Зачем я здесь?

Тарас Конохов
Было такое ощущение, что мир ссохся до размеров ореховой скорлупы. Его душе было так тесно. Окружавшие его скалистые утесы давили своей молчаливой безучастностью. Черное ущелье под ногами дышало влажной затхлостью.
  - Зачем я здесь?- думал одинокий путник. – Есть ли здесь хоть какая-то дорога, ведущая хоть к какой-то цели?
 Вопросы теснили его разум. Хотелось, чтобы кто-то пришел и указал путь, чтобы обнял, согрел и снял бремя отчаяния. Откуда-то сверху струился нежный животворящий свет, но наш герой не замечал его.
 Вдруг за его спиной пролетело эхо отдалённых шагов. Путник, которого звали Марк, обернулся и увидел такого же странника, пробирающегося среди глыб и камней. Издали было видно, что идущий утомлён дорогой, но идёт твёрдо и решительно. У него за плечами висел какой-то чехол, похожий на колчан. В чехле было толи оружие, толи музыкальный инструмент. Он всё шёл, спотыкался, иногда падал, но снова вставал и шёл. Марк наблюдал за ним и чувствовал, как у него внутри зреет решимость идти, даже не зная куда. Наконец «вооружённый» странник приблизился к Марку и присел на камень.
 - Здравствуй друг, - выдохнул он и снял свою ношу.
 - Здравствуй, - ответил Марк.
 - Я вижу тебе не легко. Возьми выпей этого,- он подал Марку какую-то флягу. - Я нашёл это в одной из пещер…Тебя как зовут? – немного погодя, спросил новый знакомый.
  - Марк,- оторвавшись от фляги и протягивая руку, проговорил наш герой.
 - А меня – Оскар. Ну, как? – кивнул на флягу Оскар.
 - Ободряет, - ответил Марк.
 - Много не пей, иначе такой голод разыграется…
 Марк вернул флягу:
 -Спасибо, Оскар… А ты куда идёшь?
 - Точно сказать не могу, но иногда я вижу, как вон оттуда струится светящаяся дымка,- Оскар указал на один из хребтов, виднеющихся вдали. – Я знаю, что где-то есть вершина, на которой нас ожидает Освободитель. Он иногда ходит и между гор, но является только тем, кто страстно ищет свободы. Так что советую тебе не засиживаться.
 - И как же найти ту вершину, про которую ты говоришь?
 - Говорю тебе, что только жаждущему откроется Освободитель. Нам нужно идти, пока есть силы. Иначе, если будешь сидеть, то потеряешь всякое желание куда-то идти.
 - Хорошо. Я тоже думаю, что идти лучше, чем сидеть. Ведь движение питает надежду. Но трудно идти, не зная точного направления.
 Оскар был озадачен, думая, что ответить Марку. Он прошёл больше Марка и в пути нашёл много полезных вещей, но до сих пор не мог точно определить путь к искомой вершине.
 - Иногда я вижу, как откуда-то с гор спускаются струйки золотистого нежного света. Мне говорили, что этот свет исходит от той вершины. Я встречал тех, кто видел Освободителя. Да и к тому же от поиска есть большая польза – я в дороге нашел много полезных вещей. Вот, например…
 Оскар достал из своего чехла некий  струнный музыкальный инструмент. Он взял сначала несколько пробных аккордов, а затем запел. Эта песня была переплетением различных переживаний: и ожидание чуда, и разочарование разрушенной иллюзии, и радость открытия, и тоска по лучшей судьбе. Эта песня напоминала напиток из фляги. Она ободряла, но и пробуждала голод духа.
 - У меня тоже кое-что есть, - сказал Марк и достал из своей сумы деревянные дощечки, на которых углём были нарисованы причудливые образы.
 Оскар бережно взял рисунки и принялся их рассматривать.
 - Я вижу, ты тоже не зря ходил среди этих камней,- наконец, сказал Оскар. – Идём, Марк.
 Они собрались, было идти, как вдруг снизу из ущелья услышали жалобный зов. На свет появилась худая девушка в одежде жрицы. В её глазах светился странный зелёный свет.
