возможности прощения некоторых грехов в загробной жизни католики приводят с Ветхого Завета в не канонической Библии одно место с книги 2-я Маккавейская 12:39-45, хотя многие экзегеты толкуют его как связанный с темой эсхатологического воскресения мёртвых, а не собственно чистилища. Дорогой читатель, давайте внимательно посмотрим, с точки зрения Библии, на указанное место: 2-я Маккавейская 12: 39-45 «На другой день бывшие с Иудой пошли, как требовал долг, перенесли тела павших и положили их вместе со сродниками в отеческих гробницах. И нашли они у каждого из умерших под хитонами посвящённые Иамнийским идолам вещи, что закон запрещал иудеям: и сделалось всем явно, по какой причине они пали. Итак все прославляли праведного Судию Господа, открывающего сокровенное; и обратились к молитве, прося, да будет совершенно изглажен содеянный грех; а доблестный Иуда увещевал народ хранить себя от грехов, видя своими глазами, что случилось по вине павших. Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мёртвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, - какая святая мысль! – посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешится от греха».                1-е, это место взято не из канонической Библии – и это очень важно! Слово «Канон» обозначает: установление апостолов, вселенских и поместных соборов, о вере и церковных обрядах. «Канонизировать» – признать святым. (Толковый словарь живого великорусского языка», том второй: В.И. Даль ст.85). И авторитет неканонических  книг может быть пренебрежён по сравнению с книгами канонической Библии.                2-е. Книгу Маккавей писал, когда Израиль отошёл от исполнения Божьего слова:                «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдём и заключим союз с народами окружающими нас.. И добрым показались это слово в глазах их. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю; и он дал им право исполнять установление языческие. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому и установили у себя необрезание,  и отступили от святого завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» 1-я Макк.1:10-14. А язычники, молясь, обычно напоминали о своих добрых делах и принесённых жертвах, пытаясь заставить божество исполнить обязательства, предусмотренные взаимным договором. И в Библии, канонической, мы не находим указания, что бы молиться за умерших: о прощении их согрешений после их смерти. «Что посеет человек, то пожнёт» Гал.6:7.                3-е. Убитые нарушили указания, записанные в 5-ой книге Моисея (Второзаконие) 7:25,26. «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое»; «и сделалось всем ясно, по какой причине они пали», пишет 2 Макк.12:40. Умершие, по закону, потеряли своё «благочестие» и попол и под проклятие. А, о последнем суде над народами, Ап. Матфей пишет: «Тогда скажет (Христос) и тем: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его»  Мф.25:41. Вот участь тем, кто попал под проклятие. И никакая жертва, принесённая людьми, не снимет проклятия, наложенного Богом, кроме жертвы Иисуса Христа.                И ещё, ведь ссылка эта, (2Макк.12:39-45), находится в противоречии с латинским учением, потому что воины совершили «смертный» грех, за что навлекли на себя заклятие. (Об этом имеется указание во Вт. 7:25-26 «Кумиры богов их сожгите огнём; не пожелай взять себе серебра или золота, которые на них, дабы это не было для тебя сетью; ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое»).  Они присвоили себе посвящённые идолам вещи, которые не имели права брать. Библия угрожает заклятием тем, кто совершает, подобного рода, грехи, поэтому грех этот смертный и никак не может служить подтверждением римо-католического учения о существовании чистилище и о выходе из него.                Дальше автор пишет. Немногочисленные новозаветные тексты (Мф.12:32; 2Тим.1:18; 1Кор.3:10-15) могут рассматриваться как косвенные свидетельства о чистилище, но всё это довольно спорно.  В итоге католическая доктрина о чистилище опирается преимущественно на Св. Предание.                Дорогой читатель, я предлагаю, прочесть указанные места в Евангелии и поразмыслить об их содержании и смысле. Договорились? Вот и хорошо!                Сначала поговорим о Св. Преданиях: Читаем  слова Иисуса Христа: «А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почитать отца своего или мать свою; таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим» Мф.15:5-6.                Иисус сказал здесь, что на деле религиозные вожди эту заповедь уже отменили (Мф.15:6) ибо согласно утверждённой им практике та или иная вещь (деньги) могли быть объявлены даром Богу, и в результате родители человека, прибегшего к такому приёму, не могли уже претендовать на них. И за много столетий до того о подобных  на земле людях хорошо сказал, по словам Христа, пророк Исаия: «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» Ис.29:13. Пророк Исаия подразумевавший, что свою религию они подменили удобными им человеческими установлениями. Пророк говорит, что сердца их далеко от Бога, которого они чтут лишь «устами», и что такое почитание «тщетно», т. е. бессмысленно, бесполезно и грешно.                