комментарии к афоризмам

Раб Божий
                «Для искусства опасны не поджигатели, а пожарные»
                Бернар Бюффе

  Важно дать таланту возможность раскрыться, «разгореться». Среда должна способствовать талантливым личностям наиболее полно развить свои способности, для того чтобы талант становился гением. Если талант состоит на 90% из труда, то общество как минимум не должно мешать талантливой личности трудиться, развиваться, а только всячески помогать ей. Иначе оно превращается в пожарного, который своими догмами и традициями тушит искорки нового взгляда на мир, часто проявляющегося именно в различных формах искусства.


                «Искусство любят те, кому не удалась жизнь»
                Василий Ключевский

   Важно разобраться что значит «не удалась жизнь»? Традиционно считается, что если у человека нет семьи, детей, не накоплен капитал для так называемой достойной жизни, то значит жизнь человека не удалась. Такого человека возможно гложит его неудачливость и он убегает от реальности куда угодно — чаще всего в свои пристрастия, среди которых и искусство. Искусство своего рода обман, другая действительность, отличная от той в которой человек одинок или неудачлив. Но если это так, то на мой взгляд, это не самый дурной исход. Из вариантов других пристрастий, где можно скрыться неудачливому человеку, таких как рулетка, алкоголь или пуля в лоб, искусство самое безобидное, безвредное, а иногда и плодотворное занятие.


                «Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
                Леонардо да Винчи

  Здесь Леонардо да Винчи, по-моему, обозначил проблему — а кому же принадлежит произведение искусства? Автор-исполнитель хозяин его? Или вдохновение свыше, которое, как мне думается, повелевает отдать творение другим, признав тем самым что художник лишь исполнитель Духа? Я думаю, что одна из главнейших функций искусства это давать людям надежду. Вдохновение, которое художник получает только от Духа, дает ему силы жить, он пребывает во время акта творения в надежде на то, что ему удастся выполнить свою работу, он ожидает момента когда он сможет поделиться своим творением с другими,  только этим и живет подлинный художник. Если же он рассчитывает на то, что' он сможет получить взамен своему творчеству, какие блага он получит для себя от тех кто познакомится с ним, то разве можно его назвать истинным художником. Мне возразят, что Пушкин получал деньги за стихи и считается первым «профессиональным» поэтом, Достоевский «Игрока» написал по заказу за деньги. Это так, но предложения то эти к ним поступали уже после того как они сами заявили о себе и о своем таланте. А первые акты творчества, первые попытки раскрытия таланта я так думаю, я хочу так думать они делали совершенно бескорыстно, дабы поделиться с другими, с целью порадовать себя и своих друзей. И уж потом их талант развился настолько, что появился запрос на их творчество. А сначала то (думается и потом) ими руководил именно Дух, вдохновение, потребность в  творчестве. Мне вспоминается одно интервью нашего современного популярного композитора Юрия Антонова. Его спросили почему он не радует нас новыми песнями и композициями, на что он ответил, что у него написано много нового, но добавил с жалобой и какой-то обидой, что в нашей стране все плохо с авторскими правами. Это то и мешает ему делиться с людьми своим творчеством ибо все кто угодно копируют, воспроизводят, транслируют интеллектуальную собственность, наживаются сами без каких-либо отчислений авторам. Я сам уважаю творчество Юрия Антонова и даже являюсь его поклонником, но с удивлением на грани возмущения услышал от него эти слова. Сколько позитивных песен он нам исполнил и подарил, я уверен, что есть кто-то, кто прослушав их или даже сам исполнив их, просто промурлыкав себе под нос, получил заряд хорошего настроения. Возможно кто-то быстрее шел на поправку после болезни или остерегся злых помыслов и поступков, обретя надежду на лучшее, именно благодаря песням Юрия Антонова. Подлинный художник, по-моему, должен быть счастлив таким результатам своего творчества, которое есть, таким образом, проявление Духа через талант конкретного автора. Тем более удивительно слышать жалобы Юрия Антонова, что трудно представить его сегодня стоящим в переходе с гитарой и с шляпой у ног. Что же ему не хватает, чего не достает ему сегодня?... Понятно почему именно сейчас, в XXI веке, появился новый афоризм об искусстве: «Важнейшим из искусств для нас является — недвижимость». 

                «Человек открывается в своих трудах»
                Сомерсет Моэм

   Создать произведение искусства очень большой труд. Уходит много дней и даже лет прежде чем художник закончит свое творение. Его лично могут не знать, но через его творение люди знакомятся с его богатым внутренним миром, с его величием, если творение действительно поражает своей красотой и изяществом. Сейчас много «копаются» в личной жизни великих людей и с особой радостью открывают и обсуждают найденные мерзости, если таковые есть. Наверно приятно осознавать, что и у великих то в шкафу скелетики свои есть, таким образом опошляя величие его и опуская до своего уровня. Ведь на этом фоне и посредственность вроде бы заслуживает право на существование, подготовив себе такое оправдание фактами личной жизни великих творцов. Но главное, мне кажется, это все-таки результаты труда людей и не важно поэт это или сапожник. Простой рабочий-каменщик может тоже создать великолепное произведение искусства, виртуозно выложив камни в стенах какого-нибудь здания. И глядя на эту работу любой признает, что это мог сделать действительно хороший человек, с богатой фантазией и большим трудолюбием. А трудолюбивый человек изначально не может быть плохим. Поэтому правда, что «человек открывается в своих трудах». И он открывается, таким образом, не только для других, а прежде всего для себя. Призывают же нас древние мыслители познать самих себя, и процесс этот  идет не только путем саморефлексии, а наверное, прежде всего в труде. Именно в труде человек может узнать свои возможности, свои способности, в труде он может познать самого себя, открыть себя для самого же себя.

    «Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусство»
                Оскар Уайльд

  Гении в искусстве тем и замечательны, что видят объекты и явления обыденной жизни в новом свете, под необычным углом зрения. Много вещей люди не замечают в повседневной суете. И только острый и тонкий взгляд художника обратит внимание казалось бы на мелочь, но  которая может его вдохновить на создание великолепного произведения искусства. Представим себе городской оживленный перекресток в час пик, декабрь и холод. Среди людской суеты, внизу, под их ногами в асфальт замурована крышка люка, из которого парит сырое тепло. На этом люке свернувшись улеглась собака. Что видят в ней прохожие? И видят ли вообще? Так же как не существовало лондонских туманов, не существует и этой собаки пока ее не заметит взгляд художника. Он сможет через этот образ в литературе, музыке, скульптуре или картине показать символ безусловной преданности, если хозяин оставил ее здесь и она его ждет, или символ безграничной жестокости, если он все-таки оставил ее здесь навсегда. И возможно только тогда, через произведение искусства, собака в холоде на крышке люка будет существовать для людей.