ЖАКО

Ольга Сергеева -Саркисова


Итак, уже многие годы её утро начиналось со слов «монинг, дарлинг» - т.е.по-английски, - «Доброе утро, дорогая!».
 Стоило ей только открыть один глаз, - как сразу её приветствовал любимый голос мужа.
-    Привет, привет!- отвечала она, поднималась с кровати, потягивалась и проходила в ванную.
-      Как спалось? Сновидения не мучали?-  продолжал он.
-      Отлично спалось! Как в сказке...
-      Рад за тебя, душенька! Рад!
Да что собственно я говорю…? Просто я хотел сказать, что я тебя очень, очень люблю,…премного благодарен судьбе, что ты есть на белом свете, любимая!
-      Я тоже тебя люблю, и скучаю без тебя, дорогой! Приятно тебя слышать, любимый!
Она чистила зубы, полоскала горло, но душ сразу не принимала, а шла делать свои упражнения, и только после этого- душ! И так всю жизнь. Он наблюдал за ней издалека и комментировал.
-       Ногу выше поднимай, корова! Вон, какие ляжки отъела! Свинья вонючая!
Когда она делала наклоны, он неизменно произносил-
-       Черт побери! Ну и жопа! Да-ааа! Тысяча чертей, а не жопа! Окорока развесила вон какие, курдюки разъела, корова!
-       Дорогой Жако! Позвольте с вами не согласиться по поводу меня,… я ещё 
        вполне стройна и красива,и имею кучу поклонников!…Ах,Жако,когда ты поумнеешь?
        Тебе пора давно знать,что так неприлично говорить о женщине!Тебе должно
        быть стыдно, Жако, за такие слова! Я не люблю, когда ты так со мной
        разговариваешь,  ну это просто неприлично! Понимаешь?
-       Понимаешь,  понимаешь... Понимаешь, когда вынимаешь!
Подумаешь! Фифа нашлась бульварная! Проститутка портовая! Потаскуха хренова!
Ты мне рот не затыкай, кошка драная, подстилка еб…, а то, как врежу тебе сейчас по харе - то, ****ь старая! Кровушкой умоешься! Пасть порву, моргала, вырву! Лярва портовая...
-    Это уж слишком, Жако, замолчи лучше, а то без завтрака останешься, стыдно за тебя.... Где ты только этой дряни нахватался? Надоел ты мне! - ставила его на место она.
Я понимаю, что это не твоя вина, а тех, кто был рядом,...ну и народ тебя окружал!Но и моему терпению приходит конец! Пощади меня,...я другая...я -  твой Верусик! Понимаешь? И ты меня любишь! Так ведь? Жако? Ну? Вспомнил кто я?
-      Золотко! Прости, родная!Я просто болван! Тысячу раз прости! Что? Душик примешь, любовь моя? Тебе помочь? А потом позавтракаем вместе, да? Как ты шикарно выглядишь сегодня, впрочем, как всегда! Просто прелесть! Тебе этот цвет к лицу! Да! Хороша... Накрыть в эркёре? Или в столовой?…Серебром?
- Да,дорогой, так и сделаем, накрой в эркере...
У меня такое настроение сегодня отменное, хочется чего - нибудь эдакого,... ух!
Хочу свежевыжитого сока, сделаешь?
-    В легкую! Для тебя, – что угодно, дорогая! У тебя сегодня репетиции есть, солнышко? С утра или…?
-   Да, или…
-   Тебе помочь дома пробежать по тексту?
-   Нет, я всё помню в этом спектакле, а вот завтра будем с тобой вспоминать, работать над текстом, давно Зыковых не играли,но это завтра...  Ты сам- то, не забыл роль?
-    Обижаешь!Как можно? Мне всё дорого, Верусик, что с тобой связано. Я весь твой, с головы до пят! Ты же знаешь, как я тебя люблю...