Не так ли, во многом, поступают Католики и Православные? Вот один из многочисленных примеров, где Предание противоречит сказанному в Библии: Откроем книгу, под названием «Закон Божий», которую составил Проторей Серафим Слободской, напечатанной по благословению Архиепископа Пермского Афанасия на ст.510, читаем; «Пресвятая Мария, называется Девою, потому что Она, из любви к Богу, дала обет не выходить замуж. Приснодевою называется потому, что Она всегда была девою – прежде рождения Спасителя, во время рождения и после рождения». Подобное говорит и Предание, что Мария, земная Мать Иисуса Христа, иудейская девственница, «чудесно родившая без нарушения своей девственности, осталась Девой Марией».                Но так ли это согласно Библии? Читаем Левит12:1-2,6-8:                1-е. «И сказал Господь Моисею, говоря: скажи сынам Израилевым: если женщина зачнёт и родит младенца мужского пола, то она нечиста будет семь день; как во дни страдания ея очищения, она будет нечиста. По окончании дней очищения своего за сына или за дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горницу в жертву за грех, ко входу скинии собрания к священнику. Он принесёт это пред Господа, и очистит её, и она будет чиста от течения кровей ея. Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмёт двух горниц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит её священник, и она будет чиста».                Таким образом, матери, недавно родившей, следовало принести жертву за грех (для получения очищения) – лишь во исполнение закона ритуального очищения. С этой целью – быть объявленной церемониально чистой (12:7) – она и приносила однолетнего агнца во всесожжение и молодого  голубя или горницу в жертву за грех (ст.6). Если женщина была бедной, то приносила двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех.                И законопослушные Мария и Иосиф поступили так, как сказал Господь, в своей ситуации. Читаем Евангелие Луки 2:22,24 «А когда кончились дни очищения их по закону Моисеева, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящён Господу; и чтобы принести в жертву, по предписанному в законе Господнем, две горницы, или двух птенцов голубиных».                Каждый перворождённый младенец мужского пола посвящался, по Моисееву закону, Господу, и принесение его в храм было в те дни символическим актом: новорождённый выкупался родителями за небольшую цену, вносимою священнику. Очищение Марии по закону Моисееву завершалось через 33 дня после обрезания Иисуса, и в знак этого за неё следовало принести жертву. С этими двумя целями и пришли в храм Иосиф и Мария, принеся с собой Младенца Иисуса..                .2-е. «Разверзающий ложесна». «Ложесна» (матка) -  это утроба матери, чрево, та часть, в которой вынашивается детёныш (Словарь В.И.Даля 2-й том ст.262,307). «Разверзающий» (разверзать), это разоткрывать, сильно разотворять, раздвигать, раздвигать, образуя отверстие (Словарь В.И. Даля 4-ый том ст.17).                Поэтому, Марию Библия называет «Девой» до рождения ей Иисуса Христа: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» Ис.7:14 (Мф.1:23).                А, после рождения – «Матерью»: «И, вошедши в дом (волхвы), увидели Младенца с Мариею, Матерью Его «Мф.2:11; и во многих других местах в Евангелии, Марию называют «Матерью», но не «Девой», и это, совершено, правильно!  Ведь она, как Мать, родила Его и вскормила своей грудью.                Жертва, которую принесли Мария и Иосиф, свидетельствует о том, что они были бедны; и, принести агнца они не имели возможности, и принесли пару голубок (или птенцов голубиных).                Нам известно, что в то время уже был закон, данный Богом, для всех израильтянок, рождавших детей. И по этому закону поступили Иосиф и Мария, Мать Иисуса Христа потому, что Её девственность была нарушена рождением Младенца Иисуса («младенец..,разверзающий ложесна») и, по закону, Она была «нечиста» до истечения, положенного законом, срока (33 дня). Если бы этих «развержения ложесн» и «кровей»   не было, то Иосиф и Мария, положенной законом жертву, не приносили бы; и это неопровержимый факт! Ведь закон говорит: «..одного (птицу) в жертву за грех, а другую – во всесожжение». Вторая птица предлагалась как жертва всесожжения; результатом её было очищение и прощение!                3-е. И ещё, я думаю, дорогой читатель, кроме этого, Мария нарушила, данный Богу, завет. Ведь согласно того, как написано в «Законе Божием» на ст. 260, 261 читаем: «Пресвятая Мария решила посвятить свою жизнь только одному Богу. Для этого Она дала обет никогда не выходить замуж, то – есть навсегда остаться Девою.. Священники хотели выдать Её замуж, но Мария объявила им о своём обещании Богу – остаться навсегда Девою. Тогда священники, по внушению Божию, обручили Её дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Её девство».                