Путешествие по Скандинавии и Валааму

Махпрат Мухиддинова
       Наконец-то я осуществила свою давнюю мечту – побывать в других странах!  Как и ожидала, очень много нового и чудесного увидела для себя!
       Все было прекрасно! В круизе меня сопровождали сыновья Рустам и Олег, а средний сын Арсений не смог по причине отсутствия загранпаспорта. Нас совершенно не утомляла многочасовая езда на автобусе. Нам повезло с гидом, – человеком, много лет прожившим в Финляндии, Швеции, – интересным, артистичным, эрудированным, с проникновенно-завораживающим голосом, рассказывающим бесчисленные истории о народах и странах, которые нам предстояло посетить, и ещё много о чём интересном. Судя по его высказываниям и рассуждениям, он был человеком умным и порядочным. Два питерских водителя нашего туристического автобуса были мастерами своего дела и к тому же очень милыми людьми. Коллеги-туристы на редкость оказались людьми спокойными, доброжелательными и настолько тихими, что гиду Андрею всё время казалось, что мы все спим. Нас, туристов, было меньше половины автобуса, поэтому мы расселись по всему салону, создавая иллюзию массовости.  Мы особо не общались между собой и почти не разговаривали во время езды, каждый был сосредоточен на том, что мелькало за окнами комфортабельного автобуса, ставшего на время нашим  домом. А за окном проносились такие красочные пейзажи, что не хотелось ни на минуту отрываться от их созерцания. Нас  всех поразила абсолютная чистота и аккуратность во всём на протяжении всей  нашей поездки. Разве не удивительно, проехав тысячи километров меж лесов, гор и полей, по селениям и городкам, – не увидеть ни одной валяющейся бутылки или белеющей бумажки! Для нас, туристов из России - это было потрясением!!
       Все было, как в сказке: изумрудные и ярко-жёлтые поля, сочные луга, чистые ухоженные леса и аккуратные домики, притаившиеся на краю поля, у самой кромки леса. Ни тебе сутолоки, ни суеты, даже в городах. Меня больше всего  поразила не красота столиц Хельсинки, Стокгольма или Осло, а тишина, безлюдность и абсолютная чистота и порядок, царившая в этих краях.

     Первым посещённым нами городом был Хельсинки, утопающий в деревьях, своеобразие и красоту которому придавало множество скальных (каменных) выходов, идеально и живописно вписавшихся в  городской пейзаж. Финнам в голову не пришло поголовно их «выкорчевать», а наоборот, они подошли к этому творчески и с умом, сумев гармонично вписать в окружающую среду. Парк имени финского композитора Яна Сибелиуса с его памятником в виде большой каменной головы, а также оригинальная абстрактная скульптура из множества труб в виде дерева, со стороны напоминавщая крылья птицы, заставили нас бесконечно щёлкать фотоаппаратами и без устали крутиться с видеокамерами. Кафедральный собор с многочисленными ступенями, ведущими к нему с трёх сторон, напоминал дворец. Огромная мощёная брусчаткой площадь была заполнена студентами и туристами. Молодые люди, как большая стая птиц, галдели, сидели на ступеньках, стояли, ходили, словом – отмечали День студента. Мы же, подгоняемые временем, лавируя между людьми, с трудом преодолев большое количество ступенек, всё же смогли попасть во внутрь собора, который нас, конечно же, привёл в восхищение. Мы, к сожалению, недолго пробыли в этом чудесном городе, так как в Турку нас уже ожидал паром в Швецию.
       Турку – старинный портовый город, по которому с удовольствием проехались на автобусе, а потом посетили местную, сложенную из жжёного потемневшего от времени кирпича ратушу, где шёл урок игры на органе, и мы присев на скамью, даже послушали чудную музыку небес.
