Подруги

Наталия Холодная
(Рассказ получил первую премию в краевых литературных чтениях)

Анастасия проснулась от громких голосов, которые раздавались из подъезда. Вернее, от голоса. Посмотрела на часы -  семь тридцать. Поднялась с дивана, подошла к двери: «Ну, точно, Нинка опять с утра пораньше с кем – то ругается». Нинка – соседка с пятого этажа. Своим скандальным и склочным характером она достала всех соседей. С ней никто не связывался, и по возможности старались вообще не общаться. «Наверное, снова затопила Ольгу» - подумала Анастасия – как только Ольга всё это выдерживает. Жаль бедную женщину. Последний раз она отремонтировала квартиру буквально две недели назад. Приглашала посмотреть и вот тебе на!»
          Она прошла на кухню, выпила стакан воды, подошла к окну, посмотрела вслед уходящим на работу соседям, вернулась в комнату, включила телевизор и легла. Торопиться ей было некуда. Когда-то это – некуда – отзывалось в её душе смертельной тоской, но теперь эта тоска осталась в прошлом. Несколько лет назад Анастасию скрутило болезнью, не на шутку. Месяцы стационара, реанимация. В итоге - не рабочая группа инвалидности. Но как говорят - жизнь продолжалась -  если это можно было назвать жизнью. Каждое утро она поднималась, подходила к окну и провожала взглядом, уходящих на работу. Жизнь, кажется, потеряла всякий смысл. Всё чаще её посещали мысли о смерти. «Скорее бы уж …. Чего свет коптить» Шли дни, месяцы, годы... Одиночество срослось с ней. Подруги, которых было немало, постепенно забывали о ней. Понятно – семья, работа, дети. Кому нужна больная чужая тётка, с которой раньше можно было провести время, пожаловаться, поплакаться в жилетку, вот мол: «Хорошо тебе, не мужа ни детей! Покой!». А теперь, когда оказалось, что этой «свободной» тётке нужна помощь,  времени для  этого у бывших подруг не осталось. Настя в душе, конечно, обижалась, но постепенно свыклась, смирилась и никого не ждала.
            Однажды, года два назад, она, как всегда, подошла утром к окну.  Была середина осени. Шёл холодный, моросящий дождь. Ветер гонял по двору листья. Они-  то взлетали вверх, то ложились под ноги прохожих. Цеплялись за тротуар, за промокшие скамейки. Но очередным резким порывом ветра, поднимались и летели, куда- то вдаль…Анастасия смотрела на них, не отрываясь и вдруг:
Закружила за окошком листья осень
Омывает стёкла струйками дождя
Ветер лист, упавший под ноги, уносит
Вдаль куда- то, в мир небытия…
Она удивилась сама себе, повторила, откуда- то взявшиеся строчки. Быстро подошла к столу, нашла ручку, тетрадь и записала. Походила по комнате:
Ну, а он, не молит о пощаде
И, смирившись с уготовленной судьбой,
Тихо шепчет шорохом: «Прощай -  мне
-больше никогда не встречусь я с тобой».

Это были первые строчки, первого её стиха. Она поняла – «это - моё спасение, это - конец моей постылой жизни». Теперь у неё было интересное дело. И, неважно, что никто не читал её сочинения.
Как то, майским днём, она попала на встречу с молодой поэтессой. Пригласила старая знакомая – Эля. Вечер прошёл скучно, да и стихи совсем не понравились.
-Ну как? – спросила её Эля
-Да так себе. Может быть я не права, но нет души в её стихах.  Пустые, какие-то…
-Мне тоже, так показалось.
Настя вдруг решилась
-Хочешь, я тебе почитаю свои?
-Хо - о - чу, …  удивлённо протянула Эля
И тут Настю прорвало. Всю дорогу до дома она читала свои стихи. Эля ни разу не перебила её, а просто слушала.
-Ну, как?
-Ничего себе. Вот ты даёшь! Здорово, честно!
-У меня целая тетрадь.
-А почитать дашь?
-Конечно. Приходи завтра, возьмёшь.
На завтра знакомая не пришла и не позвонила. Анастасия была в удручённом состоянии.