Но в Евангелии мы читаем, что «В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога..к Деве, обручённой мужу, именем Иосиф» Лук.1:26,27. И читаем Мф.1:18,20. «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде, нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святого. Ангел Господень.. сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять МАРИЮ, ЖЕНУ ТВОЮ;». Слово обручать означает: обручить жениха с невестой (обруч – кольцо), надеть кольцо на них, при чтении молитв и благословений, и при других обрядах. Обручённая, что подаренная; быть обручаем или обручиться взаимно, В.И. Даль, том 2-ой, ст.616.                Браки заключались в евреев в то время путём оформления брачного контракта родителями жениха и невесты. По достижению ими взаимного соглашения, жених и невеста становились в глазах общества мужем и женою. Но они не жили вместе. Девушка продолжала жить у своих родителей, а её «муж» - у своих, в продолжении целого года. Мария и Иосиф как раз находились в таком годичном периоде ожидания. Мария и Иосиф решили создать семью, и были «обручены»; и ожидали время своего сочетания. Но, в итоге получается, что Мария нарушила «данный из любви к Богу обет не выходить замуж»; о котором в Евангелии не написано, а только – в Преданиях и в книге, под , внушительнным названием, «Закон Божий».                Христос сказал, что законы Библии выше любых Предании: - «таким образом, вы устранили заповедь Божию преданием вашим» Мф.15:6. Ещё пишет Марк 7:5,9,13 «Потом спрашивали Его (Иисуса) фарисеи и книжники: зачем ученики Твои не поступают по преданию старцев..? И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти своё предание? Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое, этому подобное». Вопрос «религиозников» относительно учеников был обращён прямо к Иисусу, поскольку Он, как Учитель, нёс ответственность за их поведение. Их сильно беспокоило то обстоятельство, что ни ученики, ни Сам Иисус не поступали по преданию старцев. Итак, своим преданием иудеи «устранили» (букв. «аннулировали») слово Божие. Всё, чему не учил Иисус Христос и Его Апостолы, что не записано в Евангелии – есть Придание. Как в Израильском народе было много преданий, противоречащих духу Библии, так и в наше время, в жизни христиан, есть очень много Преданий «старцев и Отцов Церкви», которые далеки от учения Пророков и Апостолов, и учения нашего Спасителя, Иисуса Христа, а взято из язычества -  ведь и наши предки были язычники. (Множество людей пришло в христианство из политеизма (многобожия), не подвергшись глубокому обращению, и они не могли избавиться от старых представлений и обычаев махом. Ведь Русь крестили политически, крестили огнём и мечом, но не силой благодати Божией. И поэтому многие христианские Истины, и принципы были смешаны с языческими традициями и верованиями).                И Ап. Павел подтверждаем это: «Возвещаю вам, братья, Евангелие, которое я благовествовал вам, не есть человеческое; ибо я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы слышали о моём прежнем образе жизни,  будучи неумеренным ревнителем отеческих и моих преданий. Когда же Бог, избравший меня  благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, я не стал тогда советоваться с плотью и кровью» Гал.1:11,15-16. Прежде всего, Павел указывает на то, что его Евангелие не является человеческим, подобным Приданиям. Религии же (Соборы в наше время), избранные людьми, ставят в центр человеческие мнения о заслугах и делах, как условие, получения спасения. Но благовествование  Павла было иным; оно исходит не из человеческих источников (ибо он принял его не от человеков), а именно, чрез Иисуса Христа; а для нас это чистое учение изложенном в Евангелии. «Смотрите, (братья), чтобы кто не увлёк вас философией и пустым обольщением, по стихиям мира, а не по Христу» Кол.2:8. Павел был озабочен тем, чтобы лжеучители не увлекли христиан философией и пустым обольщением, которые есть ни что иное, как «пустым обольщением», будучи основана на человеческих представлениях, а не на учении Христа. Истинно христианская философия «пленяет всякое помышление в послушание Христу», а не мнением власть имеющих.                Теперь прочтём, указанное автором, место: Мф.12:24-31-32, где Евангелие учит: «Фарисеи же  сказали: Он (Христос) изгоняет бесов не иначе, как силою Вельзевула, князя бесовского». «Поэтому говорю вам: всякий грех и хула простится людям; а хула на Духа не простится людям; Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в этом веке, ни в будущем». В этом  стихе католики, по-видимому, видят различие между грехами, прощаемыми в земной жизни (в этом веке), и грехами, прощаемыми в загробной (в будущей) жизни. Хотя, подобной мысли, мы в Библии не находим. И мы видим, из прочитанных стихов, что народ в массе своей готов был приписать сатане силу Духа Святого, т.