А что у нас сегодня на вечер намечено? Может что-  нибудь придумаем? Или сумерничать одни будем? А?  Может, с шампанским…? Помнишь, как раньше…?Посидим, о жизни поговорим, о твоих ролях и поклонниках…
Кстати, тебе уже цветы с утра прислал сам Ошанский Всеволод Всеволодович!  Вот и послание его. Что скажешь? Приятно, приятно,... да-с...
Всю жизнь в тебя влюблён безнадежно,... преданный поклонник…,без взаимности столько лет! Аристократ! Как достойно!…
Нет - нет! Ты не подумай, я не ревную! Боже упаси! Я ведь всё понимаю!
Любовь не проходит! Такие высокие отношения!
 Это я счастливчик! Мне повезло, что ты меня любишь! Как тебя все любят, любовь моя, и я тебя очень люблю, больше всего на свете!
Ты единственная моя радость на этой земле. Помни это, Верусик....
-    Да полно,тебе, Жако....
Сегодня обещала зайти наша Элечка,с ней посумерничаем,шампанское с фруктами вкусим.Не возражаешь?
-    Как!?Эта стерва припрётся? Я её не терплю,корову старую! Ладно, я тогда напьюсь водки с горя! Прекрасно! Эта старая базла,дура безмозглая опять будет целый вечер сплетничать и рассказывать неприличные анекдоты про Сталина!Надоела до рвотины! Как её ещё в кутузку не забрали, донос на неё написать надо!
-    Бог с тобой, Жако! Что ты мелешь? Во- первых, она наш преданный друг и красивая женщина! Во- вторых, она ни одного анекдота за жизнь не рассказала,… ты что- то спутал. Она не умеет этого делать, и слишком скромна для этого,…у неё совсем памяти на это нет! Всю жизнь проблемы с памятью, поэтому и актрисой не стала при такой красоте - то, текст запомнить не может, а ты про анекдоты! Что ты такое говоришь? Откуда ты это взял?
-        Откуда, откуда? Оттуда...  Из леса вестимо... Петрович сказал,… Петрович сказал! Петрович сказал, это тот хмырь, с зоны…
-        Какой опять Петрович!? Я не знаю никаких Петровичей! В нашем доме никаких Петровичей нет, не было и не бывает!
-     Ага! Врёшь,сука! Лгунья! Попалась! Бывает, бывает! Сам видел, как утром на рогах, пьяный в «стельку», этот боров привалил к тебе и ты с ним в койке кувыркалась.Что, забыла? Я под дверью стоял...Во даёшь! Ты всё стонала,- Петрович, ах! Петрович, ох! Я тогда чуть молотком вас не замочил! Надо было…Подумаешь…с зоны он, а я что, не с зоны? Мало ходок было у меня? Мало ходок было у меня? А? А наколки видела?…Орлы во всю грудь... и кресты, а на ногах  кандалы видала?Во...
Жаль обреза не было у меня под рукой! Уж я бы вас разделал под орех! Задницу продырявил бы, дьявол тебя раздери! Сволочь бородатая! Меня бы оправдали и партбилет не отобрали бы! Жаль, что сейчас не тридцать седьмой! Сталина на вас нет! Всех бы заложил! Сгнили бы в лагерях, на Калыме! Я вас всех пересажаю, сволочи! Кровососы! Пересажаю…! Убью падлы!… На парашу!...
-     Ну и каша у тебя в голове, Жако! И партбилет приплёл тут...чего ради?
Помолчи лучше! Какой гадкий у тебя язык всё - таки! Вот что значит дурное воспитание и убогое детство!Да, среда формирует, уж это точно!
Как можно такое говорить!? Ты же по своей сути,  – умница..., но язык твой, -  враг твой!