       Паром «Silia Line » – это просто сказочный одиннадцатиэтажный плавучий замок, шесть этажей которого возвышались над водой, а остальные пять – под водной гладью. Из этого парома можно было не вылезать неделями, что и делали финны. Правда, покупали они билет всего лишь на 2-3 рейса и проводили время в своё удовольствие.  Концертные залы, где постоянно  выступали артисты, фойе, множество кафе и ресторанов поражали своей роскошью. Сияние и блеск зеркал, люстр и  всевозможных светильников ещё больше создавали и усиливали сказочность и праздничность царящей атмосферы. А вкуснейшие запахи и обилие всевозможных блюд вызывали соответствующую реакцию организма, но мы могли себе позволить только любоваться и созерцать всё это великолепие. Можно было, откинувшись удобно в креслах, послушать джазовых музыкантов в одном из маленьких зальчиков, куда забредали пассажиры, гуляя по парому, как по какому-нибудь городу. Мы так и сделали, а потом вышли на палубу, чтобы подышать свежим морским воздухом и полюбоваться луной, как верный страж сопровождавшей паром, а также многочисленными островками, торопливо проплывавшими мимо нас и прощально мерцавшими огоньками в ночи. Спали мало и впечатлений получили много.

      Ранним утром мы прибыли в Стокгольм, и пришлось покинуть полюбившийся нам плавучий дворец. Сыновьям из всех городов больше всех пришёлся по душе именно Стокгольм. Он вольготно раскинулся на семи живописных островах, соединённых между собой мостами. Королевский дворец, мощёные узенькие улочки с высокими старинными домами, где на чердаке одного из них когда-то жил Карлсон, а в одной из квартир его друг Малыш. Мы ходили по старому городу, где время остановилось, обернувшись причудливыми фонарями, брусчаткой, отполированной подошвами горожан, и вывесками на домах, которые стали хранителями множества историй и тайн. Нас умилил маленький железный мальчик, исполняющий желания (я надеюсь, разумные), если, дав ему монетку, погладить его по головке, отполированной до блеска руками туристов, жаждущих исполнения всех загаданных желаний. Этой возможностью мы, конечно же, тоже воспользовались. Я  не могла налюбоваться великолепными  пейзажами, величественными  дворцами и зданиями. Вся эта красота заставляла замирать сердце и бесконечно восхищаться.
    На обратном пути из Норвегии у нас ещё был целый день по Стокгольму, которым мы максимально воспользовались. Нам выпало время погулять по городу без гида. По настоятельному совету Андрея мы прокатились в метро, а потом пешком возвратились к месту встречи группы. Метро было, в основном, из белого кафеля и не прямым, как у нас, а изгибалось, делая множество поворотов. Мы с удовольствием сидели на удобных мягких креслах, фотографировались на фоне красочных афиш и вывесок. По пути из метро заглядывали в магазинчики, чтобы снять видеокамерой и на фотоаппарат всё, что нам показалось необычным и интересным. Сыновья пытались уговорить меня взять напрокат велосипеды. Машин на улицах было немного, так как жители, в основном, передвигались на велосипедах. Этот вид транспорта очень нам понравился. Для него в Европе даже построены специальные дорожки. Жаль, что велосипеды как вид транспорта  мало развит в России. По дороге сыновья время от времени останавливались, чтобы соориентироваться по карте города. Так, отзывчивый пожилой швед сам подошёл к нам и на английском разъяснил, как быстрее добраться до нужного места. Нас, конечно же, это растрогало.
       Половину дня посвятив славному городу Стокгольму, группа двинулась в сторону нашей основной цели – Норвегии.

       Если в Швеции горы были не очень высокими, то чем дальше продвигались к Норвегии, тем выше они становились. Эта страна встретила нас водопадами, бурными реками, многокилометровыми туннелями, горами, покрытыми густыми лесами, озерами с прелестными островками, и, конечно же, фиордами. Фиорды – это ледниковые речные долины, залитые морем, в окружении лесистых гор.
Норвегия поистине считается страной водопадов и туннелей. Многочисленные водные потоки  серебристыми ленточками струятся по почти отвесным склонам гор. Я сбилась со счёта, подсчитывая количество туннелей, встретившихся на нашем пути. Мы проехали по самому длинному в Европе, протяжённостью до 34 км, а над нами возвышался каменный массив высотой до 1 км. Нам стало не по себе, получив такую информацию, но мы постарались не сосредотачиваться на этом.