е. произнести хулу на Духа; ведь об этом страшном грехе Христос говорит, что ему нет прощения «ни в сем веке, ни в будущем» (в значении «никогда»); «а хула на Духа не простится людям» - категорически заявил Христос, стих 31. Последствием этого греха явилось бы осуждение Богом как народа в целом, так и тех отдельных людей, которые стали бы настаивать на своей прискорбной точке зрения. Здесь о чистилище, я думаю, ничего не говорится! А слова Иисуса Христа: «не простится ему ни в этом веке, ни в будущем» т. е. во время суда над живыми и мёртвыми. «Итак, заклинаю тебя пред Богом и Господом (нашим) Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явлении Его и царства Его» 2-е Тим.4:1. Заметим, дорогой читатель, что это будет происходить не в чистилище – и не, не известно кем; а лично Иисусом Христом в Его царстве. Слава Ему!                Откроем ещё одно указанное место в Евангелии: «Ты знаешь, что все Ассирийские оставили меня; в числе их Фиггель и Ермоген. Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашёл. Да даст ему Господь обрести милость в тот день; а сколько он служил (мне) в Ефесе, ты лучше знаешь»              2 Тим.1:15-18. Из ст.16-18 следует, что группа ассирийских христиан, на чью поддержку и помощь Павел рассчитывал в трудных для него обстоятельствах (возможно как свидетелей в его пользу перед судом), не оказали ему этой поддержки. Печальному их примеру Павел противопоставляет пример Онисифора, поддерживающего его не только в Ефесе, но и в Риме, причём в Риме ему стоило не мало трудов разыскать Павла, чтобы остаться рядом с ним и помогать ему. «не стыдясь уз» его. Апостол заслуженно хвалит Онисифора; дважды в этих стихах призывает он «милость» Божью (ст.16-18), как на верного этого служителя, так и на «дом» его.- И, здесь, я не вижу мысли об прохождении души умершего через чистилище или мытарств под выражением «в тот день». Подобное выражение мы читаем: «А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день тот; и не только мне, но и всем возлюбившем явление Его» 2 Тим.4:8. По причине верности своему долгу Павел не страшится встречи с Господом, праведным Судьёй, он знал, что для него уже приготовлена награда – венец правды («праведности»). «В день оный» относится ко дню возвращения Христа на землю. «Венец», т.е. признание его праведности, Павел получит награду со всеми теми, кто горячо ожидал этого дня, и всё это будет делать Господь, праведный Судя; но не через чистилище или мытарства; и для Павла это чуждо.                И, «Когда же приидёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов..» (Мф.25:31,32). Судимы они будут не как «народы», а индивидуально: каждый даст ответ за себя. Посему и говорится о них как о смешению «овец» и «козлов», разделение среди которых произведёт Сам Господь; но не по тем меркам и порядку, как учат католические и православные священнослужители.                Откроем третье место, указанное автором 1Кор.3:9-15: «Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение. Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нём; но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого каково оно есть. У кого дело, которое, но строил, устоит, тот получит награду; а у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня»                В 13-ом стихе, слово об огне, испытывающего дела каждого, католики это понимают в буквальном, а не в переносном смысле. А Православная Церковь понимает слова ап. Павла «огонь испытает» («огонь искусит») в том смысле, в каком объясняют их Отцы Церкви послеапостольского века; т. е. в смысле опыта или испытания, а не в смысле огненных мучений (см. например «Учение двенадцати апостолов»).                Дорогой читатель, давай, и мы вникнем в смысл прочитанных стихов. Здесь говорится, что Павел и Аполос были поставлены на служение.                Они не конкурировали между собой, но дополняли служение друг другу (ст.8). Ибо они преследовали одну и ту же цель – привести Коринфскую церковь к духовной зрелости, к истинному уподоблению Христу. И каждый из них ожидал награды – в зависимости от их верности и ревностности в исполнении порученного им Богом дела. Сравнивая Церковь с нивой, апостол сравнивает её и со «строением». Эту метафору Павел по – разному прилагает к христианам по отдельности и в целом, называя их зданием, «храмом» в котором обитает Бог. И тут идёт речь о поместной церкви; и более всего был озабочен Павел служением старших братьев, которым были даны большие возможности. Но, созидая храм, не все служители трудились с одинаковой отдачей; их-то и предостерегал апостол:. «каждый смотри, как строит». Ибо не может быть другого основания у церкви, другого основания для спасения, «кроме Иисуса Христа» (Его учения, но не Преданий). В стихах 12-17 Павел описывает три рода служителей или «строителей»: «мудрых», немудрых и тех, которые не строители в сущности, а разрушители. Материал, употребляемый для строительства, - это метафора, которая истолковывается так: «Золото, серебро и драгоценные камни»; три дорогих материала символизируют верную доктрину (учение), которую строитель внедряет в сознание и жизнь людей; а «дерево, сено, солома», три непрочных материала, есть – лжедоктрины в т. ч. и Придания.                