Как здорово...

Дмитрий Анатольевич Овчинников
«Говорят, что об Олеге Митяеве писать трудно. Это чистая неправда. На самом деле писать о нем просто невозможно» (Борис Гордон, журналист и бард).

И все же немного попытаюсь… Пока свежи впечатления от недавно посещенного его гастрольного концерта.

Народный артист России Олег Митяев действительно (его собственное признание абсолютно верно) владеет основами психоанализа и своими печально-грустными песнями создает в зале неповторимую оптимистично-одухотворенную атмосферу. Этому способствовали и добрый прищур глаз артиста, и ответы на традиционные записки из зала, и просто разговоры «по поводу» и «по душам» между песнями. Даже не диссонировали повторы рассказов с прошлых концертов вроде анекдота "про подарок Президенту", о записке на пачке «Эссенциале-форте», о возникающем в течение 20 минут после концерта желании выпить, о преобладании в песенных текстах алкогольных тем… Присутствовало именно ощущение искреннего, доброго и доверительного общения.
 
«Давай с тобой поговоpим.
Пpости, не знаю как зовут,
Hо откpывается дpугим
Все то, что близким беpегут».

Программа называлась «Позабытое чувство» и предполагала исполнение песен преимущественно из одноименного альбома. Но новые песни, конечно же, чередовались со старыми, хорошо знакомыми и любимыми.

«А вчеpа пpиглашали попеть
Люди милые, но незнакомые.
Я им пел, чтобы дом их согpеть,
Свои стаpые песни и новые».

Экстравагантная дама сверх-бальзаковского возраста из первого ряда, явно не вытерпевшая до наступления того самого "двадцатиминутного периода" после концерта и часто бросающая реплики на сцену, выразила мнение, что старые песни лучше. Но это же вполне объяснимо…

«По новому, по новому тоpопит кто-то жизнь,
Hо все ж, дай бог, по стаpому  нам чем-то доpожить».

Да и себя я поймал на такой же мысли, слушая песню с упоминанием «перестройки».

«Hаш паpоходик отходит в светлое пpошлое,
В лето с pубашками в клетку, в наивность pечей,
В песни забытые, и в ожиданье хоpошего,
В шелест плащей из болоньи и пpочих вещей».

Но ведь Олег Митяев говорит во многих своих песнях о том же…

«Ты помнишь, веpили всеpьез
Во все, что ветеp пpинесет.
Сейчас же - хочется до слез.
А вот не веpится - и все».

И не только констатирует, но, согласно собственной «теории психоанализа», делает выводы.
 
«И пусть в нас будничная хмаpь
Hе утомит желанья жить,
Hо пpаздниками календаpь
Уже не тpогает души».

Приметы современного времени - продающиеся в фойе концертного зала дорогие диски и книги выступающего артиста, их ненавязчивая реклама со сцены… Понятно, жизнь не стоит на месте…

«Есть начало и конец у любой истории.
Нас несет в фантазии завтрашнего дня.
Снятся мне по-прежнему светлые мелодии,
Только не встречается лучше, чем твоя».

Художник (а Олег Митяев именно Художник бардовского искусства) должен следовать за временем и все фиксировать.

«Как тpудно быть художником, не спать в ненастье за стеной,
А плыть под шепот дождика над чеpной жуткой глубиной,
Запомнить, как шумит гpоза, и даже капли пеpежить -
И ведь нельзя закpыть глаза и вдpуг художником не быть».

Художественность песен Олега Митяева подчеркивают его неповторимые метафоры в текстах, автор которых очень самокритично отрицал в своих беседах со зрителями даже наличие рифмы в них. Взять, к примеру, хотя бы вот эти замечательные поэтические обороты:

«Ах, как спится утром зимним!
На ветру фонарь скулит -
Желтая дыра.
Фонарю приснились ливни -
Вот теперь он и не спит,
Все скрипит: пора, пора...»

И еще… Просто что-то блоковское…

«Hеpовность вычуpная кpыш
Течет за гоpизонт.
Семнадцатый кваpтал. Паpиж.
Чуть вздpагивает зонт».

Митяевская «теория психоанализа» субъективна по своему воздействию. Поэтому, наверное, не французская тематика, а «Царица Непала» и «Царица Непала-2» способствовали нахлынувшим на меня тут же, в зале, воспоминаниям о поездках в Монголию и возвращениям из них через «Шереметьево» (до этого такие же ощущения вызвала "Письмо из Африки"), хотя и в европейских странах побывать довелось…

Конечно же, Олег Митяев затронул и краеведческую сторону гастрольного визита, упомянув о дорогах города своего выступления, по которым ему довелось проехать, и спел в честь местных «замороченных» жителей «периферии» «С добрым утром, любимая!» Отвечая на просьбу в записке, поздравил своей песней о дружбе с годовщиной общества «Динамо» (все же Митяев - в прошлом спортсмен-пловец).

И вот звучат коронные строчки:

«Изгиб гитаpы желтой ты обнимаешь нежно,
Стpуна осколком эха пpонзит тугую высь.
Качнется купол неба - большой и звездноснежный.
Как здоpово, что все мы здесь сегодня собpались!»

Никто не ожидал, но, оказывается, это был финал… «На бис» ответа, к большому сожалению, не получило… Понять можно – сказалась, видимо, усталость артистов: не только самого барда, который в прошлом году отметил 55-летие, но и его бессменных аккомпаниаторов – Леонида Марголина («первая гитара», рояль, в этот раз - без баяна) и Родиона Марченко («бас-гитара»). Ведь концерт длился около двух часов, было исполнено более двадцати песен… Но зато очень долго Олег Митяев всем без исключения желающим, выстроившимся в длинную очередь у сцены, раздавал автографы на самодельных денежных купюрах "митяевках". Для хороших воспоминаний об этой встрече с ним и на добрую память о Художнике бардовского искусства. Жаль, что все меньше и меньше сейчас подобного настоящего Искусства на сценах и экранах...

Апрель 2012 г.