-Значит всё, что я пишу фигня. …  Выброшу на помойку и дело с концом.
Прошло дня три – четыре. Настя перестала ждать Элю, но тетрадь всё – же не выбрасывала
Телефонный звонок, раздался неожиданно, она даже вздрогнула.
-Алло. Настя, с тобой хочет один человек поговорить – услышала она голос своей знакомой
-Да, я слушаю
-Анастасия, здравствуйте! Меня зовут Виктор Иванович я председатель общества людей с ограниченными возможностями. Вы слышали, что – либо о фестивале «Хрустальные ступени»?
-Нет…
-Так вот завтра прослушивание. Буду Вас ждать, приходите, нечего свой талант от людей прятать! Жду!
Так Анастасия, впервые, стала дипломантом в номинации «Литературное творчество». А дальше - публикации в региональных, Всероссийских изданиях. В периодических изданиях города и области.  Выходили в свет её поэтические сборники. Она попробовала себя в прозе. Писала небольшие рассказы, эссе, публицистику. Вскоре приобрела компьютер в кредит, без него теперь было невозможно. Осваивала интернет, общалась с такими же творческими людьми. Жизнь наполнилась смыслом!
          Нинка в подъезде замолчала. Анастасия позвонила своей соседке Ольге, которая постоянно страдала от безалаберности Нинки и потопа с её квартиры.
-Оля, что опять Нинка тебя затопила?
-Нет, не дай Бог, а почему ты спрашиваешь?
-Так Нинка с кем- то опять ругалась с самого утра, я думала с тобой.
-Да, я слышала. Её же невозможно не слышать, орёт, как потерпевшая…
Анастасия приготовила обед, погладила вчера выстиранное бельё, включила компьютер – проверить почту и ответить на пришедшие рецензии на творческом портале. Закинула в Прозу свою новую миниатюру. «Ладно, поработаю позже, надо в магазин сходить да заплатить по счету ЖКХ» Она припудрила носик, подкрасила губы, взбила причёску, надела белые брючки с белой, крючком вязаной из ириса, кофточкой. Посмотрела на себя в зеркало: «А что? Ничего ещё!» - улыбнулась сама себе и вышла в подъезд.
У подоконника, между вторым и третьим этажом, она увидела женщину. Маленькая, худенькая, в одежде, явно с чужого плеча. На ногах китайские резиновые шлёпанцы. Голова повязана не то платком, не то какой- то тряпицей.  «Бездомная - догадалась Настя, - вот на кого орала Нинка. Потому и неслышно было второго голоса» Она тихо подошла к окну. Женщина вскинула на неё взгляд. …  Сколько же в этом взгляде было безысходности, боли и ещё чего того, что сразу и не определишь.
-Простите, пожалуйста. Я ничего плохого не сделаю. Просто на улице такая жара, а в подъезде прохладно. Я пережду немного и уйду.  Не гоните меня…
Анастасия потеряла дар речи. Что- то в этом взгляде… и голос…. Ей показалось, что она слышала этот голос и встречалась с этим взглядом.
-Да – да… Конечно. … Сидите сколько надо – быстро проговорила она и заторопилась к выходу.
-Фу, надо же… дежавю какое-то.  И все же её не покидала мысль о том, что она встречалась с этой женщиной.  «Все! Не буду думать, мозги себе засорять. Надо ещё к Эле зайти, она ждёт». С Элей они подружились. Не сказать, что стали задушевными подругами, но ближе человека у Насти не было. Иногда вместе ходили на концерты, в театр, на какие – ни будь творческие встречи. А иногда, приглашали друг друга просто попить чай, поболтать. Настя делилась своими новыми идеями, хвасталась публикациями в очередном журнале или газете. Эля всегда проявляла не поддельный интерес ко всему, и Настя была ей очень благодарна за поддержку и за дружбу.
               Сразу же зашла в банк, рассчиталась за коммунальные услуги, не торопясь побродила по супермаркету, купила небольшой тортик, чтобы почаёвничать с Элей и направилась к дому своей подруги.
-Зачем тортик то? Я пирогов с капустой напекла, тебя жду
-Лишний не будет. Вечером с внучкой чай попьёте.
