Не знала

Van
- Он пришёл, - шепнула ей торопливо Вика, её подруга.
Она сначала не поняла, что значат эти слова. А потом, когда смысл их стал понятен, её обожгли воспоминания.
Многодневная и даже многомесячная переписка в одной из социальных сетей. Телефонные звонки, смс-сообщения.
После смерти мужа, Нина, руководитель концертной бригады завода, замкнулась в себе. И только её маленький сын, Илюшка, да ребята из её бригады, помогали ей держаться. А ещё мама с папой. Она даже переехала к ним вместе с сыном. А квартиру мужа стала сдавать. Первые вечера после смерти она просиживала с мамой долгие вечера на кухне. И говорила, говорила. Плакала. Иногда к ним приходил папа. Реже приходили кто-то из подруг, друзей. Ей нужны были эти разговоры. Она всё время винила себя в этой смерти. Её хотелось наконец-то хорошо пожить. Раньше никогда у неё не было достаточно денег, чтобы не думать о них. А тут появился шанс. Муж, Игнат, стал заниматься бизнесом. И пошло хорошо. Появился доход. Купили квартиру, машину, дом в пригороде. Жизнь стала налаживаться. Нина была счастлива! А потом появился Илюшка. Игнат был нежен, ласков, любим. Всё своё свободное время он уделял жене и сыну. Нина никак не могла поверить, что всё это происходит с ней. Она всегда считала себя этаким гадким утёнком. Той девушкой, на которую мальчики не обращают внимания. И когда к ней подходили познакомиться, она замыкалась. При любой попытке взять её за руку, за плечо, она вырывалась. И в художественную самодеятельность на заводе она пошла, чтобы как-то почувствовать себя раскованней, свободней. Когда пришла записываться, её не хотели брать. Уж слишком зажатая была. Но всё-таки взяли. И не пожалели. Неожиданно для всех и для себя, в первую очередь, у неё обнаружились недюжинные способности к сцене. Ей стали доверять работу в концертах. Сначала небольшие отрывки, потом больше и чаще. В конце концов, она стала неизменной ведущей всех концертов, а потом и организатором, вдохновителем, руководителем. Иногда кто-то говорил:
- Нина, и как мы без тебя раньше работали?
Она с улыбкой пожимала плечами и ничего не отвечала.
Потом появился Игнат. Который, неожиданно, после концерта, пришёл за кулисы с большим букетом розовых роз и при всех сделал ей предложение. Так и сказал:
- Нина, я люблю тебя. Выходи за меня замуж.
Все ахнули. Никто его раньше здесь не видел. Правда, он несколько раз пытался приблизиться к Нине, проводить её. Но она всегда убегала, а потом, прячась за спины пассажиров, высматривала его на остановке.
- А я? - наивно спросила тогда она.
- Что?
- Я тебя люблю?
- Конечно, любишь! - уверенно сказал он.
Нина, задохнулась от счастья, зардела румянцем, отпустила и отвернула в сторону голову и чуть слышно произнесла:
- Ну, тогда... я согласна...
Потом была свадьба. И она всё время просила кого-нибудь:
- Ущипните меня.
- Зачем?
- Это всё происходит со мной? Правда?
Все смеялись и говорили, что правда, и легонького её щипали.
И дальше было четыре года бесконечного счастья! Везде! Всегда! Она была счастлива! Даже одна только мысль, что у неё есть муж, любимый и любящий муж, приводила её в какое-то состояние праздничной эйфории. Родители не могли нарадоваться на неё. Все её друзья радовались вместе с ней. И даже то, что его родители, приверженцы буддизма, не приняли её, как невестку, как дочь, не смогло омрачить радости. Как объяснил Игнат, должно пройти время. И что он расставит всё на свои места. А через четыре года Игната не стало. Кому-то он перешёл дорогу в мире бизнеса и его просто убрали. Официально - было ДТП, в котором виновников не нашли.
С этого момента жизнь для неё остановилась. Она не могла поверить, что его уже нет. И, если бы не мама, папа, знакомые, друзья, она бы ничего не смогла одна сделать. И только, как за спасительную соломинку, цеплялась за своего годовалого сынишку. Всё было как в тумане. После похорон приходила на работу, что-то делала по дому, но всё это было как бы само собой. Руки её и ноги, сами делали, то, что как бы нужно делать. А голова в этом не участвовала. Она на автомате открывала какие-то банки, что-то готовила, что-то подписывала на работе, что-то организовывала, но не понимала, что она делает. И даже, когда один знакомый привел её к себе домой, раздел и повалили на кровать, она совершенно механически раздвинула ноги... Причём она всё ощущала, понимала, но видела себя как бы со стороны. Как будто всё происходит не с ней, а с какой-то другой женщиной. А она только безучастно смотрит со стороны. Что-то вроде фильма.