-     Душенька, золотко, не сердись на своего рыцаря, ... Дульсинея моя прекрасная!Я Элечку твою люблю и уважаю. Добрая она, и тебя преданно любит, поклонница твоя вон как много лет!  Всегда на  сцену с цветами! Подарками! Рад буду принять вас по первому разряду. Вот и шампанского припас... Вы ведь женщины деликатные, с вами нежно и с любовью нужно обращаться.... Цветы и мороженое за мной, как всегда!
-     Как я люблю, когда ты такой…, Жако, и возмутительно, когда ты сквернословишь, и бред несёшь. Ведь можешь быть хорошим,... так сдерживай себя, Жако!
-         Аааа! Не нравится!?  Тебя бы на моё место, гнида мочёная!
Ты бы с моё получила, шлюха! Не так бы  заговорила, мразь! Что я имею в этой поганой жизни? Сегодня животные штучки, завтра-животные штучки...
 Проклятое детство, отец за матерью  всю жизнь с топором бегал,...так и зарубил её, по пьяни, в белой горячке!
Мать тоже хороша, -  проститутка портовая, никого не пропускала мимо себя, вот я –  безотцовщина вырос,....на- ка,  выкуси,...наркота до блевотины!…
-          «Здравствуй,  мой маленький друг!  Я расскажу тебе сказку…»...Сядь на пенёк,съешь пирожок!...
…-    Руку в зоне проиграл,…отрезал…, картежник проклятый…, что радуешься?  Ща, по зубам получишь, хватит скалиться,…ща, как  врежу по харе - то, …кровью умоешься…
Жрать хочется! Стерва! Слышишь? Сама эту баланду жри!
С голодухи чуть не подох в трюме, когда перевозили!Обкололи всего до смерти…наркотой, пидеры проклятые, а когда очухался, то коноплей кормили только. …Помнишь, гадина? Во как! Всех заложу! Всех пересажаю, ...мать твою! Гнить будешь в тюряге, мразь! На парашу!...
-     Ты мне надоел, Жако! Не хочу с тобой разговаривать! Не порть настроение с утра!Иди к себе! Я одна хочу побыть, подумать надо…
- Подумай, золотко, подумай,... я не буду тебя беспокоить Сонечка…
- Ах,  весна какая! Скворцы прилетели ,....на крыльях весну принесли….
Я пока с Адиком погуляю, ...курочку варить я уже поставил...,а фиш ты сделаешь, золотко,ладно?
-       Жди меня и я вернусь, только очень жди,… очень жди…»
-       А что это у Зинки в супу плавает такое?
-       Не заглядывай в чужие кастрюли, балбес!
-       «Говорит Москва! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза……»
-       Ой,суп осеменился!
-      Дурак! Это помидор лопнул, и семечки из него полезли…
-      Сам дурак! А ты, дура набитая, и воровка! Кофту заныкала у Соньки, я сам видел!  А в рейтузы сережки её заховала! Что съела?  Думала, я не видел? На- ка, выкуси! Я тебя на чистую воду выведу! Что словила? Петровичу в суп ты харкала? Ты? А говном дверь ему кто уделал? Молчать не буду! Люди-ии...!
-      « Говорит товарищ Сталин!…Товарищи, наша Родина в опасности»
-       А у порога кто навалил? Ты- ты- ты!
-       Дружба навек между нашими странами…
-      «…У власти орлиной, орлят миллионы и ими гордится страна!…»
-      «Говорит товарищ Сталин!»...высоко сижу, далеко гляжу...
Всё расскажу, всё вижу!  Вы все у меня по струночке ходить будете!
-      Хонде хох! Гитлер капут!  Хонде   хох!Вас издас... А товарищ Маленков надавал ему пинков...
 -     Гниды заморские! По заграницам мотались,...еврейское отродье, родину продали! Предатели!Держи вора!!!
-          «Говорит Советское информбюро… Товарищи, сегодня  по всей линии фронта наши войска перешли в наступление…»
-     Ох, Жако,... помолчи!Сил больше нет…
-     Фак ю, фак ю, фак ю!…энд гет ю мани!
