Откровения от Андрея

Олег Татков
(мастер–класс режиссёра Андрея Петровича Звягинцева на кинофестивале студенческих фильмов «Святая Анна»-2012).

Опубликовано в "Литературной России" - http://www.litrossia.ru/2012/18-19/07024.html



О жизненном пути

У меня несколько базовых образований.
Первое театральное я получил в Новосибирске, затем была армия.
Потом я учился на актёра в Москве, в ГИТИСе. И вот на втором курсе актёрского факультета, - в 1988 году, -  произошло событие, которое определило мою судьбу….
В  просмотровом  зале ВГИКа я посмотрел фильм Антониони «Приключение».
А вообще реально на кино я «подсел» благодаря Тарковскому, Бергману.
Но именно фильм Антониони стал в моей жизни «поворотным пунктом»….
Кинорежиссуре я обучался у Наума Клеймана.
В лихие 90-е годы закончил актёрский факультет. 
10 лет я был нигде; -  работал дворником три года, снимал рекламу.
Но был в моей жизни музей кино, где я смотрел хорошие фильмы.
Вообще 90-е были диковатым временем – стёрлись многие границы, в т.ч. и в профессии. Я пришёл и сказал – «Я режиссёр!». Это была чистой воды авантюра. Но это сработало, хотя фильм «Возвращение» я ждал 12 лет….
Второе рождение для меня состоялось в Венеции в 2003 году. Я получил ответ «да» на свой вопрос – нужно ли людям такое кино. Было тотальное счастье и чувство заново родившегося человека. Я сделал то, что доставило огромное удовлетворение.

……………………………………………………………………………………………………

Об ответственности художника.


Я считаю, что этот вопрос как медаль имеет две стороны:
- ответственность перед аудиторией
-ответственность перед самим собой.
Поймите меня правильно – разорваться между двумя этими началами невозможно. Честным, прежде всего надо быть перед самим собой. От этого и возникает ответственность перед аудиторией.
Если бы я думал только о зрителе – то полутораминутного плана с вороной в «Елене» не случилось бы…

……………………………………………………………………………………………………..

О творчестве


Удивляет когда люди мечтают о прекрасном.
Творцы и творчество  – это те, кто делает  это прекрасное настоящим...
Это должно быть нормой в кино, но его мало – и это удивляет.
Можно конечно 5 лет сидеть и слушать мэтров; - как было весело на площадке во время съёмок фильмов, но…
Если не делать усилия вверх, - дорога одна – вниз.
Надо много смотреть хорошего кино и конкретно – брать и делать своё. 
…………………………………………………………………………………………………….

О монтаже.

Представьте Буратино, разобранного на части. Только когда Вы его складываете – рождается человечек.
Тут есть одна особенность. Иногда на съёмках рождается чудо, но бывает, что оно не попадает по тем или иным причинам в смысл фильма.  Это трудно, но нужно безжалостно расставаться с лишним, пусть даже очень любимым.
И Андрей Петрович отослал аудиторию к своему сайту, где можно посмотреть материал,  не вошедший  в «Елену».
……………………………………………………………………………………………………

О женском кино


Если талантливо – не имеет значения, кто это сделал.

……………………………………………………………………………………………………..
О своём творческом методе.


Фильмы не придумываются как темы, - они рождаются.

……………………………………………………………………………………………………

О преподавании


Меня зовут обучать. Я не представляю чему я буду учить. Я хочу работать – я хочу кино снимать. Когда я снимаю – я ничем другим заниматься не могу.
Лучше кино вообще не снимать, чем снимать что-то с компромиссами…


…………………………………………………………………………………………………..


О подборе актёров


Я очень долго, детально и подробно ищу актёров. Окончательному решению предшествует встреча, долгий разговор.
Для меня главное понять – готов ли актёр быть элементом живой жизни в пространстве кадра.
Если что-то не живёт в самом актёре, то добиться от него этого очень трудно, но нужно.

……………………………………………………………………………………………………..


О коллегах.