Только года через полтора-два, Нина стала приходит в себя. Стала замечать краски весны, запахи леса, улыбки и радости родных и друзей. Постепенно, по чуть-чуть, она стала возвращаться к жизни. Понемногу она стала становиться прежней Ниной. Научилась не показывать постоянно гнетущую её боль. Научилась быть весёлой, жизнерадостной. Научилась изображать праздник. Научилась жить. Даже пыталась познакомиться с мужчинами. Один раз у неё что-то получилось, но она сбежала. Другой раз она его прогнала сразу. Даже раз влюбилась, как ей показалось, но безответно. У неё стали появляться желания, цели, мечты. Ей хотелось выйти на Московский фестиваль со своей концертной бригадой, хотелось, чтобы Илюшка был счастлив, хотелось радости, хотелось счастья, хотелось найти мужчину, который стал бы её судьбой...
А тут один её старый знакомый, Иван, про которого она и думать то забыла, написал ей письмо в социальной сети. Она с ним познакомилась на одном из ежегодных смотров-конкурсов. Потом несколько раз видела его там же. И всё. А тут вдруг письмо:
- Привет!
Поэтому, особенно не задумываясь, она ответила:
- Привет! Как поживаете?
И - завертелось, закружилось, затянуло. Незаметно для неё, она стала нуждаться в этих разговорах, и старалась уделять им всё больше времени. Даже мама заметила:
- Что это ты стала допоздна засиживаться за компьютером?
- Да так... - неопределённо отвечала она, - Просто разговариваю с одним хорошим человеком.
- Ну, ну... - понимающе улыбаясь, кивала головой мама.
А потом были звонки, смс-сообщения. Причём он ей ничего не обещал, ни в чём не клялся. Постоянно говорил:
- Будет всё, как ты захочешь.
А она не знала, не понимала, как она хочет. Но твёрдо знала, что хочет. Чего? Не могла ответить, но - хотела.
И вот наступил день, когда Иван смог наконец выбрать время, чтобы приехать на один из её концертов. Она волновалась, как школьница перед первым экзаменом. А вдруг ему не понравится? А вдруг он её увидит и разочаруется? А вдруг она сама струсит и убежит? А вдруг?.. А вдруг?.. Её нервозность передалась актёрам и концерт был, скажем так мягко, не очень... Она с замиранием сердца приготовилась выслушать его приговор.
- Очень хорошо. Несколько перенервничали твои ребята, но, в общем - концерт состоялся.
Она почувствовала, как пол уходит у неё из-под ног. Её показалось, что она чуть-чуть взлетела. Улыбнулась. Посмотрела на него.
- Они у меня решили немного поэкспериментировать на сцене. Такое с ними бывает...
Потом была прогулка по ночному городу, его первый поцелуй, который обжёг её изнутри чем-то сладостно-горячим. Был ресторан, свечи, лёгкое вино, музыка. И его руки, его губы. В её голове вилась мысль:
- Почему он такой смелый со мной?
Она даже спросила:
- Почему ты не боишься вести себя со мной так?
- Я должен бояться?
- Ну... нет... наверное... - не нашлась, что ответить она.
- Ну вот я и не боюсь.
И снова губы, руки...
- Ты придёшь ко мне? - неожиданно спросил он.
- Да, - сразу ответила она, но добавила, - Только ты не сердись, если я струшу и убегу...
А потом была прогулка по парку вместе с сыном. Она видела его улыбающуюся рожицу, слышала его счастливый смех, когда Иван с ним играл в разные придуманные здесь же игры, и думала:
- Вот же оно, счастье...
А потом была ночь. Такой ночи у неё не было никогда. Она очень старалась, чтобы ему было хорошо, чтоб он был счастлив, но ... не почувствовала этого. Она не смогла сделать его счастливым. Не смогла. Значит... и не нужно ничего. И к утру у неё сформировалось решение. Она позволила себя проводить, а потом достаточно холодно разорвала. Сказала ему - нет. И объяснила
- У тебя тоже семья, не надо. Это неправильно. Прости. Но... ничего у меня не родилось. Так бывает. Спасибо за всё. Прощай.
С его стороны было ещё несколько попыток как-то сохранить, хотя бы дружеские отношения. Но она не могла ни дружить, ни любить. И он отстал.
Через некоторое время она сама попыталась с ним начать переписку, позвонить. На письма он не отвечал, а на звонки был короткие дежурные ответы. Нина снова замкнулась в себе. И только регулярно приглашала его на все свои концерты. А он не приходил. Все участники её бригады знали про это и во все глаза высматривали среди пришедших очки Ивана. Но его не было. Она уже почти потеряла надежду. И вдруг:
- Он пришёл, - шепнула ей торопливо Вика, её подруга.
Она ринулась было к нему, сказать что-нибудь, посмотреть в глаза, но через минуту должен был пойти занавес...
Весь концерт, она старалась найти его в зале. Не могла. Еле-еле дождалась окончания. Хотела сразу бежать, но её вытащили на сцену. Были поздравления, были цветы... И тут она увидела, как к выходу идёт он. Около двери он обернулся и... вышел.