Образ огня, ассоциирующийся с пришествием Христа на землю, встречается и на других страницах Нового Завета: «За то в один день придут на неё (Вавилон – великая блудница) казни, смерть и плач, и голод, и будет сожжена  «огнём», потому что силен Господь Бог, судящий её» Отк.Ин.18:8. «И десять рогов, которые ты видел на звере, эти возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть ею съедят, и сожгут её в огне» От. Ин.17:16.                А какой «награды» будет удостоен «мудрый» строитель, не уточняется, хотя о хвале, которую он получит, апостол говорит с уверенностью. («Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда будет похвала от Бога»1Кор.4:5).                А вот немудрый «строитель» потерпит урон, «впрочем, сам спасётся, но как бы из огня» (подобно головне, выхваченной из огня). «А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью» Иуд.23.                А до дня упомянутого суда «различные строительные материалы (учение Иисуса Христа и Св. Предания) могут сосуществовать и даже казаться неразличимыми на первый взгляд, но «огонь» испытает их. Но воля Бога: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы Я скажу жнецам: cоберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою» Мф.13:30.                Да сохранит нас Господь оказаться в  положении «плевелов»; или строить свой дом из дерева, сена, соломы.                И ещё один логичный аргумент в защиту учения католиков о чистилище – это известная причта о должнике: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истину говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» Мф.5:25-26.                Здесь, я думаю, Христос о чистилище и не думает говорить; а о том, что люди должны примириться между собою. Без этого и дар, принесённый к «жертвеннику», будет принесён напрасно. Даже на пути, к судье обвиняемому следует пытаться миром покончить возникший конфликт. В противном случае синедрион (суд, состоявший из 70 человек) отправит виновного в темницу, откуда он не может выйти, прежде чем не расплатится за содеянное всем своим состоянием. И ещё, Христос учил: «Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то по дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу. Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки» Лук.12:58-59.—На примере «житейской ситуации» Иисус говорит здесь о важности примирения с Богом в этой жизни до Его суда.                Подобное учение о чистилище было разработано и развито Фомой Аквинским и окончательно принято как догма на Флорентийском соборе в 1439 году.                Некоторые смешивают латинское учение о чистилище с православным учением о мытарствах. Мытарства – только образные частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из чистилища – рай, путь из мытарства – и в рай, и а ад.                Впрочем, в основной своей идее латинское учение о чистилище имеет некоторое сходство с православным учением о состоянии души умерших людей до всеобщего воскресения. Несообразность этого латинского учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений, как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочем: из того, что оно делает совершенно излишним христианское учение о молитвах церкви за умерших – учение, содержимое и римской церковью.                Естественно реакция Церкви была: очень осторожное использование в официальных церковных определениях понятия и терминологии, описывающих чистилище.                В соборных учительных текстах избегали использовать даже само слово «чистилище», также как и образ огня, очищающего от грехов.                Тема «мытарств» приобрела широкое распространение в народном фольклоре, многочисленных сказаниях, повествующих если не об «очистительном огне», то о бесах и демонах, выдержать встречу с которыми предстоит грешникам – (и они с ними встретятся). «А Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков; и кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» От.20:10,15.                Таким образом, можно вполне утверждать о традиционной общности на предмет «чистилища» Католической и Православной Церквей, и формальные вероучения разногласия, между ними, считать чисто номинальными.                Сходство это заключается в том общем учении: что души некоторых умерших, подвергшись мучениям за свой грехи, могут, однако, получить прощение и облегчения своих мучений или даже полное освобождение от них..                По учению православной Церкви, это облегчение мучений или совершенное освобождение от них получается  душой усопшего в силу молитв и благотворений членов Церкви Христовой.                