 – Спуститесь сюда, - звала она. Марка привлёк зелёный свет в её глазах.
 - Не ходи туда, - одёрнул его Оскар. – Это тупиковое направление. Ты не найдёшь там Освободителя.
 Но Марк уже был уловлен тем призрачным светом, который был принесён из подземелья. Он собрал свои дощечки и спустился вниз. Оскар проводил его скорбным взглядом и отправился своей дорогой.
 Когда Марк приблизился к девушке, её зелёная аура ещё больше усилилась.
 - Меня зовут Жизель, - просто сказала она.
 - А меня Марк.
 - Я знаю. Я слышала ваш разговор с твоим другом. Он неплохо поёт, но он не там ищет. Пойдем, я покажу тебе истинный свет, - сказала девушка и стала спускаться. В её манере было что-то необычное и притягательное. И Марк последовал за ней. Они стали спускаться вместе. Вдруг впереди замерцал какой-то дрожащий свет. Они подошли к повороту каменного коридора и увидели источник света – факел. Жизель спокойно взяла этот факел и последовала дальше. Когда они устали, она предложила передохнуть. Девушка вставила факел между камней и присела. У неё через плечо висела небольшая сумочка.
 - Хочешь немного освежиться? – спросила она. Жизель достала из сумки вытянутую бутылочку с мутновато- жёлтой жидкостью. Она сделала несколько глотков и ненавязчиво предложила Марку. Он тоже глотнул этого напитка. Это питьё сильно отличалось от того, что ему предлагал Оскар. Оно не только не возбуждало голод, но скорее заглушало его. Разум не отрезвлялся, а скорее наполнялся каким-то дурманом. После такого «освежения» темнота и холод камней не отталкивали, но казались  чем-то уютным, привычным.
 - Покажи и мне свои рисунки, - попросила Жизель.
 Марк неверными движениями достал свои дощечки и подал их своей провожатой. Она взяла их и стала рассматривать при свете факела.
 - Видно, что ты ищешь, но непонятно что именно, - после просмотра подытожила Жизель. – Я помогу тебе найти свет, в котором есть ясность и определённость.Идём дальше.
 Девушка говорила так уверенно, что трудно было не поверить её словам. Она всё больше входила в роль учителя, считая Марка своим учеником.
 Они снова тронулись в путь. Вскоре впереди появился некий просвет. Наконец, они вошли в просторный зал, освещенный множеством факелов. Тут находилось несколько человек. Все они были похожи на Жизель стилем одежды и зелёным свечением глаз. Никто не отреагировал на появление Жизели и Марка. Некоторые были заняты какими-то ритуалами, остальные разговаривали между собой.
 Жизель вставила факел в отверстие  в стене и повела Марка к каменному постаменту, Это была двухступенчатая подставка. На таких же подставках присутствующие здесь люди совершали свои действа.
Жизель встала на одну ступень на колени, а на другую - склонила голову. Внезапно из стены вырвался пучок ярко-зелёного света и влетел в макушку девушки. Она подняла голову. Её глаза во много крат сильнее светились зелёным огнём.
 -Как ты это делаешь? – изумлённо спросил Марк.
 Жизель спустила ноги и принялась объяснять приёмы извлечения огня из стены. Марк ощутил вкус желтого напитка и дурман в голове. Он как в полусне встал на каменные ступени и пытался получить зелёный огонь для себя. Но ничего не получалось. Наконец, он совсем изнемог и потерял ощущение времени. Как вдруг вспомнилась песня Оскара и вкус напитка из его фляги. Марк взглянул на Жизель, которая продолжала свои объяснения.
 -Но в чём же ясность и определённость этого света, как ты говорила мне? – спросил Марк.
 - Наша внутренность устроена так, что когда мы наполняемся светом, темнота отступает. Мы получаем настоящее наслаждение, и никакая тяжесть уже не мучает.
 - Так бремя действительно снимается или просто ты перестаёшь его чувствовать?