Не успел занавес начать закрываться, как Нина сорвалась с места и выбежала в фойе. Повертела головой - его нигде не было. Выбежала на улицу - там тоже его нет. Она готова была заплакать. Лихорадочно торопясь, вытащила из сумочки сотовый телефон, набрала его номер. На десятом гудке он ответил:
- Да?
- Ты где? - выдохнула она в трубку.
- Иду на остановку.
- Как концерт?
- Очень понравилось. Ты, как всегда, на высоте. Молодец.
- Ты не хочешь меня видеть?
- Почему? Это ты не хочешь меня видеть. Я так понял.
- Можешь меня подождать? Я бегу.
- Зачем?
- Не знаю. Ну, подожди. Можешь?
- Ну... - задумался он, - хорошо. Пойду медленно, дождусь на остановке.
- Бегу! Спасибо!
Нина сбросила звонок и побежала. Потом пошла. Потом опять побежала. Она не думала, о том, что ему скажет, что сделает. Она просто шла. К нему. Вот и остановка. Вот и Иван. Нина хотела обнять его, прижаться губами к его щеке, но он предупредительно сделал шаг назад.
- Здравствуй, Нина. Хорошо выглядишь. Спасибо за концерт.
Она смотрела на него и не знала, что сказать. Просто смотрела и улыбалась. Такие знакомые глаза за стёклами очков, такая знакомая чуть снисходительная улыбка...
- Ты хотела мне что-то сказать?
- Я?.. Да... То есть, нет...
- Нет? А зачем тогда ты просила подождать?
- Я... просто хотела тебя увидеть... Нельзя?
- Почему же, можно. Только зачем?
- Мне очень захотелось встретиться со своим старым товарищем.
- Со старым товарищем? Вот как это теперь называется?
Нина смутилась.
- Ну вот он я.
- Ты меня не простил? - не поднимая головы, спросила Нина.
- Простить? За что? За что я тебя должен был прощать? Я что-то пропустил? Что ты такого сделала, Нина?
- Иван, - Нина положила ему руку на грудь.
- Не надо, Нина, - он мягко убрал её руку.
- Не простил, - разочарованно протянула Нина.
И тут её взяла злость.
- Чёрт возьми, Ваня! Ну, сколько можно мучить женщину только из-за её нервного срыва! Это не по-мужски, наконец! Да, я была неправа! Я знаю. Ну, скажи ты мне это. Сейчас. В глаза. Скажи! Но не мучь! Прошу!
- Не права? В чём?
- Перестань изображать из себя непонимающего! Всё ты прекрасно знаешь, что я имею в виду!
- Хорошо. Не буду. Тогда ответь, почему тогда ты так резко всё оборвала?
- Ну, потому что дура я набитая!
- Это не ответ. Почему?
Нине очень хотелось крикнуть: "Да потому что я испугалась своей любви к тебе. Испугалась, что не смогу сделать тебя счастливым! Испугалась тебя - своего счастья. Испугалась повтора. Всего этого я испугалась и ... сбежала!" Но вместо этого она нарочито рассудительно сказала:
- Потому что это было неправильно. Потому что у тебя семья, жена. Кстати, как она?
- Как? - обжёг Нину взглядом, - Да что ей будет то? На глубине трёх метров.
- Как... на глубине? Что ты имеешь в виду?
- Похоронил я жену, Нина. Полгода как...
- Прости, я не знала.
- Не знала? - голос Ивана приобрёл металлические нотки, - Не знала? Не знала, что мне больно, не знала, что я хотел уйти из жизни, не знала, что я ждал тебя, не знала, что я нуждался в тебе. Не знала? Не знала, что я тайком приходил на твои концерты, не знала, что я устроил тебе участие в том самом Московском фестивале, не знала... не знала... не знала... И, мне кажется, и не хотела знать. Скажи честно - не хотела! Дождалась, когда я сам приду, чтобы одержать победу? Мой автобус.
Иван вошёл в открытые двери. Нина осталась одна. Проводила взглядом металлическое чудище, похитившее Ивана. Медленно развернулась и пошла по асфальту. Как во сне достала сотовый телефон. Хотела позвонить, но не решилась. Набрала смс-сообщение:
- Прости меня. Я действительно не знала...
Ответ не заставил себя ждать:
- А сейчас?
Нина задумалась. Что ответить. Наконец, с женским упрямством, набрала:
- И сейчас... не знаю...
Иван не отвечал. Нина шла и смотрела на экранчик телефончика. Прошло минут двадцать, пока не зазвучала мелодия входящего сообщения. Нина вызвала текст на экран:
- Вот когда узнаешь
И следом пришла ещё одна смс-ка, в которой было три точки.
Нина внимательно посмотрела на них. Прошептала:
- Не знала... не знаю... и... не хочу знать...
Потом повернула голову в сторону ушедшего автобуса и добавила:
- Но ведь ты мне расскажешь?

ВАН © 22.04.2012