Держи вора!

Людмила Москвич
 
    Ростов на Дону, 1954год. На днях мы с подружкой-однокурсницей зашли в магазин «Ткани», а там длиннющая очередь – штапель дают! У меня денег не было, а подружке только что родители перевод прислали. И ей давно хотелось сшить платье из штапеля,  в те времена это было очень модно. Танька встала в очередь, а я угнездилась в сторонке около колонны. Стою, наблюдаю. Очень люблю рассматривать людей со стороны, забавное, скажу я вам, занятие. Особенно, если на тебя никто внимания  не обращает. Вся очередь сосредоточилась на рулонах штапеля, каждый боится, что ему может не хватить. Танька тоже переживает, нервно переступает с ноги на ногу, вытягивает шею, наверное, решает, чем заменить, если выбранный рулон кончится. Я ее очень понимаю. Я также стояла два часа в очереди и выбранный, красный в полосочку штапель закончился, пришлось брать синий, хотя и тоже в полосочку.

    И тут я обратила внимание на парня, который остановился около моей подруги. Что-то уж очень заинтересованно он через ее плечо стал разглядывать прилавок с рулонами ткани. Таньке все по фигу, она только штапель видит. Сумка с деньгами болтается на плече, и рука парня уже намылилась влезть в уже раскрытую сумку. У меня, аж,  дыхание перехватило. Во, дела! И что делать? И я, вздохнув полной грудью, заорала – Вор!!! Держите его! Танька, к тебе вор лезет! –Парень метнулся к двери, споткнулся об порог, с трудом удержался на ногах. В дверях его подхватили под руки двое приятелей, и все они мигом скрылись среди идущей по тротуару воскресной толпы.  Очередь торопливо проверяла свои сумки. Никто не кинулся вдогонку. Танька с испуганным лицом проверяла свою наличность. Меня трясло, как в лихорадке. Я испуганно оглядывалась по сторонам. Мне стало страшно. В те годы Ростов-папа (в купе с Одессой-мамой) были самыми криминальными городами в стране и связываться с карманниками было опасно.  Но, у меня «правильная мысля приходит опосля», тут уж ничего не поделаешь.  И, это не смелость, а просто сначала сделаю, а потом подумаю. В общем, материю мы с Танькой купили, какую она выбрала и довольные вышли из магазина. Признаюсь, нам было страшно, а вдруг воры поджидают нас, чтобы отомстить? И что вы думаете, они стояли в густой тени деревьев и оживились, увидев нас. И опять моя реакция была непредсказуемая и для меня самой неожиданная. – Танька, смотри, вон те воры стоят, что к тебе в сумку лезли. Беги скорей, зови милицию! Вон они. Держите их! – Люди все, как один уставились на парней, и те стремглав бросились через дорогу к отходящему трамваю и на ходу вскочили внутрь. Танька схватила меня за руку, и мы бегом помчались в противоположную сторону. От греха подальше. Вечером я поделилась происшедшим со своим приятелем (потом я за него замуж вышла) и получила основательный выговор. Иван пытался мне внушить, что в данной ситуации я не должна была так активно гонять этих лихих ребят. Это могло плохо кончиться для меня, в частности, могла весьма сильно пострадать моя неземная красота. Такие случаи были нередки в те времена у нас  в Ростове.

    Но очевидно, я не сделала соответствующих выводов. Через несколько дней мы ехали с Иваном в трамвае, и я опять увидела эту тройку. Они стояли у передних дверей. И я, недолго  думая, объявила на весь трамвай – Вон у выхода стоят трое парней. Это они лезли в сумку в магазине «Ткани». Водитель не открывайте двери. Вызовите милицию! Это воры! – Парни силой распахнули двери, выскочили на ходу, немного  не доехав до остановки,  и бросились в проходной двор. Народ принялся шумно обсуждать, как я должна была поступить. Но Иван не захотел участвовать в полемике, схватил меня крепко за руку и вытащил из трамвая на улицу. Что он говорил, не буду пересказывать. Скажу одно, с тех пор больше мне не приходилось ходить по магазинам и другим общественным местам одной, и ездить в транспорте тоже. Только под конвоем. И после третьего курса ничего не оставалось делать, как выйти за конвоира замуж.  Больше воры на нашем пути не встречались. Это на нашем, а на моем пути были случаи. Но об этом я напишу отдельно.