 - Сейчас выйдет Магистр и объяснит лучше, чем я, - несколько раздражённо сказала Жизель.
 Усталый странник присел и предался раздумьям:
 - Зачем я здесь? Этот зелёный свет не утоляет жажду моего сердца. Оскар был прав – это тупиковое направление. Воспоминания окончательно отрезвили Марка, и он сделал движение в сторону выхода. Его «наставница» изумлённо взглянула на него, она не ожидала, что так быстро потеряет своего ученика.
 Марк решительно шёл прочь из этого зала. Как вдруг через центральный вход вошёл очень важный человек с головным убором, похожим на корону. Он воссел на высоком седалище. Моментально все присутствующие уселись кружком вокруг него. А также через другие входы появлялись люди и рассаживались, явно с целью послушать Магистра, как его назвала Жизель. Когда все уселись, человек в короне поднял руку. Наступила тишина.
  Марк наблюдал за происходящим, находясь уже почти у выхода. Магистр замер в неестественной позе, и через некоторое время на его голову сверху полился поток ярчайшего зелёного света. Люди, раболепно склонявшиеся перед ним, получали лучи этого света, исходящего от их предводителя. Зрелище было отталкивающее.
 - Пойдём к Магистру, - услышал Марк голос своей  знакомой.
 - Нет, Жизель, этот свет не насыщает, а лишь притупляет чувство голода. Он не согревает, а лишь делает холод привычным. Мне нужен настоящий Освободитель, - Марк вышел из зала, оставив Жизель стоять в недоумённом раздумье.
 Марк шёл без факела, и это затрудняло путь.
 - За ошибки всегда приходиться расплачиваться, - думал он. – Но теперь я уверен, что только Освободитель поможет мне. Я чувствую сильное желание найти Его.
 Марк шел, опираясь на каменную стену. Он часто спотыкался, толи о камни, толи о человеческие тела, но продолжал идти. Мысли об Освободителе усиливали стремление идти вперёд. Иногда стена обрывалась, возникал какой-нибудь провал, и трудно было выбрать направление. Тогда Марк замечал,  как перед ним проплывал лёгкой струйкой язычок золотистого пламени, указывая направление пути, и он шёл дальше. Как ему сейчас хотелось выбраться наверх, опять увидеть Оскара, послушать его песни, глотнуть из его фляги. 
 Дальнейший путь становился всё труднее. Марк  всё чаще спотыкался и падал, силы иссякали. Надежда выбраться из этого подземелья ослабевала. Когда, наконец, Марк пал в изнеможении, из его груди вырвалась мольба:
 - Освободитель, где Ты, приди ко мне, мне так тяжело, помоги мне выйти на свободу…
 - Свободу…свободу, - пронеслось в голове Марка. – Как легко попасть в рабство, и как трудно получить потерянную свободу.
 Вдруг он ощутил прикосновение к своей голове. Когда Марк открыл глаза, он увидел светящуюся фигуру. Черты лица были не ясны, но было видно выражение искренней доброжелательности.
 - Это Освободитель, - понял он.
 Светоносный Освободитель подал Марку чашу с каким-то питьём. Это был «напиток из фляги Оскара», но намного свежее и чище. Марк выпил всё. Силы нахлынули вновь, не только от напитка; явление Освободителя вселяло сильную надежду.
 - Следуй за Мной, - прозвучал мощный голос Освободителя, как колокольный набат во время чумы.
Он пошёл, озаряя  Своим светом стены каменного коридора. Марк поднялся и последовал за Светящимся Проводником.
 - Вот Он – животворящий реальный Свет, ведущий к свободе, - легко переступая через препятствия, думал Марк.
 Внезапно впереди показался просвет.
 - Встретимся на вершине, -  сказал Освободитель и исчез.
  Марк опять был в том же ущелье, около которого он говорил с Оскаром. Он присел на камень, чтобы немного передохнуть.
 - Эй, Марк, рад тебя видеть, - раздался голос сверху.
 Марк поднял голову – это был Оскар. Он сильно изменился. Его лицо сияло радостью. Не было видно и следа былой усталости. А за плечами виднелся музыкальный инструмент новой формы.