Между тем как, по латинскому учению, души умерших людей получают прощение грехов в чистилище в силу самых чистилищных мучений, которыми они, самолично, приносят удовлетворение правосудию Божию и через это очищают свои грехи, - (но своя жертва, за свои грехи, не очищает): «И если я раздам всё имение моё, и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею,  - нет мне в том никакой пользы» пишет ап. Павел 1 Кор.13:3). «Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскалённой огнём», - говорят, уверовавшие в Истинного Бога, люди Дан.3:17.                Срок мучений в чистилище может быть сокращён, по учению католиков, и путём папских индульгенций. Индульгенция – это прощение грехов или уменьшение наказания, которое должен понести грешник для удовлетворения правды Божией; после того, как ему будут отпущены вина и вечное наказание за грехи; через усвоение или присвоение ему римским эпископом переизбыточествующих заслуг Спасителя и сверхдолжных добрых дел Богородицы (но в Евангелии мы этого не находим!) и святых, вне таинства покаяния. Эти индульгенции даются живым людям, и освобождают их от обязанности приносить удовлетворения, исполнять за известные грехи епитимии; индульгенции даются и умершим, и им сокращается срок мучений в чистилище. Это случилось в 1300-ом году, когда папа Бенефиций  8-ой расширил эту «благодать» и на умерших грешников, то есть, начиная с этого года (1300-го), можно было купить индульгенцию или, как её потом называли «буллу», в папы на прощение всех грехов умершего, и Бог должен забрать его с чистилища на небеса. Ведь, выходит так: Умирает непокаянный грешник, и если он католик, то идёт на миллион лет (точно неизвестно); в чистилище, так его осудил справедливый и милосердный Бог. Затем, такие же грешники покупают в другого грешника, папы, «буллу» и он заставляет Бога забрать, недоочищенного грешника, на небо.                Индульгенции эти, по великому милосердию Божьему и по снисхождению папы, могут быть розданы даром за какие-нибудь благочестивые подвиги – путешествие ко святым местам (в Рим, например), за полезные общественные мероприятия, за какие-нибудь заслуги и пожертвования в пользу папы.                Индульгенции бывают полные, простирающиеся на всю жизнь и на все грехи, и не полные – на несколько дней или лет.                Есть ещё индульгенции великие, которые в известное время даются всему католическому миру, или целой стране, или всем христианам, находящимся в Риме – в каких-нибудь случаях, например, во время торжественного празднования юбилеев в римской церкви, или избрании нового папы. Индульгенции эти даются лично папой, или через кардинала пенитенциария, через епископов и других членов церковной иерархии.                В католических странах есть особые, привилегированные церкви, часовни, алтари, статуи, перед которыми всякий желающий может помолиться и получить индульгенцию на несколько дней. Благодать индульгенции может быть получена путём приобретения известного рода медалей, чёток, крестиков, освящённых в Риме.   В 1016 году, папа Иван 18-й ввёл таксу оплат за индульгенции. Например: за убийство одного человека надо было платить 113 золотых рублей. За нарушение клятвы – 130 рублей; за прелюбодеяние -100 рублей, и т. д. И, неудивительно, что после смерти папы, осталось около 25 миллионов золотых рублей. Потому, что это были письменные документы или грамоты на прощение грехов, без покаяния, и на вход в царство небесное. Были и такие, которые наперёд платили и покупали индульгенции на прощение ещё не совершенных, но запланированных грехов; и это был повод на совершение новых  злодеяний. И только Бог знает, сколько миллионов человеческих душ ушло на тот свет, благодаря этом бандитским разрешениям.                Доходность индульгенций приводила к большому их развитию и к изысканию новых поводов к их дарованию. Не без влияния финансового мотива разрабатывалась и сама теория индульгенции – откровенно денежными интересами руководствовались их проповедники и продавцы. Всё это давно уже вызвало протесты против самых индульгенций, и против торговавшего ими папства. Нападки на индульгенции были одни из первых моментов реформаторского движения.                И папа Пий 4-й, в 1563 году предал «анафеме» (проклятию) всех противников индульгенции; тех, кто не верит, что за деньги и другое, перечисленное выше, возможно получить прощение грехов. Само собой разумеется, что это средневековое учение об индульгенции совершенно было не известно в древней, неразделённой Церкви, и оно противоречит всему вероучению Православия.                Протестантские реформаторы отвергли учение о Чистилище, «мытарствах» и пользы приобретения индульгенций, находя, что католики неправильно толкуют вышеприведённые места из Священного Писания, руководствуясь Преданиями; и мы с Вами, Дорогой Читатель, свидетели этому.                