Язык танца

Галина Горбунова
                Посвящаю А.Л.               

    Он ворвался  в ее  жизнь внезапно, неожиданно и надолго. Однажды в класс, где проходил урок классического танца, вошла директор школы  с молодым человеком. Представила его ученицам: «Девочки, знакомьтесь. Это ваш новый учитель. Он будет преподавать классический танец». Директор оставила нового учителя в классе, отправившись по своим делам.

    Девочки не сводили с него глаз. Она взглянула на него. Он был красив той особой красотой, которая бывает только у духовно одаренных людей: великолепный рост, царственная осанка, каштановые вьющиеся волосы, высокий лоб, большие серые глаза, правильный красивый нос, выразительно очерченные губы, обаятельная улыбка.  Она тут же влюбилась. Безоглядно и безотчетно. Как это случается только в ранней юности.   Внешне она оставалась все такой же спокойной, сдержанной и  собранной.

    Но в душе произошли  резкие перемены, порою затмевающие разум:  все мысли были направлены на любимого, желание видеть его, дышать с ним одним воздухом, а главное, добиться  благосклонности и когда-нибудь стать его партнершей в танце. Это было как  наваждение, которое не покидало ее ни днем, ни ночью, парализующее волю, туманящее будущее и заглушающее всякий здравый смысл.  Она жила с  тайным обожанием  в ожидании  несбыточного чуда,  безумно и безнадежно боготворя этого человека.

    Редкие случаи его расположения к ней были вызваны ее восприятием того, что говорил учитель. -  «Танец, говорил Он, — символический язык нашего тела, рассказывающий жестами, движениями о своих осознаваемых и неосознаваемых потаенных мыслях и чувствах.   В  танце необходимо высказать, что  чувствуешь, суметь передать восторг и порыв, гордость и жалость, нежность и любовь, грусть и страдание, прошлое и настоящее. Это глоток воздуха, плеск воды, жар огня и тепло земли.
И самое интересное происходит тогда, когда исполнитель глубоко внутренне проживает историю, есть магия его личного присутствия в этой истории. Только тогда танец становится живым».

   Она слушала  завороженно, наслаждаясь его присутствием, тембром голоса, со сладким замиранием сердца уносясь в мечтах ввысь за облака к новым  свершениям, не чувствуя своего тела. Танцевала душа!  И не важно, что  по молодости  Она  пребывала  в мире чудовищных человеческих иллюзий и ошибок; еще отсутствовали  доскональное понимание и четкий анализ смысла движения, а танцевальные па  пока  не были отточены до совершенства.  Однако,   все, что у нее было - это ее танец, ее эмоции, ее страсть.    

    Он смотрел на учениц, видел их реакцию на его слова, а сам думал о том, как суметь донести смысл движений ученицам, завоевать авторитет у этих милых созданий, которые явно мечтают стать примами балета и танцевать определенно в Большом театре. Его взгляд остановился и на ней, девушке с великолепной фигурой,  с огненно рыжими волосами. С ослепительной улыбкой и чарующим взглядом.  Её красота завораживала, заставляла людей смотреть ей вслед. Он же продолжал думать о  своем:  как научить, например, вот эту красавицу  осознать мир движений собственного тела, сопереживать радость танца, придать ему смысл и  понять,  как этот мир связан с эмоциями, чувствами,  отношениями, то есть  с миром души.

    Каждый  день  Она посещала класс с надеждой,  что  вновь увидит его, тоскуя и не смея сказать никому, тем более ему, своему учителю, о чувствах, переполнявших ее.  И с нетерпением ожидала следующего  дня, когда вновь сможет окунуться во власть душевного восторга и поэзии чувств. Жизнь обретала смысл и очертания соблазнительной новизны его хореографии.  По-новому началось постижение языка танца, его музыки.  Она ловила каждый жест, каждое движение, которые  вдохновенно воплощала с невероятной отдачей  в своем исполнении.    

    Он заметил способную ученицу.  Человек больших дарований и яркая личность, Он творил свой балетный мир давно  с упорством одержимого хореографа, со страстью талантливого танцовщика  изысканных балетных па.  Созданная им несколько лет  назад экспериментальная труппа молодых артистов балета готовила осовремененный мини-балет «Маленький принц» по одноименному произведению   Антуана де Сент-Экзюпери. Он пригласил успешную ученицу принять участие в качестве исполнительницы главной роли – Прекрасного Цветка. Спектакль состоялся при аншлаге и был с восторгом  принят зрителями.

    Так началось их совместное творчество.  Его исполнительская  манера отличалась темпераментом, эмоциональной насыщенностью, благородством и мужественностью. Экспрессия и чистота стиля сделали его незаменимым в главных ролях спектаклей.  Обладая редким даром пластического перевоплощения, Он  имел необыкновенно широкий диапазон творчества.  В танце   зачаровывал, манил, соблазнял,  вводил в искушение.  Одними движениями тела, прикосновением  рук, глубиной взгляда, проникновенной улыбкой, без слов  шептал    признания в искренности чувств. Для нее Он  был богом танца.