-    «Работают все радиостанции Советского Союза…»
-     Мадам Эвель! Мадам Эвель! Я только хотел узнать -  дети приехали?
-    Что вы так кричите? Тише!Они жеш спят!
-    Что б они были здоровы! А вы делали сегодня базар? Мадам Эвель? Ну и тохес
     у вас!…объеденье…
-      Не лапайте мой тохес, Робинович!
-      «Сушить весла!»…отбой…
-       А вы были на привозе? Цукерман предатель! Все знают! А вы? Лови его!…
-       « Шаланды полные кефали в Одессу Костя привозил …»
-       А вы с откудаво будете? С Харькива? А я знаю?…и что у вас там такого?
- Шекспир?
- Да, Шекспир это прекрасно! Помните,как вдохновенно Лоуренс Оливье   читал этот диалог - «Быть, или не быть? Вот в чём вопрос…?»


Жако был её любимцем  уже много лет и она прощала ему всё.Так сложилось в их  жизни.
    Он достался ей от прежних хозяев вместе со старой клеткой и экзотическим лексиконом, который выдавал в нём пролетарское происхождение и трудное  безрадостное  детство на морской волне. Все отложило на Жако неизгладимое впечатление.
 Такая разная по вкусу и цвету жизнь, порой в коммунальных дебрях разных стран, городов, с различными хозяевами и кучей соседей разных национальностей, языков и страстей, с подзатыльниками и угрозами задушить противную птицу, - хорошо и эмоционально прослушивалась в его речах. Дурное прошлое досталось ему, в основном, от первого  хозяина моряка, который контрабандой вывез его в трюме корабля  из родной страны в холодную Россию семьдесят три года назад. С ним,и его товарищами, он освоил азы не совсем приличной лексики, в которой они купались, как «рыбы в воде», и частенько пускали в ход крепкие «соленые» выражения бортовой и тюремной брани. За их плечами был, очевидно, недюжий опыт такого  «уникального» общения.
Каждый новый хозяин -  это новая жизнь, новые испытания для Жако. Менялись хозяева, а лексикон пополнялся тем, что он слышал и запоминал раз и навсегда. Потом всё перемешивалось в его удивительной голове,как в колоде карт, произвольно, и затем,  выдавалось дозировано, то из одной жизни, то из другой.
 Иногда он часами жаловался на судьбу, ловко переходя от одних выражений к другим на разных языках, соединяя все судьбы в одну. По его речи можно было рассказать о людях, их характерах и увлечениях, у которых он жил, или тех,  кто жили по соседству. Клетку с вредной  птицей часто выставляли в коридор с соседями и он становился  свидетелем их дрязг, и скандалов, мордобоев, разборок и любовных сцен.
 Он был  свидетелем всего... и никто не знал, как, и когда он мог проявиться. Все ждали подвоха от него.  Его  « осведомленность» по разным вопросам их жизни, не раз вызывала у некоторых людей непреодолимое желание скорее свернуть ему шею! Он слишком много знал о них, и мог проболтаться в любую минуту. Рисковать жизнью из- за дурной птицы никто не хотел,проще было расправиться с ней…
Этот речевой коктейль иногда раздражал, иногда смешил, а  чаще всего, учил следить за своей речью, так как «записывающее  устройство» всегда было рядом, начеку.Его передавали из рук в руки.
Кто-  то просто хотел скорее и навсегда избавиться от нахального попугая, и богохульника, -  было неудобно перед  знакомыми за его ненормативную лексику,…кто- то боялся при нём проболтаться о чём-либо по пьянке…,а он не дремлет! Времена- то разные бывали! Его могли считать и свидетелем в тридцать седьмом, при желании, если понадобиться. Он всех передразнивал, разыгрывал,…и тех, кого не любил, -  поклёвывал… Клюв был большой и удобный для этого. Он улетал несколько раз, но его возвращали хозяину, так как он четко называл свой адрес и номер паспорта хозяина.