Признавший свою вину разбойник, который сказал Иисусу: «помяни меня , Господи, когда приидёшь в Царствие Твоё!  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю». Лук. 23:42,43. Иисус, который имеет «ключи ада и смерти», не послал разбойника ни в чистилище ни проходить мытарства.                Ведь в Библии есть места, прямо указывающие на отсутствие какой – либо промежуточной среды между раем и адом, читаем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую сторону, а козлов по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: придите, благословенные Отца моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо Я был голоден, вы дали Мне есть; жаждал, вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! Когда мы видели Тебя голодным и накормили? Или жаждущим и напоили? Когда мы видели Тебя странником и приняли? Или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным или в темнице и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне.                Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо Я был голоден, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; был болен и в темнице, и не посетили Меня.                Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагом, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из этих меньших, то не сделали Мне.                И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» Мф.25:31-46.             Православная церковь также отвергает учение о чистилище, а учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придаёт более спиритуалистический характер.
А идея, молиться за умерших, возникла в 310-м году, стала догмой аж в 978-мом году; но только в 1210-ом году, было принято: что все должны молиться за умерших.                Но, во всей Библий, мы не найдём того, что нужно молиться за умерших; ( кроме: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» Евр.13:7).                И Библия запрещает, что либо «прибавлять» или «отнимать». Читаем: « Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую» Вт.4:2.                «И я также свидетельствую всякому слышавшему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы..» «И если кто отнимет что от слов книги пророчества этого, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом граде, и в том, что написано в книге этой» От.22:18-19.  Слово Божие – это Его воля; и  написано, что мы должны «познавать волю Божию»; читаем: «И не сообразуйтесь с веком этим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что (есть) воля Божия, благая, угодная и совершенная» Рим.12:2. «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» Еф.5:17. Рассудите сами: не будет ли это грехом? Если мы отбрасываем волю Божию, и начнём «прибавлять» свои надуманности?                И есть написано, что каждый сам за себя даст ответ перед Богом: «Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу» Рим.14:12. «И как людям  положено однажды умереть, а потом суд» Евр.9:27. «Ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в тала, доброе, или худое» 2 Кор.5:10.                И молиться нужно за людей пока они ещё живы; а за мёртвых – бесполезно и грешно!      И ещё написано, что на том свете нет уже перехода с ада в рай, или же с рая в ад.       Читаем: «И сверх того между нами и вами утверждена великая пропасть, так-что хотящие перейти от вас к нам не могут, также и оттуда к нам не переходят» Лук.16:26. Да и народная мудрость говорит, что «после смерти нет покаяния». «Кто ходит между живыми, тому есть ещё надежда», Еккл.9:4.                И молитвы за умерших, конечно, не помогут им и не повредят; но они не безвредны тем, кто их совершает и ещё должен умереть; потому, что: они нарушают волю Божию; и второе, они надеются, что за них тоже будут молиться после их смерти, и поэтому они не будут спешить каяться, обратившись к Богу, и этим себя обманывают. Ещё одно зло в идее молитв за умерших – это то, что религиозные служители используют их для своей выгоды. Они хорошо знают, что всё это так поможет, как  «мёртвому кадило», а, между прочим, придумали даже специальные богослужения; такие как панихиды, парастисы, на девятый,  сороковой день; и берут за это, ещё и плату. А тёмные люди за эти служения оплачивают и утешают себя пустыми надеждами, и всё это имеет свои последствия. А придёт время, когда они сами уйдут с этой жизни без покаяния и примирения с Богом и людьми, надеясь на такую пустую услугу церкви, окажутся в аду, где встретят тех, за которых они здесь молились. Трудно представить, как они будут проклинать и тех служителей, кто их обманывал, и молитвы, которые никому не помогли, и даже себе; и что они такие халатные, что не стремились при жизни в теле «познавать» волю Божию и путь к спасению.                