-Ну, ладно – ладно. Проходи.
Анастасия сбросила босоножки, надела тапочки и прошла в комнату. Как всегда, она засиделась в гостях у Эли. Возвращалась домой около девяти вечера. Женщины, конечно, уже в подъезде не было.  «Ну, вот и хорошо» - вздохнула она с облегчением.
              Лето нехотя сдавало свои позиции. Жара спала. Приближался сентябрь. Вечерами становилось прохладно, а по ночам и ранним утром, ощущалось дыхание приближающейся осени. Настя любила осень. Это была её самая желанная пора. Осенью она родилась. Вот и сейчас приближался день рождения, да не простой – юбилейный. Вопреки своим правилам не отмечать этот день, она решила нынче отпраздновать – « все  -  же юбилей, приглашу родственников,  да Элю, посидим,  давно не было у меня праздника дома»  - рассуждала она. В хлопотах предстоящего юбилея она совсем забыла о встрече в подъезде, которая, долго не давала ей покоя и отзывалась в груди, какой - то ноющей болью. Настю не оставляло чувство, что она, когда-то знала эту женщину. В конце – концов, решила – «показалось мне, мало ли похожих людей. Наверное, просто по-человечески жалко её стало. Ведь никто не застрахован от такого поворота в жизни. Не дай Господь, оказаться на её месте».
          Приближалась пятница.  Накануне, Анастасия сделала генеральную уборку, хотя в её маленькой однокомнатной квартире всегда было чисто и уютно. Но перед приходом гостей она постаралась навести ещё большую чистоту и красоту, чтобы не ударить в грязь лицом. Осталось только вынести мусор.  Она накинула на плечи вязаную кофту, взяла ведро и направилась к контейнерам с мусором. Ещё издали, Настя увидела, что у баков роется бомж.
-Ну, надо же, не вовремя – подумала она – не раньше, не позже. Вернуться что ли?
Но возвращаться с полпути было как- то нелепо. Подойдя к контейнеру, не глядя, бросила в бак пакет, развернулась, чтобы скорее уйти и вдруг услышала тихое:
-Ася…  Она, как вкопанная, остановилась. «Послышалось что ли?»
-Ася…
 - Нет, не послышалось. Это Лида, только Лида всегда звала её так – Ася.  Буквально, за какие минуты у Насти пронеслась в памяти вся жизнь. Школа. …  Пятый класс. Первое сентября Александра Ивановна представляет новенькую:
-Знакомьтесь ребята, это Лида. Она будет теперь учиться в нашем классе. Настюша,   с тобой за партой никого нет?
- Дак  со мной Вовка Макаров…
-Вова будет учиться в другой школе. Они переехали в другой район города. А вот Лида сядет с тобой. Я думаю, вы подружитесь.
Лида – маленькая, но очень даже симпатичная девчонка, оказалась общительной, весёлой и как- то быстро завоевала расположение одноклассников. Училась легко. На переменках рассказывала интересные истории, была спортивной и, несмотря на небольшой рост и внешнюю хрупкость отличалась ловкостью и умением дать сдачи обидчику. Незаметно Лида стала лидером в классе. К ней обращались за помощью не только девчонки, но и мальчики признали в новенького своего друга. Лида никого не выделяла, дружила со всеми одинаково, но вот с Настей у неё сложились отношения более чем, как с одноклассницей. Их можно было смело назвать подругами. Однажды Лида пригласила Настю к себе в гости
-Аська, пойдём ко мне после школы. Я тебя с родителями познакомлю. Мама давно просит, чтобы я тебя к нам привела, да и папа сегодня дома, пойдём, а?
Настя согласилась не сразу. Она знала, что у Лиды отец, какой- то шишка, а мама военный врач.
У Насти же родители - простые работяги. Мама – швея, а папа рабочий на мебельной фабрике.
-Как-то неудобно, Лидка. Ты вон, какая разодетая, а я…
-ну, ты и дура, Аська!   Разве в одежде дело…Мы с тобой уже третий год дружим, и ты ни разу не была у меня. Короче, если не пойдёшь, я на тебя обижусь, поняла!
-Ладно – сдалась Настя – уговорила.