Старушка соседка, поклонница Верусика, зная её доброту и неумение отказать в чем- либо пожилому человеку, предложила ей этого попугая, сказав о его трудной несчастной судьбе, что очередные хозяева его умерли от беспробудной пьянки, и он чуть не достался коту на съедение.… Очень переживает их кончину, все перья почти вырвал у себя на теле от горя!
Верусик сжалилась, и взяла попугая к себе,...почти голого, с редкими серыми перьями и красным хвостом.
Она тогда и не подозревала, насколько она обогатится новой лексикой через своего драного воспитанника и какие  откроет горизонты непередаваемой человеческой речи…
Можно сказать, она  все последние  двадцать лет  занималась его перевоспитанием.
Вот уже столько  лет он живёт у них с мужем, и она с удовольствием отмечает-  есть некоторые  заметные успехи в освоении новых выражений и слов, и даже  хороших манер.
Если бы Жако с самого детства жил у них в доме, то стал бы   «лордом» в умении деликатно  выражать «свои мысли», и рос бы добрым малым,-  думала она.
-  Среда! Великая вещь! Среда воспитывает!
Теперь он оперился,  не ругается матом круглосуточно, как в первые дни...,чем привёл тогда в ужас Верусика, тонкого знатока литературы и театра, замечательную народную актрису, известного человека в городе и стране, и её мужа, очень любящего и интеллигентного человека, а заодно и их друзей, и гостей.  Её тонкое ухо было совсем не приспособлено к восприятию  подобных грубых  речей. Все были в шоке от птицы, и предлагали избавиться от неё, но от неё избавиться не удалось, и Верусику   пришлось смириться с его  матерщиной.  Жако позднее освоил и их  с мужем  лексикон,… А она?  Подходя  и разглядывая  расписание репетиций  через  пенсне, она так удивительно деликатно произносила:
-           Е.. твою мать! Опять расписание перепутали!   Но в её устах это не звучало, как ругательство.
Правду говорят, - с кем поведёшься, от того и наберешься.  Он набрался….
Кому достанется Жако потом?- она думала об этом  всё чаще в последнее время.
-      У меня  уже приличный возраст- девяносто!…
Ушёл из жизни любимый муж…, друзья реже приходят…, да  их почти никого не осталось,..да …
Только один , преданный друг Жако, рядом,...придётся терпеть, ведь он свидетель её  счастливой жизни, и часто говорит голосом любимого мужа, …хотя он говорит и другими голосами тоже, к сожалению…, но она ему прощает,...надо прощать…
Ах !Жако, Жако! Какой языковой барьер тебе придётся ещё взять с другими хозяевами после меня…,когда меня не будет?
 Может отдать тебя в другую страну,чтобы хозяева не понимали твоей  брани? Нет,они скорее заговорят на твоем  языке…,чем ты перевоспитаешься,...хотя ты и по-английски  ругаешься тоже отменно…
 Ведь ты долгожитель на земле…,  а  мы, -  увы…, постепенно уходим.
Уж и не знаю,  но долю полезной лексики я уж точно в него вложила, подумала Верусик…..
Что я ещё могу для него сделать?Ведь мы ответственны за тех ,кого приручили….
Отдам его в хорошие руки, посмотрю семью и условия, оставлю
завещание для него, -  решила она и села писать объявление.
-         Верусик! Слышишь, золотко? Я тебе воды натаскал с Волги,…ванна готова,  …буду тебя купать, моя красавица, волосы твои роскошные мыть будем…, ты готова к подвигу? Иди в ванну, а я тебе простынку принесу, и на руках отнесу потом в спальню, любовь моя!
-    Ах, милый Жако! Да, я готова…
-    Вы слушали передачу – « театр у микрофона »...говорит Москва..." утро красит нежным светом  стены древнего Кремля"...
-            Дорогая, так я полетел?
 - Лети, голубь мой, лети!             

2009г.