       Норвегия навеяла странное ощущение иллюзорности этого мира. Мы ехали утром, днем и вечером, видели отдельные фермерские дома, разбросанные на большие расстояния друг от друга, и небольшие городки. Видели прекрасные леса, луга, поля и сады с карликовыми фруктовыми деревьями, но не увидели (может быть, лишь раз) ни одного человека и никакой живности, даже ни одной птицы в небе не заметили. Мы  решили, шутя, что норвежцы, наверное, самые настоящие тролли и выходят только по ночам. Старший сын Рустам из окна автобуса усмотрел в доме работающий телевизор, но людей так и не увидел. Когда в каком-то городке из окна автобуса заметили мальчика на велосипеде, то все кинулись посмотреть на него, как на какое-то видение. Все ему удивились, а я пошутила, сказав, что, может быть, он вовсе не человек, а призрак. Было ощущение полного отсутствия людей, безлюдности, покинутости, хотя кругом царила абсолютная чистота и порядок  – убранные поля с аккуратными цилиндрическими стожками, упакованными во что-то белое. Было ощущение нереальности, как будто перед глазами проплывали декорации из фильма, а не жилища людей. Мы смотрели, не отрываясь, на проплывающие мимо «декорации» в виде лужайки перед сказочным домиком с невысокой раскидистой яблоней, а под ней, на изумрудной  подстриженной травке красочно лежали с десяток яблок. Чудесная картинка, которая в таком виде так и впечаталась в мою память. Такого мы не ожидали. Почему-то именно Норвегия поразила, хотя относительное безлюдье началось ещё с Финляндии. Норвежцы любят уединение, поэтому строят свои дачные домики и даже постоянные жилища на безлюдных островках, на труднодоступных вершинах или склонах гор, в нескольких десятках километров от жилья соседа.
       Мы прямиком двинулись к фиордам, минуя Осло. Знакомство с Осло произошло на обратном пути. Наш путь лежал через перевал, которого достигли до наступления темноты. Мы добрались до горного плато с озером и несколькими пустующими дачными домиками, с небольшим курганом с обелиском на вершине, на котором были вписаны имена  неизвестных нам людей. Там мы увидели самую настоящую тундру, такую же, как у нас на севере, но только горную. По совету гида из трех камней каждый сложил своего тролля. Я сложила даже двух, чтобы вновь  вернуться в эту поразившую меня страну! Тролли – эти страшненькие существа – их национальные герои сказок, а также символ Норвегии. Ну что ж, и таких в символы выбирают, очевидно, они – «ужасные снаружи и добрые внутри».
       Путешествие наше продолжалось. Ехали долго  в кромешной тьме, освещаемой только фарами автобуса, осторожно передвигаясь по змеящейся  серпантином и мокрой от дождя дороге. Мы достигли горного отеля далеко за полночь. Как только мы не устали восхищаться, не пойму! Частная гостиница поражала богатым убранством и вкусом. Утром перед нашим взором предстала неописуемая красота норвежской природы! В обрамлении гор, словно в роскошной раме, освещаемая потоками мягкого небесного света, лежал шедевр гениального мастера – Творца, прекрасная долина. Там, далеко внизу за лёгкой дымкой облаков, ожидал нас маленький кораблик, чтобы покатать нас по самому длинному фиорду Сёган, протяжённостью до 260 км и глубиной до 1300 метров. Очень рано и быстро позавтракав,  мы поспешили тронуться в путь. Погода стояла отменная. День,  ослепительно ясный, под яркой синью неба, пропитанный солнечным светом, просто сиял, радостно приветствуя нас на норвежской земле. На кораблике доплыли до большого водопада и, налюбовавшись, повернули обратно. По пути наснимали белых козочек, живших на недоступной скале, а также домик на вершине горы, куда хозяева поднимались по веревочному канату – уму непостижимо! Накатавшись по фиорду и напившись горячего шоколада с вафлями на кораблике, мы продолжили наше путешествие уже по старой железной дороге в комфортабельном туристическом поезде. Наш поезд карабкался всё выше и выше в горы, а потом сделал остановку у великолепного мощнейшего водопада, многоступенчато с рёвом низвергающегося с высоты, а на огромных валунах, мимо которых бешено проносился пенящийся белый поток, под завораживающую музыку танцевали девушки-эльфы. От всего увиденного – дух захватывало! 