Лида жила в высотном доме, на четвёртом этаже. Пока они поднимались по лестнице, Настя не произнесла ни одного слова. Душа у неё было в пятках. Она никогда не входила в такие дома, и поэтому наряду со страхом её раздирало любопытство
Лида нажала на звонок, дверь открыла женщина, как две капли воды похожая на Лиду. То есть Лида была копией женщины
-Мам,  вот это и есть –Ася – представила она подругу
-Замечательно. Проходите девочки, раздевайтесь, мойте руки и за стол. Обедать будем
Настя не ожидала, что так легко станет на душе при встрече с мамой Лиды. Тётя Вера, так она представилась, была очень доброжелательной женщиной и как-то сразу расположила к себе. Страх ушёл и Настя почувствовала себя действительно, как дома. Вышел из рабочего кабинета отец, приветливо улыбнулся
-Ну что милые барышни, как дела в школе, двоек не нахватали?
-Пап, ты чего…
-Понимаю, понимаю. Глупость сказал.
После этого Настя стала частым гостем в семье Лиды.
В девятом классе Лида влюбилась. И в кого бы вы думали? В того самого Вовку, место которого она заняла за партой с Настей. Был новогодний бал, и Вовка, по старой памяти, забрёл в школу, повидаться с одноклассниками. Вот тогда они и познакомились с Лидой. Теперь Настя всё чаще оставалась одна, так как Лида все своё свободное время проводила с Вовкой.  А вскоре отгремел и выпускной бал. Лида окончила школу с золотой медалью и уехала вслед за своей Вовкой в Благовещенск. Там он стал курсантом общевойскового военного училища. Сначала девушки переписывались часто. Но потом все реже и реже. Настя, иногда, навещала родителей Лиды, узнавая новости о ней. Знала, что они поженились с Володей, что у них родился сын – Славка. Но и эта ниточка оборвалась, когда родители Лиды решили переехать в Новосибирск. Настя прибежала попрощаться с ними на вокзал, расплакалась там навзрыд, ведь они для неё были вторыми родителями. Она, как будто чувствовала, что уже никогда не встретится с этими замечательными людьми. И вот, прошло почти тридцать лет….
          Анастасии показалось, что прошла вечность после услышанного – Ася…  Она повернулась, Лида уходила и уже была в метрах пяти от этой проклятой помойки
-Лида, Лида – из последних сил крикнула Настя, приступ удушья не давал не то чтобы кричать, а говорить. Она выдернула из кармана ингалятор, впрыснула лекарство, благо, что с ингалятором женщина не расставалась ни на минуту, зная коварность своей болезни.
Лида оглянулась, поняла, что - то не так. Быстро вернулась, подошла к Насте. Настя положила ей свою руку на плечо, тяжело дыша, этим жестом дала понять – подожди! Постепенно приступ проходил.
-Лида, милая моя! Что это? Прости меня! Я же не узнала тебя – сбивчиво повторяя какие- то слова, она говорила и говорила, как будто боялась, что Лида сейчас уйдёт. Прошло минут десять и вместе с этими минутами шок.   Потом они долго стояли друг, против друга молча, не шелохнувшись. Первой заговорила Настя:
-Лида, пойдём ко мне, там и поговорим
-Нет, Ася, неудобно
-Как это - неудобно? Ты что думаешь, что я тебя вот так возьму и отпущу? Нет, моя дорогая, не отпущу, и не мечтай!
Анастасия решительно взяла свою подругу за руку и повела домой. Лида не сопротивлялась, но как- то ещё больше сгорбилась, прикрыла лицо платком, как паранджой и молча, шла рядом.  Вошли в квартиру
-Лида, давай без предисловий. Я приготовлю тебе ванну, ты выкупаешься, я дам чистое все, а это выброшу. Пока ты моешься, я приготовлю на стол, у меня ведь завтра юбилей, ты помнишь? -  Лида кивнула в знак согласия – так вот по этому случаю всякие вкусности имеются. Мы с тобой сядем, и ты мне все расскажешь. Ладно? – уже тихо произнесла Анастасия
-Спасибо, Ася
-За что спасибо то? Вот чудная. Ты же мне, как сестра. Лидка, если бы ты знала, как я рада тебя видеть! А с этим – она окинула её с головы до ног взглядом – разберёмся. Ты мне веришь?