    Поступив в труппу театра после окончания хореографической школы, Она, на редкость одаренная,   вскоре стала  исполнительницей  ведущих ролей.  Ее талант быстро получил признание.   Обладая  сценическим обаянием,  грацией,  балерина соединяла в своем исполнении легкость и стремительность с  великолепной пластикой и мягкостью движений и  в то же время классической законченностью.  Отличаясь редкостной красотой,  Она талантливо импровизировала, обладая в равной степени страстностью Фанни Эльслер и легкостью Марии Тальони.

       На сцене в танце, в музыке они любили или ненавидели. С упоением вслушиваясь в красочный колорит музыкальных звуков, то изысканно томных, задушевных, то безумно страстных, ликующе чувственных, этот творческий тандем  обогащал щедрую мелодику безудержной, горячей искренностью  хореографического исполнения. Мощная волна музыки так пронзительно охватывала, пронимала все их чувства, что без слов  они понимали друг друга в счастливые либо печальные  мгновения. В эти моменты рождался их мир, возможный мир счастья.  И  Она жила в ожидании чуда, придавая своей жизни больше любви и смысла.

   Страстные любовные сцены двух молодых людей  исполнялись так блестяще и  выглядели так натурально, что  многие зрители приписывали им роман и желали долгой и счастливой семейной жизни вне сцены.

      Шли годы. Многое изменилось.  Они  постоянно оттачивали свое волшебное мастерство. И каждый раз, даже в другой стране, но с той же музыкой и в том же  составе  принимались публикой по высшему разряду,  бурными аплодисментами и букетами роскошных цветов. 
   
    Однако  вне сцены в  их   отношениях ничего не менялось.
Всё можно перетерпеть: и ожидание, и нестабильность, и бытовую неустроенность, и водоворот будней.  Но как перетерпеть  неопределенность и  недосказанность? От своего партнера  Она ждала  проявления любви, ласки и нежности, но тот постоянно  оставался  холоден и чувствовал  себя,  по - видимому, достаточно комфортно в тех  дружеских отношениях, какие сложились между ними.  Ее же охватывало чувство отверженности, одиночества и собственной неважности.
 
    Для  нее, получившей строгое пуританское воспитание и католическое  образование, было  неприемлемым  пытаться в поисках истины  излить мужчине всю полноту своей любви. Вместе с тем  в ее планы не входило  разрушить тот доверительный и трогательный настрой, который сложился у них на протяжении долгих лет совместного творчества.  Она продолжала жить в состоянии страдания, метания и внутренней неустроенности, не видя выхода из безнадежных отношений.
 
      Такое сомнительное положение вещей для нее, очевидно, длилось бы  вечно, если бы не случай.  В театре, где они служили,  в связи с завершением сезона состоялся  вечер. После торжественной части  гостей пригласили на банкет. Сервированные  столы  ломились от изобилия закусок и алкоголя. Отовсюду слышались веселье,  смех  и шутки. Играл оркестр.  Некоторые пары танцевали.  Она искала глазами своего избранника, но тот удивительным образом исчез.  Кто-то из друзей  посоветовал  поискать его в фойе.

      В укромном уголочке вестибюля, в кресле под раскидистой пальмой сидели двое: он и его друг В.   Они страстно,  самозабвенно, лаская друг друга,  целовались. Она стояла как вкопанная, потеряв способность что-то соображать.  В ее голове мелькали, как в старом кино, кадры их долгой счастливой жизни на сцене и вразнобой выкрикивались  злые слова, которые слышала только Она.  Рука с бокалом  вина  резким движением поднялась вверх,   выплеснув на  любимого все его содержимое.  Затем Она развернулась и стремительно бросилась к выходу.  Не помнила, как  оказалась на улице. Помнила только, что ей очень хотелось скрыться от всех.

    Она была потрясена и возмущена, как ей казалось, чудовищной несправедливостью, существующей в  мире. И  не  могла, и  не  захотела принять этот мир таким. Она оказалась на грани нервного срыва. Ее истерзанное сердце протестовало.  И свой протест выразило чисто  по – детски: сплошными  рыданиями…   

    Говорят, время лечит.  Жизнь продолжается.  Постепенно, с большим   трудом, как после тяжелой болезни, наступало  пробуждение. И понимание того, что судьбы у них разные.  Закончилась эра  неоправдавшихся  надежд  и тревожных ожиданий.  Со временем  Она  обрела  душевное равновесие  и  внутреннюю  успокоенность.   Воспоминания же о  девичьей  влюбленности до беспамятства, о слепом обожании, когда ничего  не замечаешь вокруг, только Его и  их завораживающий  танец, все еще хранятся глубоко в ее сердце.