       Увидев знаменитый фиорд и водопад, побывав в городке Флам, где на крышах экзотических домиков в виде хижин, с расположенными внутри них магазинами и кафе, росла сочная яркая трава, приведшая меня в восторг, мы двинулись в сторону Осло. Специальные покрытия для крыши из травы, используют для тепла - зимой и для прохлады -летом. Эти крыши напомнили мне наши азиатские – плоские, обмазанные глиной, весной покрывающиеся густой высокой растительностью с алеющими маками, в которой можно было даже прятаться. Ах, эти крыши моего детства...  То были не просто крыши, а целый удивительно-реальный мир, который возник и исчез вместе с детством, оставив глубокий след в памяти и сердце.
       Столица Норвегии – Осло – мне очень понравилась. Этот город – нешумный, несуетливый, прославившийся своими музеями «Фрам», посвящённым отважным полярникам Нансену и его ученику Амундсену, и «Тур Хейердал», увековечившим жажду и силу человеческого познания. Осло знаменит парком скульптур Вигеланна, который действительно удивляет и поражает сердца и умы, отдавая должное  человеческому гению. Насколько позволило время, мы посидели под ласковыми нежными лучами солнца на красивой  набережной, наслаждаясь  аквамарином моря, лазурью неба с парящими под ним чайками, посматривая в  сторону России, куда каменной рукой указывал Александр II (кажется он). Прогуливаясь по Осло, мы успели налюбоваться множеством оригинальных фонтанов и скульптур, придававших своеобразное очарование городу.
       Это было здорово! Норвегия сумела поразить в самое сердце!
Только омрачала мысль, что с нами не смог поехать Арсений. У меня возникло ощущение незаконченности поездки по Норвегии. Я знаю, что нужно обязательно  вернуться туда, но уже в северную Норвегию, ещё более живописную – с ледниками, водопадами и отвесными скалами, а также посетить Данию, увидеть вечно печальную, вечно одинокую Русалочку и поздороваться с ней.

       Мне было комфортно в нашей поездке, так как со мной были сыновья, которые очень трогательно заботились обо мне. Я благодарна Рустаму, взявшему на себя, как всегда, все тяготы поездки и создававшему комфорт и уют абсолютно во всем.
От нашего замечательного гида мы узнали много интересного о странах Скандинавии. Я прониклась огромным уважением к народам, их населяющим, сумевшим очень разумно и достойно распорядиться как своей страной, так и своей жизнью. Государство заботится о каждом из них, а они о нем. У них вообще нет бедных, а пожилые люди живут обеспеченно, в достатке, путешествуя в свое удовольствие. Ни одна страна не будет по-настоящему цивилизованной, если не сумеет обеспечить  заботу, уважение и любовь к своим старикам и детям. Я рада тому, что, оказывается, можно в отдельно взятых государствах построить своеобразный социализм. Пока наша страна десятилетиями строила его, европейские стали просто жить в нем. Наша же «стройка» оказалось вечной, и в каком строе мы живем сейчас, трудно поддается определению. Стремление построить «светлое будущее» вылилось в беспощадную кровавую борьбу, а потом в фанатично-догматические лозунги типа «Вперёд к коммунизму!», «Слава КПСС!», «Пятилетку за три года!» Стоило ли переворачивать мир с ног на голову, чтобы пролив море людской крови, вновь вернуться к господам и слугам, богатым и бедным? Вот так жестоко, бесславно закончилась и обессмыслилась великая утопическая идея строительства коммунизма в СССР. Нет, если бы  действительно хотели по-настоящему построить счастливое общество, то хоть что-нибудь да хорошее выстроили. «Но не будем говорить о грустном», – так говаривал печально наш замечательный гид Андрей, когда речь заходила о нашей стране. Не будем, так как все равно очень любим свою страну, – не порочную номенклатурную систему, а то, что является сутью родины – её дух, природу и всех замечательных людей, живущих в ней.