 - Поднимайся сюда, - позвал Оскар.
 - Сейчас, конечно поднимусь, - преодолевая тяжесть усталости, Марк встал и начал карабкаться вверх. Спускаться было намного легче.  Ему очень трудно было выбраться из ущелья.
 - Держи, - крикнул Оскар и бросил Марку конец верёвки. Это значительно облегчило подъём. Наконец, Марк выбрался наверх и тут же в изнеможении упал на ближайший камень.
 - Освободитель дал мне много простых, но полезных вещей, - скручивая верёвку, говорил Оскар. – А ты заметно высох там внизу. Дай-ка я тебя обниму. – Оскар обнял Марка, и это объятие сильно согрело прозябшую душу Марка.
 - А ты встретил Освободителя? – отстранившись, спросил Марк.
 - Давай присядем, и я тебе расскажу, – предложил Оскар. – Кстати, сегодня могу тебе предложить не только питьё, но и пищу.
 Оскар достал свою флягу и кусок ароматной лепёшки.
 - Даю немного, потому что большая порция тебе может повредить.
 - Спасибо, друг. Как приятно опять общаться с тобой. Да, к тому же, я ведь тоже видел Освободителя. Он вывел меня из этого подземелья. Без Него я бы просто погиб. Но лучше ты сначала расскажи свою историю.
 - После того, как мы расстались, я долго шёл, напиток из фляги уже слабо помогал, хотелось реальной встречи с Освободителем. Я всё думал: как же всё-таки найти  Вершину света. Наконец, когда мои силы почти  иссякли, я упал и закричал из глубины души, я звал Освободителя. И Он не замедлил, Он тут же пришёл. Он излучал тот свет, который я иногда видел лишь как лёгкую дымку. Он подкрепил меня своей пищей и наполнил мою флягу. Освободитель объяснил мне, что Он может прийти куда угодно и к кому угодно. Но Он желает научить нас Своим законам, зная которые мы сможем свободно встречаться с Ним. Его законы учат тому, как нужно любить то, что любит Он Сам. Прежде мы жили по закону: делай что хочешь и люби то, что тебе нравится. Но этот закон завёл нас в рабство, потому что мы стали зависеть от жалких временных ценностей и стали рабами своих страстей. Мы нарушили законы Освободителя и виновны пред Ним. Путь к вершине Освобождения был сильно завален, и достичь свободы было просто невозможно. Люди сами  своими злыми деяниями преградили путь к свободе. Но тогда Освободитель Сам начал расчищать путь. Из подземелий поднялись служители тьмы, желающие сохранить законы рабства и угождения своей испорченной природе. Они сильно противились Освободителю, метали в Него острые камни. Но Он не отступал, Он хотел, чтобы и они стали свободны от тьмы. Но они всё больше ожесточались и, в конце концов,  решили уничтожить Его. Они схватили Освободителя и бросили в самое глубокое подземелье, где был центр тёмного царства. Они не знали, что Он силен, победить любую тьму, ибо Свет просвещает темноту. Таким образом Освободитель открыл путь к свободе ценой Своей крови. И после этого каждый может прийти к Нему.
 Марк сидел в задумчивости, пытаясь уразуметь услышанное.
  - Но как Освободитель может избавить меня от гнёта зла? – наконец спросил Марк.
  - Дело в том, что весь тот гнёт в душе, который  мы чувствовали в начале пути, создан нашими руками, нашими мыслями и словами. Мы искали удовлетворения в тех вещах, которые в итоге становились нашими цепями. Как ты, например, хотел найти свободу в этом подземелье. Освободитель давно хотел освободить нас от этого рабства. Он любит каждого, и пленного и свободного. А мы блуждали своими путями, приобретая всё новые оковы, до тех пор, пока Его свет не коснулся нас, и мы не почувствовали тяжесть рабства. У нас внутри сложены камни наших злых дел, которые угнетают нас. Когда же мы приходим к нашему Избавителю, Он извлекает эти камни и бросает их в бездну Забвения.    