-Верю
-Ну, вот и договорились.
В ванне Лида была часа полтора. Анастасия периодически подходила к двери
-Лид, ты жива там?
-Жива, жива. Не хочется вылезать. Если бы ты знала, как я мечтала об этом.
Настя смеялась в ответ
-Теперь свою мечту можешь воплощать в жизнь каждый день.
А потом они почти до утра сидели за столом, и Анастасия слушала трагическую историю Лидиной жизни.
-Я, Ася, окончила педагогический на год раньше, чем Володя училище. Устроилась в школу учителем математики. Перед выпуском из училища мы поженились, а после окончания учёбы уехали по месту службы. Через год родился Славик. Ой, Ася, где только не носила нас судьба. Славик не одну школу поменял. Но сейчас, вспоминая все это, я понимаю, насколько я была счастлива. Славик не пошёл по стопам отца, не захотел, но мы и не настаивали. После десятилетки поступил в политехнический институт, а вскоре грянула перестройка. Господи, сколько же людей она сломала, выбросила на свалку…
-А дальше, Лида…
-Ну, ты помнишь, что творилось в стране, а. в армии, страшно вспоминать. Володя все чаще говорил по поводу увольнения. И, в конце – концов, мы решили – хватит, ничего не светит впереди. Написали родителям в Новосибирск о своём решении, они нас поддержали. Володя подал рапорт, вскоре уволился и мы уехали. К тому времени мама Володи умерла, а Тома, сестра жила здесь с мужем и с тремя детьми. Мы тогда ещё погостили немного у неё. Она нас проводила и вот с тех пор я больше её не видела. У моих была хорошая трёхкомнатная квартира, и они с удовольствием нас приняли, рады были, что мы все вместе. Но, к сожалению, вместе мы прожили недолго. Папа скончался скоропостижно - инфаркт, а мама после него протянула всего полгода….
Лида замолчала.
-Лида, не надо дорогая, если тебе трудно об этом говорить, не говори…
-Нет – нет, Ася, мне хочется рассказать тебе все. Я столько времени носила это в себе….
Анастасия встала, включила чайник, обняла подругу
-Я понимаю тебя, успокойся. Сейчас попьём чайку, и ты расскажешь дальше, хорошо? Торопиться нам с тобой не куда, времени хоть отбавляй.
Успокоившись, Лида продолжала:
-Володя занялся бизнесом. Перегонял машины из Владивостока, вместе со Славиком. И ты знаешь, дела пошли нормально. Я пошла на курсы бухгалтеров, отучилась и стала помогать своим мужикам. Получилось, что мы занялись семейным бизнесом. Открыли салон, по продаже автомобилей. Володя был на седьмом небе от счастья. Ты же помнишь, он головастый, Слава весь в него, да и я, вроде не дура.
-Ещё бы! Дура с золотой медалью…
Лида впервые улыбнулась. Отпила из стакана остывший чай.
-Ты знаешь Ась, мне кажется – если бы мы не задумались о расширении нашего бизнеса, не произошло бы того что произошло. Как-то вечером мы все вместе обсуждали наши дела, и Володя предложил:
-Давайте, откроем, второй салон, в центре, я всё просчитал, дело выгодное
.-Пап, ну а где денег то возьмём столько?
-Возьмём кредит в банке
-Ой, Володя. Как-то боязно с кредитом связываться – засомневалась я
-Ну, ты что, Лидусь, я же говорю, что все просчитал. Мы этот кредит легко погасим за полгода.
И я согласилась. Кредит оформили быстро, а в залог – квартиру.
В ту поездку я собирала их с тяжёлым сердцем. Просила Володю, чтобы отправил кого – ни будь из сотрудников. У нас же был не большой штат. Но он, ни в какую, мол, ещё раз с сыном скатаем, партия машин не маленькая, тем более с поставщиком договорились, что приедем сами.  Вот и скатали…. Лида заплакала. У Насти не было слов утешения. Она моча гладила руку подруги и ждала, когда она сама успокоится.
