ВЕСЬ день твержу, что ВСЯКИЙ с малых лет
САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
ЛЮБОЙ ДРУГОЙ забудешь ты совет,
но помни САМЫЙ главный: «Не лениться!»
ИНОЙ, читая это наставление,
определительные выучит местоимения.
Иногда я заглядываю в список читателей своей странички на Проза.ру. Интересно посмотреть, что читают. Улыбаюсь, когда вижу, что самыми популярными произведениями на моей страничке являются мои филологические «наработки». Например, упражнялки-запоминалки «Весёлая орфография», лингвистическая сказка о глаголе, статьи о духовно-нравственном воспитании, литературоведческие статьи о творчестве мурманского поэта Николая Колычева. Если даже мои поэтическо-прозаические опыты никого не интересуют, то на страничке каждый день появляются учителя, которые ищут материал для уроков. Поэтому я давно уже думаю о том, что подсказки к урокам, остающиеся в моём архиве, надо как-то оформить и показать, чтобы была возможность их использовать.
Проблему запоминания учебного материала можно решать самыми разными способами, в том числе – игровыми. Одно дело – записывать в тетрадку слова речевого этикета «здравствуйте», «пожалуйста», «будьте добры» и т.д., и совсем другое – разыграть сценку посещения кабинета доктора, который лечит от очень опасной болезни «ошшибенцита» или «ошиблянки». Учитель надевает халат доктора, раздаёт всем «компрессы» ( упражнения) и «пилюли» (орфографические правила), «медсёстры» бегают по классу – не уйти от «скорой помощи» тем, кто никак не может усвоить важное правило. Как говорит Маша из мультфильма, «будем лечиться». Я это вовсе не сейчас выдумала. Когда-то, в начале своей деятельности в роли учителя русского языка, частенько проводила я именно такие уроки-игры: с настоящим вхождением в образы. Детям пришлось побывать и в роли пациентов, которым выписывали рецепты, и в роли работников издательства, выпускающего книгу «Весёлая компания знаков препинания», и в роли «спасателей», отвоёвывавших у пиратов нерадивых учеников, что допустили в диктанте много ошибок. Путешествовали с господином Мягким Знаком, отправлялись за соединительными гласными О и Е на Чернильную речку в поисках сложных слов… Чего только не выдумывалось! И карта была составлена, на которой материк Русский Язык омывался океаном Знаний и океаном Умений, а в городах Существительск, Прилагательнинск и Глагольск жили весёлые человечки, которые разбегались по городам Подлежащенск , Сказуемск, по сёлам Дополнение, Определение, Обстоятельство. Ну, теперь легче, есть Интернет, можно всё найти в Интернете, а лет ещё этак двадцать назад приходилось учителям самим проявлять свою «креативность» изобретением всяких подсказок для запоминания разного учебного материала.
Так вот, я понимала, что уроками-«спектаклями» перегружать учеников нельзя, ибо только и будут в этом случае ждать «интересненького», разучившись выполнять иногда совершенно простую, но очень нужную, зато не всегда увлекательную работу над традиционными упражнениями. Да и некоторые мои коллеги шушукались за спиной, дескать, «спектакли устраивает, а чему учит?» (Ну, мир не без добрых людей, такое «мнение» обязательно находило дорогу к адресату, однако с пути правильного не сбивало: делу – время, потехе – час). От грандиозных уроков-игр, которые требовали немыслимой затраты времени, я стала переходить всё чаще к разнообразным игровым моментам на уроке. Вот так и стали появляться разные рифмованные строчки для «упражнялок» и «запоминалок».
«Пятачки» и «шестачки» всегда откликались на предложение скандировать какое-нибудь правило. Вот вместе ( учитель тоже ведь большой ребёнок, и ему покричать вроде хочется) громко твердим:
– У кратких прилагательных порядок очень строг:
мягкий знак не пустят даже на порог!
Могуч, линюч, блестящ, пригож –
ты мягкий знак здесь не найдёшь!
Ну, и так далее... Весело, радостно, почти отдых. Настроение повышается, уже от погоды и не зависит.
Когда к празднику Восьмого марта дети писали сочинения о мамах и учителях, Лиля Кравченко так и написала в своей тетрадке: «Валентина Витальевна с нами играет». Ага, такое с учителями бывает, иногда очень хочется поиграть…)))
А вот теперь самое интересное. С изучением местоимений хлопот много – извините-подвиньтесь, а девять разрядов запомнить надо? Надо. Вот хотя бы для того, чтобы выполнить на экзамене такое задание: «В предложениях 4-9 найдите определительные местоимения». Кому они нужны? А вот нужны, раз серьёзные КИМовцы ( составители КИМов, то есть контрольно-измерительных материалов) спрашивают. Неужто, думаете, пустяками будут детские головы забивать?
Ну, это я немного иронизирую, кроме этих определительных местоимений, надо ещё ого-го сколько всего знать-уметь! Ой-ой! Мало не покажется… Но эти-то, определительные, как запомнить? Личные указывают на лицо, притяжательные – на принадлежность, вопросительные – это те же самые простые вопросительные слова… И так далее… Объяснение всему находится, опознавательные признаки есть. А вот когда доходит дело до «определительных» – пиши пропало. Любой, иной, сам, самый, всякий, каждый, другой… «Обобщённо определяют предмет»? Занудная взрослая абстракция. А серое вещество в голове ученика уже и так переполнено всякими, самыми, любыми ( и нелюбимыми) правилами. Что делать? Каждый учитель по-своему выкручивается ( сюда и слово «изощряется» подойдёт, а также пригодится и слово «ухитряется»).
И вот тут кульминация! ( Вообще можно было бы такому читателю, как учитель-словесник, только конец этого опуса и прочитать – остальное лишнее). И вот тут самое парадоксальное! «Запоминалку» о пользе труда, в которую включены все «определительные местоимения» придумывает кто? Учитель, у которого любимым литературным героем является знаменитый Обломов! Ну, это знаете, помните: диван, халат, тапочки…
Вот она, запоминалка для «определительных местоимений». Может, кому пригодится…
ВЕСЬ день твержу, что ВСЯКИЙ с малых лет
САМ должен КАЖДЫЙ день трудиться!
ЛЮБОЙ ДРУГОЙ забудешь ты совет,
но САМЫЙ главный помни: «Не лениться!»
ИНОЙ, читая это наставление,
определительные выучит местоимения.
Тут всё проще пареной репы и даже проще, чем «дважды два – четыре». Выделенные заглавными буквами слова и являются теми пресловутыми определительными местоимениями, которые «обобщённо определяют предмет». В такой «боевой связке» слова в памяти не рассыпаются, если стишок заучить. Сама на себе испытала, ибо склероз с годами стал многое в памяти съедать, а про ТРУД помню! И ничего полезнее и бесспорнее я за свою жизнь и не написала, наверное, хоть стишок на первый взгляд бесхитростный и простенький. Кто будет спорить, что надо трудиться? Хоть над упражнением по русскому языку, хоть над диссертацией по зимнему триатлону (winter triathlon)… Для непосвящённых справка: это когда бег, велокросс, лыжная гонка ( бывают же такие ужасы для испытания возможностей человеческого духа!)
Кто миниатюру прочитал, местоимения может забыть, а вот наставление пригодится: трудитесь!!!
:))))))