   - Помогите мне, - раздался крик из ущелья.
 Странники встали и увидели внизу изнемогшую Жизель.
 - Постой здесь и держи верёвку, - распорядился Оскар и стал спускаться.
 Вскоре он поднялся, держась за верёвку и помогая Жизели подняться. Оскар усадил девушку и дал ей попить из фляги. Только после этого в её лице появились признаки естественной жизни.
 - Что тебя заставило уйти из подземелья? – спросил Оскар.
 - Когда я слушала твою песню, во мне пробудилось какое-то давно забытое чувство. Оно было щемящим до боли, поэтому я подавила его. Но это ощущение приходило ко мне вновь и вновь. Когда же Марк ушел, я увидела всё, происходящее там внизу, в другом свете. Я почувствовала отвращение к тому питью, которое мы все пили и к тому затуманивающему свету, который я уже привыкла впитывать в себя. Мне запали в сердце слова Марка: « Мне нужен настоящий Освободитель». Нас учили, что наверху на вершинах есть много освободителей. Но эти вершины невозможно покорить, если не наполниться зелёным светом. Однако, когда наполняешься им, то пропадает всякое желание искать Освободителя. У меня внутри проснулась жажда встретиться с настоящим Освободителем. А этот напиток  ещё больше усиливает это желание. Поэтому прошу вас:
 «Помогите мне».
 - Мы с радостью тебе поможем, Жизель. Но мы не заметили, как солнце склонилось к закату. Я думаю нам пора подумать о ночлеге. И позже я ещё многое вам расскажу.
 Оскар ещё дал Жизели попить драгоценного напитка, и странники отправились на поиски ночного пристанища. Им не долго пришлось его искать. Вскоре они нашли удобную пещеру, в которой они были далеко не первыми постояльцами.
 Оскар нашёл топлива для костра, а Марк приготовил места для отдыха. Жизель сидела у входа и задумчиво смотрела вдаль. Она попросила у Оскара его плащ, ибо очень страдала от вечернего холода. Когда запылал костёр, Жизель подсела поближе к огню, а Оскар собрался продолжить свой рассказ.
 - Встреча с нашим Светозарным Освободителем сильно изменила моё восприятие окружающего. Раньше я видел лишь холодные острые скалы. Сейчас для меня всё выглядит иначе. В Его свете всё оживает: и камни, и люди, и слова, и мысли. Теперь среди мрачных ущелий я вижу радужный свет драгоценных камней. Каждый камень это новое понимание Освободителя. Он ведь не только освобождает, Он также помогает на пути, учит, как избежать всевозможных опасностей, и, я думаю, ещё многое другое.
 Марк жадно впитывал восторженную речь Оскара. Жизель слушала более спокойно, придвинувшись поближе к костру. Она никак не могла согреться. Жизнь в подземелье сильно остудила её внутренность.
  Внезапно снаружи пещеры раздался шум. Марк выбежал наружу. Звуки доносились из долины. Он совсем забыл о её существовании. Марк пришел из долины, где его никто не понимал. Его бывшие друзья и родственники не чувствовали того гнёта, который теснил его душу, и это ещё больше толкало его на поиски свободы.
 А теперь в долине, видимо, был какой-то праздник. Она была наполнена огнями и шумом. Всюду вспыхивали фейерверки, и звучала смесь всевозможных видов музыки. Все это представление на миг затронуло душу странника, и ему захотелось окунуться в этот водоворот страстей. Но ещё свежий вкус иной жизни напомнил ему о той реальности, в которой он уже начал жить. Марк вернулся к огню.
 - Что там? – спросил Оскар.
 - Долина гуляет, - бросил Марк в ответ.
 - Освободитель говорил мне, что однажды я должен буду пойти туда.
 - Для чего? - изумился Марк.
 - А разве ты не встречал там людей похожих на Освободителя?
 - Да, встречал, и это давало мне надежду, что есть иная жизнь.
 - Правильно, но они ведь не пошли туда сами. Освободитель направил их туда, чтобы привлечь новых людей к Нему.