-Ой, Ася-я, не дай Бог никому получить эту весть. Когда мне позвонили, показалось, что земля перевернулась. Гружёная фура в них врезалась. Погибли на месте и уже погибшие – обгорели до неузнаваемости.  Машина взорвалась. И всё же на опознавание меня отвезли.  Очнулась я в больнице. Представь, я даже не похоронила их. Ребята с офиса все организовали. Пятнадцать суток в коме пролежала, а ещё полтора месяца в палате интенсивной терапии. Когда выписалась, сразу же на кладбище. Просидела там до темноты. Вернулась в пустую квартиру. А через три месяца оказалась на улице. Квартиру забрали за кредит… Не знаю, почему я до сих пор жива?
Лида тяжело вздохнула, смахнула набежавшие слёзы.
-Лидусь, так, где ты жила то потом? -
-У знакомых, на летней даче, до холодов. Вот там и решила вернуться сюда. Подумала – Тамара, сестра Володина, единственный человек для меня родной не выгонит же. Тем более мы с ней всегда были в очень хороших отношениях.
-А на похоронах она была?
-Была. В больнице около меня неделю сидела. Но ведь неизвестно было, когда я из комы выйду. Она и уехала. А в моей башке, за все, то время, которое я жила после больницы там, представляешь, ни разу не мелькнула мысль о ней. Перед глазами только мои стояли. Ну, продала я то, что можно было продать – серёжки, браслет, ну, и все остальное, только вот обручальное кольцо не смогла – на память себе оставила, купила билет и приехала…. – она помолчала и тихо произнесла – к разбитому корыту.
-Тебя что, Тома не приняла?
-Да ты что, Ася, уехали они куда   то. Соседка сказала. Ко времени моего приезда уже месяц прошёл, как они поменяли место жительства. Вышла я из подъезда, присела на скамейку и сознание потеряла. Очнулась ни сумки, ни документов, ну, и денег - понятно. Вот почти год бомжую -  Лида, уже не сдерживаясь, расплакалась навзрыд.
-Лид, ну, успокойся, пожалуйста – Анастасия накапала успокоительных капель, дала выпить подруге. Понемногу Лида пришла в себя, только всхлипывала, как ребёнок.
-Знаешь, моя хорошая, на сегодня хватит. Время – то посмотри, почти три ночи. Сейчас мы с тобой ляжем спать, а утром поедем на рынок, купим тебе что – ни будь из одежды по размеру…
-Ась-ь…
-Не возражай, или ты забыла, что я твоя подруга? Завтра отведём с тобой мой юбилей, гости приглашены, а потом займёмся твоими делами. Вырулим, Лидусь,  - вы – ру  – лим! – по слогам произнесла Анастасия
Прошло около года. Анастасия обратилась ко всем своим знакомым в редакции, издательстве, в Союз писателей. Документы были восстановлены. Нашлась и Тамара. Она, оказывается, переехала в Новосибирск и тоже и искала свою невестку. Но это совсем другая история. А сегодня Настя провожала свою подругу домой, в город, где были могилы её самых дорогих людей.
-Лидусь, я надеюсь, ты не потеряешься? Мой электронный адрес, как отче наш знаешь. Пиши мне чаще, хорошо!
-Ася, да как же я потеряюсь. После всего того, что ты для меня сделала
-Лида, договорились же. Окажись я в такой ситуации, разве ж ты меня бросила?
-Лида крепко обняла свою подругу и слезы покатились у неё из глаз. Анастасия тоже не выдержала. Пассажиры, проходящие на посадку, оглядывались на двух не молодых женщин, которые, обнявшись, плакали, не стесняясь окружающих их людей.
Объявили посадку Анастасия долго махала вслед уходящему поезду. Теперь она знала точно, что с Лидой не случится ничего, что Тамара отогреет её своим теплом, что она всегда будет на связи с ней и что они ещё встретятся, но совершенно при других обстоятельствах. А сейчас, Анастасия благодарила Бога, что он привёл Лиду именно к её дому. Ведь случись по – другому, неизвестно что было бы, и как сложилась бы дальнейшая жизнь подруги – если бы ещё сложилась.