А существование чистилища это заблуждение и самообман. Ведь по понятием католиков, да и православных: очищением душ занимаются и демоны, и как это возможно, чтобы демон душу очистил? Он её ещё больше испачкает, но, никогда не очистит. Для очищения человеческих душ Бог имеет свои методы:                1-е:  через жертву Господа Иисуса Христа: «Этот (Христос), будучи сиянием славы и образом ипостаси (отражением Бога Отца) Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою, очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте» Евр.1:3. Христос совершил очищение грехов наших, после чего воссел по правую сторону (одесную) престола величия на высоте (т. е. на небесах). Понятно, что положение, которого Он в результате достиг, далеко превосходит положение Ангелов.                «То тем более кровь Христа, Который Духом Святым принёс Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мёртвых дел, для служения Богу живому и истинному» Евр.9:14. Это «вечное искупление», благодаря которому, благословения нового завета становится достоянием всех верующих, не может не отразиться на их служении Богу. Ведь Кровь Христа, Его жертва – бесценна потому, что Духом Святым Он принёс Себя непорочного Богу. В этих словах, полных любви, автор показывает участие всех трёх Лиц Божества в жертвоприношении Христа, поднимая ещё выше величие Его искупительной жертвы, очищающую совесть нашу от мёртвых дел. Доверившись, все достаточности Креста, они должны твёрдо держаться своего исповедания и служить Богу живому и истинному в свете установлений нового завета.                2-е, это Слово Божие: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам» Ин.15:3. Ученики – все, кроме Иуды, уже были очищены через проповедь Иисуса Христа. «Чтобы очистить её Себе славною Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» Еф.5:27. Цель смерти Христа заключалась в том, чтобы освятить Церковь, и Он достиг этого, очистив её банею водною, посредством слова. Под «словом» подразумевается проповеданное слово Божие, которое слушают неверующие. Конечной целью смерти Христа было представить её Себе славною Церковью (не имеющую пятна или порока), т.е. «загрязнённости» грехом или духовным распадом, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. В человеческом обществе невеста сама готовит себя для жениха, в сфере духа Христос готовит Свою невесту для Себя.                3-е. Вера: «И не положил никакого различия между нами и ими (евреями и язычниками), верою очистил сердца их» Дея.15:9. Бог даровал им Духа Святого – так же, как прежде дал Его иудеям. И тем дал понять, что нет никакого различия, ибо сердца тех и других очищены верою.                4-е. Послушанием истине; (безгрешная жизнь есть послушание истине) «Послушанием истине (Библии) через Духа очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца» 1Пет.1:22. Святое «хождение» требует очищения. Чистая жизнь как раз и является результатом послушания истине; послушание слову Божьему очищает характер человека; испытывает радость – радость послушания – тот, кто очищает себя, живя по слову Божиему.                5-е. Кровь Иисуса Христа «Если же ходим во свете (открытость и восприимчивость Слову), подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» 1Ин.1:7.                В Нём и только в Нём, утверждает Иоанн, могут верующие иметь общение с Богом. Мысль Иоанна сводится к тому, что если христиане ходят во свете, в котором обитает Бог, то они имеют общение с Богом, а Бог – с нами. Свет – это та основополагающая реальность, которая объединяет их, которая освещается Истиной, открываемая Им о Себе, то есть в жизни, которая воспринимает в себе Его откровение, данное во Христе Иисусе и побуждают верующих признавать («исповедовать») те грехи  их, которые «высвечивает» перед ними свет Христов.                Все, вышеперечисленные обетования Божии, человек получает от Бога на земле, но не после смерти. Аллилуйя Богу Отцу, Сыну и Святому Духу аминь!!                И должны католики понять, что если они не покаются, и если их не очистит Бог, то сатана уж точно не очистит. И Библия не учит очищению после смерти. Она учит, что после смерти наступит суд («И как людям положено однажды умереть, а потом суд» Евр.9:27.): «пред судилищем  Христовым,  чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое». Поэтому, католики, ваш папа, дав вам фальшивое учение, жестоко вас обманул, потому, что чистилища вообще нет, а только ад и рай, и о третьем месте Библия не говорит. А из ада выхода нет («И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» Лук.16:26).                И в заключении: по понятиям католиков о существовании и назначении чистилища и индульгенции; а у православных о мытарствах, говорит о том, что Иисус Христос мог бы и не страдать на голгофском кресте, проливая Свою Святую Кровь; ведь люди своими силами сами могут достичь рая. И это просто настоящая ересь.                И Слово Божие учит нас: «Вникай в себя и в учение (Евангелие); занимайся этим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасёшь и слушающих тебя» 1Тим.4:16.                .                С глубоким уважением к Вам, С. Витюков.