 - Теперь понимаю,- сказал Марк, добавляя дров  в костёр. – Посмотри – Жизель уснула.
 - Она долго пробыла в том мрачном подземелье, а это даром не проходит. Я уложу её получше. Пусть спит у костра. Я думаю и нам пора отдыхать.
 Оскар вышел из пещеры, а Марк лёг на своё место. В его голове кружились события дня: уход в подземелье, встреча с Освободителем, общение с Оскаром, но при этом вкрадывались впечатления от праздника в долине. Марк уснул в сумбурном состоянии сердца. Когда он проснулся, уже ярко светило солнце, и в пещере никого не было. Марк вышел наружу. У входа сидел Оскар и что-то пел, играя на своём инструменте. Марк не всё понял в его песне, но музыка и слова были чисты и прозрачны как утренний воздух.
 - А где Жизель? – спросил Марк, когда Оскар умолк.
 - К ней приходил наш Светоносный Помощник. После этого я не видел её.
 - А вдруг она опять пошла в подземелье?
 - Даже если и так, ты ведь не сможешь ей помешать. Она сама делает свой выбор.
 - А ты что собираешься делать? – спросил Марк.
 - Мой Наставник придет. Он сказал, чтобы я ожидал Его. А пока сочиняю песню.
 Оскар опять начал играть.
 Марк был озадачен. Он вернулся в пещеру и стал собирать вещи. Он понимал, что ему снова придется идти одному. Собираясь, он обнаружил в своей котомке приличную порцию еды и флягу с питьём.
 - Спасибо за пищу и питьё, и за помощь спасибо, Оскар. Я вижу, нам опять придется расстаться, - выйдя из пещеры, проговорил Марк.
 - Ты прав, мой дорогой друг. У нас один Провожатый, поэтому мы встречаемся. Если мы и дальше будем идти за Ним, то у нас будут шансы, увидится вновь. Продолжай искать Его, желаю тебе удачи. Пусть внутренний голод влечёт тебя дальше.
  - И тебе доброй дороги, - друзья пожали друг другу руки и расстались.
 Когда Марк повернул на дорогу, он увидел, что его путь затянуло густым туманом. Странник остановился. Идти в гущу тумана не хотелось. В голове промелькнула мысль – воззвать к Освободителю, но Марк не ухватился за неё. Вместо этого он начал блуждать взглядом вокруг. Опять его взор привлекла долина. Там было тихо – долина отдыхала после праздника. Но вдруг он увидел, как кто-то поднимается из долины. Постепенно он стал узнавать своего старого друга Ричарда. Когда-то они любили всю ночь напролёт провести в беседах на всевозможные темы. Но позже Ричард поступил в учебное заведение в сфере финансов и его всё меньше интересовали душещипательные разговоры. Пока в голове Марка проносились воспоминания, Ричард подошёл совсем близко, он заметно располнел и осунулся.
 - Привет, Марк, почему ты ушёл от нас? Мы все вспоминаем о тебе.
 Марк застыл, глядя на Ричарда, в каком-то недоумённом оцепенении. А Ричард обрушился на старого друга тяжёлым объятием. У Марка было ощущение, что на него положили ватное одеяло.
 Наконец, Марк, решив разбавить неловкость положения, сказал:
 - А ты как поживаешь?
 - Да в общем хорошо. Вчера здорово погуляли, о тебе много говорили. Вспоминали твои шуточки. Но что ты тут делаешь? Тут ведь нет никакой жизни.
 Марк оглянулся на валуны тумана, лежащие на пути к заветной вершине и почувствовал, как внутри закипает борьба. Он ощущал, что переступает через внутренний голос, кричащий, что ему нужно честно сказать всё Ричарду и продолжать свой путь. Но вместо этого он принимает расслабляющее тепло долины. Где-то глубоко внутри он сожалел, что сейчас рядом нет Оскара, который помог бы ему.