       Скандинавия, мы полюбили тебя!  Мы обязательно вернёмся к тебе! Тролли, ждите нас!
                *   *   *
      Через три дня после возвращения из Скандинавии в Санкт-Петербург, мы направили свои неугомонные стопы на Валаамский архипелаг. Архипелаг – это свыше 50 островов, покрытых лесами, в Ладожском озере. Озеро огромное, берегов не видать, мне сделалось даже жутко, кода вышла ночью из каюты, чтобы на него посмотреть. Валаам – это действительно святые и намоленные места. Силу этих мест, её энергетику я сразу же почувствовала на себе.
      Наш теплоход «Кронштадт» оказался неожиданно комфортабельным: просторные чистые каюты на двух человек с душевым и холодильником, вкусная еда.
Замечательно было уже потому, что наконец-то к моей большой радости, к нашему путешествию на Валаам, присоединился и средний сын Арсений. Арсению с любезного разрешения бармена, пока  не было посетителей, удалось поиграть на фортепиано в концертном  зале.  Поужинав, мы прогулялись  по теплоходу, послушали романсы в исполнении петербургских артистов, и ещё  немного постояв на палубе, отправились спать. Рано утром мы прибыли на самый большой остров, и после завтрака началось наше путешествие. Остров был покрыт лесами и озёрами, с красивыми и величественными храмами. У меня откуда-то взялись силы, мне хотелось мчаться, и я впереди всей группы неслась вперед – где по широкой асфальтированной дороге, где по узким лесным тропкам.
       После обеда мы на прогулочном пароходе отправились в  белокаменный Спасо-Преображенский собор. Мы уже привыкли к тому, что нас постоянно что-то восхищало. В этот раз случилось то же самое. Внешняя обширная территория собора была вся в деревьях и цветах. Нам удалось немного погулять по саду, где росли яблони и во множестве цвели разнообразные чудесные цветы. Внутренний двор очень ухоженный, яркая зелень лужаек радовала глаз, поражала удивительная сирень с причудливо изогнутыми стволами. Внутри собора было очень красиво, такое великолепие – нет слов! Погуляв по окрестностям, накупив сувениров и вкуснейшую горячего копчения  форель, которую разводят в заливчиках монахи, мы не стали возвращаться на прогулочном пароходе, а пошли пешком по дороге, петлявей по лесу. Мы видели обширные поля хозяйства, принадлежавшие епархии, где трудилось много добровольных помощников из мирских. Усталости я не чувствовала, мне на самом деле придал силы Валаам. После Скандинавии чувства не притупились, мы получили огромное удовольствие, зарядившись положительной энергией острова. Конечно, на острове не было той ухоженности, что была в Скандинавии – с этим уже ничего не поделаешь, но нас окружала настоящая красота и благодать. По всему острову стояли огромные деревянные кресты, как нам пояснили, чтобы люди могли помолиться, даже не заходя в храм. Женщина-гид удивлялась, что в последние дни лили, не переставая, дожди, а в день нашего приезда вышло солнце, и всё засияло под его лучами – омытое и чистое!
       Во мне наконец-то проснулся дух путешественника. Я совсем засиделась дома, проросла корнями в землю, но теперь я буду стараться куда-нибудь выбираться.  Спасибо тебе, Валаам! Ты порадовал нас чудесным солнечным днем, своими храмами, своей силой. Спасибо тебе за то, что я, наконец-то, впервые за долгие годы почувствовала в себе прилив сил. Спасибо, что принял! Я надеюсь, что мы с тобой ещё встретимся!

22.04.2012.