В «Совке» была идеология, которая «раскладывала» фильмы по полочкам.
Я восхищаюсь мужеством Алексея Германа, выдержавшего идеологический пресс…
Сейчас пресс – деньги и в данной ситуации могут помочь только меценаты в истинном значении этого слова.

……………………………………………………………………………………………………

О будущем российского кино


Будущее у российского кино есть, - невозможно убить мысль..
Но личные ощущения печальны…
Попытаюсь объяснить. Основной контингент возрастной в наших кинотеатрах – это люди от 14 до 25 лет. В России 2500 кинотеатров было в 2010 году и сейчас 2700 на 140 миллионов зрителей. (В США для сравнения 40 тысяч кинотеатров и от 360 до 500 из них показывают только авторское кино).
Поэтому авторское кино без фестивалей у нас  просто загнётся…
Основной отечественный зритель кинофильмов смотрит их по телевидению, причём у этого зрителя огромный интерес и к авторскому и к советскому кино.
Но 80% кинопродукции нашего телевидения – «телемувики». А они, - на мой взгляд, – девальвация профессии, откровенный «чёс», халтура…
Повторяю ещё раз – «телемувики» – понижающая селекция и девальвация профессии.
Поэтому и перспективы и личные ощущения относительно российского кино у меня печальные.

…………………………………………………………………………………………………….

О зрителях (наших и «забугорных»).

У зрителей, которые смотрят мои фильмы здесь и там и потом приходят на встречи со мной,  отличий особых нет. Разве что в Европе реакция более деликатная. Ну может немного ещё  в плане предсказуемости …
Андрей Петрович рассказал, что «Елена» выпускалась во Франции на 60 копиях и в первый же уик-энд собрала 40 тысяч зрителей, при всём том, что дистрибьюры рассчитывали максимум на 65 тысяч зрителей вообще. В России «Елену» в кинотеатрах посмотрели всего в общем итоге 100 тысяч зрителей. Правда её показали по российскому национальному телевидению в праздник и в прайм-тайм, но тем не менее…
……………………………………………………………………………………………………

О бюджетах своих фильмов.


«Возвращение» - 420 тысяч долларов.
«Изгнание» - от 4 до 5 млн. долларов.
«Елена» -2,5 млн. долларов  + 500 тыс. долларов от «Фонда кино» на дистрибьюцию.



 Из «Википедии»:
«Возвращение» (2003) - два «Золотых льва» в Венеции (лучший фильм и  лучший режиссёрский дебют), два «Золотых орла»,  две кинопремии «Ника».
«Изгнание» (2007) - Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале.
«Елена» (2011) - Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале,  Гран-при Гентского кинофестиваля,  Премия «Ника» в категории «Лучшая режиссёрская работа», четыре  «Золотых  орла»;  - лучший фильм, лучший режиссёр (Андрей Звягинцев), лучший оператор (Михаил Кричман), лучшая женская роль второго плана (Елена Лядова).

…………………………………………………………………………………………………..

О блокбастерах.


Я могу это посмотреть, но делать это скучно…


……………………………………………………………………………………………………..
О мечте.


Есть 4 сценария, по которым я мечтаю сделать кино. Они лежат и ждут своего часа.
Один из сценариев о Великой Отечественной войне. В этой истории нет ни боёв, ни взрывов – голая, чистая правда.
Без кино я жить не могу и буду его делать, невзирая ни на что.

……………………………………………………………………………………………………

О крайней работе.


Это киноновелла из сборника «Нью-Йорк – я тебя люблю». Она «висит» на моём  сайте  (http://www.az-film.com/  - Авт.)  на английском языке. Будет русскоязычный вариант.
……………………………………………………………………………………………………
Напутствие

Занимайтесь творчеством! Чем ещё заниматься? Истинное счастье.
Побольше смотрите кино.
Ваше время придёт…


P.S.  Долбанный ковид. Андрей Звягинцев с связи с обширнейшим поражением легких перевезён на лечение в Германию и погружён в состояние искусственной комы... Страшное сообщение...
ЗДОРОВЬЯ МАСТЕРУ!!!
Только здоровья!!!
Я очень надеюсь, что всё будет хорошо!!!


Фото автора.