 Марк повернулся к широко улыбающемуся Ричарду и стал лепетать невнятные слова о том, что просто хотел чего-то нового и забрёл сюда. В ответ Ричард начал рассказывать о том, сколько нового теперь появилось в долине, и, обняв его за плечи, потихоньку повёл вниз. Марк всё больше ощущал тяжесть на своих плечах. С каждым шагом он чувствовал всё острее раздвоение в своей душе. Одна её часть тянула его в долину, прочь от борьбы и трудностей, а другая влекла к желанной свободе. Чем дальше он шел, тем мучительней становился внутренний раскол. Наконец, Марк остановился, снял руку Ричарда со своего плеча и сел на камень, обхватив голову обеими руками.
 - Я не могу идти дальше, - склонившись, проговорил Марк изумлённому Ричарду. – Я уже знаю вкус долинной жизни. Там нет достойной цели для бытия. Серые будни, перемежаемые яркими праздниками. Бесконечная погоня за кусочком счастья, которое всё равно не заполняет внутреннюю пустоту. Здесь я увидел смысл своей жизни.
Я не вернусь с тобой в долину, - подытожил Марк, подняв голову. Рядом с Ричардом стоял Освободитель, излучая свет. Но Ричард сморщился и как-то весь съёжился, хотя он и не видел драгоценный свет.
 - Ну что ж, твоё дело, оставайся в этом безжизненном месте, - наконец сказал Ричард, и резко развернувшись, пошёл вниз. Силуэт Освободителя растаял в воздухе. Но Его присутствие ободрило Марка, и он вспомнил слова, сказанные в подземелье: «Встретимся на вершине».
 Марк вернулся на свою дорогу. Туман по-прежнему лежал плотным облаком на пути. Но теперь странник решительно врезался в густые клубы тумана. Тяжёлый воздух не давал свободы дыханию. Голову сверлили мысли: А стоит ли идти дальше? А найдёшь ли ты желанную свободу? и тому подобное. Все сплошь сомнения и колебания. Туман кружился вихрями, создавая призрачные образы. Но Марк знал, что всё это обманчивая иллюзия, направленная для того, чтобы угасить его решимость. Единственное, что не было призрачным, это свет, который пробивался сквозь туман и помогал Марку не потерять направления. Свет приближался и усиливался, пронизывая серый туман. И с каждым шагом путника свет формировался в светящуюся фигуру – это был Освободитель. Он шел навстречу Марку. Несущий свет и Дающий свободу мог бы во мгновение ока предстать перед Марком и развеять весь давящий туман. Но как истинный наставник, Он формировал в Своём ученике характер борца. Наконец, Марк увидел Освободителя прямо перед собой и пал пред Ним на колени, признавая Его величие. В это же мгновение весь туман улетучился. Марк увидел, что стоит перед своим Наставником на вершине горы.
 - Я же говорил тебе, что мы встретимся на вершине. Ты хорошо преодолел испытание, - склоняясь к уставшему Марку, говорил Освободитель.
 - Прости меня, что вновь захотел вернуться в долину, это было глупо, - взмолился Марк. - Прости, что не искал тебя раньше. Прости, что нарушил Твои законы.
 - Я прощаю тебя. - сказал Освободитель, усаживая Марка на плоский камень.
 Затем Освободитель положил руки на Марку грудь.
  - Я освобождаю тебя от твоей тяжести, будь свободен,- сказал Он.
У Марка было ощущение, как будто лопнул широкий тугой ремень, стягивающий его грудь.
 Освободитель положил руки Марку на плечи и повернул его так, чтобы он увидел всё вокруг вершины. Оскар был прав, после встречи с лучезарным светом Освободителя всё вокруг преображается. Марк увидел, что горы вокруг усыпаны драгоценными камнями различного цвета и формы.  Особенно крупными и ярко-сияющими были освобождённые странники. Мрак увидел Оскара и Жизель, и многих других. Даже в долине, сквозь мглу можно было увидеть те драгоценные сокровища, которые ещё пока не во свете.
 - Иди, Марк, и собирай камни, пришло время, - сказал Освободитель. – Если же захочешь вновь увидеть Меня, Я всегда буду рад встретить тебя на этой вершине.