Хлорпикрин

Андрей Сотник
                Хлорпикрин - трихлорнитрометан, CCI3NO2, бесцветная маслянистая жидкость с резким запахом. Обладает сильным слезоточивым действием. Применялся как отравляющее вещество  в I-ю мировую войну 1914—18. Употребляется для проверки противогазов и как учебное ОВ.

                Начальником химической службы на БПК «Адмирал Макаров» был старший лейтенант Виктор Чертов. Офицеры звали его Чёртов, а матросы, между собой, просто Чёртом. Это был эстет и флотский денди. Всегда безукоризненно выглаженный, начищенный и блестящий. Никто не слышал от него грубых слов, тем более мата. О чём говорить, он даже голоса никогда не повышал. Как-то, на неопытный лейтенантский взгляд, он совсем не вписывался в корабельную жизнь, казался чужеродным элементом и, вообще, каким-то пижоном. Успев за три недели службы отсидеть на гауптвахте, пропитавшись ароматом пушного сала и даже успев поучаствовать в стрельбах, я посматривал на рафинированного интеллигента с некоторым презрением. На флоте удивительно переплетается высокая культура отношений и в то же время приземленность, связанная с бытом и выполнением служебных обязанностей. Всё, что не соответствует устоявшимся нормам, вызывает по меньшей мере недоумение. Поэтому мы, лейтенанты, с пренебрежением относились к старшему лейтенанту Чёртову. Да и действительно, кто такой начдым? В службе три матроса, ничем особо не занимается и сам вышагивает, словно цапля. Мы были молоды и бесшабашны. Уже успели полной грудью вдохнуть морской воздух и примерялись к океану. Научились руководить швартовыми командами, и Сальный начинал становиться родным. Огромное солнце царило в полярном небе и не уходило ночевать, впереди была боевая служба - без нас СССР был бы беззащитен. А начхим? Ну ладно, интеллигенты на корабле тоже нужны, куда же без них…

                В начале сентября 1990 года мне предстояло первый раз заступить дублёром дежурного по кораблю. Такую честь оказал мне лично комбриг, капитан 1 ранга Доброскоченко, заявив, что, раз Сотник уже отсидел, то он самый умный из всей этой лейтенантской своры, которую навязали на его голову идиоты из штаба эскадры. Не буду скрывать, мне это льстило. Каково же было моё разочарование, когда узнал, что дублёром мне предстоит быть у старшего лейтенанта Чёртова. «Иваныч, сходи к старпому, может, удастся поменять», - просил я командира боевой части старшего лейтенанта Валеру Донченко. Тот, хитро улыбаясь, сказал, что мне несказанно повезло и что получу урок на всю жизнь. Унылый и разочарованный, я впервые надел на рукав кителя повязку «рцы» и пошёл на вертолётку участвовать в разводе нового суточного наряда.

                Неожиданности начались практически сразу. После появления на разводе заступающего дежурного строй застыл. Никогда на корабле мне ещё не доводилось слышать такой  тишины. А потом выдох, в котором было бессилие и, одновременно, ожесточение. Становилось интересно. Вечер прошёл обычно. Витя очень культурно и методично, не повышая голоса и исключительно на «Вы», «выносил мозг» дежурно-вахтенной службе и я начал понимать, что вежливость, помноженная на педантичность, может просто убивать. Это было хорошим уроком. Такому не учили в училище, да и в Академии никаких подобных курсов прослушать не удалось. Это была школа Чертова. Впоследствии у  меня здорово получалось, жена говорит, что не разучился до сих пор. Но тогда, это было впервые……А потом….было утро.

                В пять часов пятьдесят минут дежурный по кораблю появился в рубке и сказал, что пора идти контролировать подъём экипажа, до которого осталось десять минут. На кораблях проекта 1134А кубрики личного состава, за исключением кормовых, расположены ниже верхней палубы с входом в виде люка с трапом вниз.  Подойдя к первому кубрику со стороны бака, Витя достал из кармана пипетку и несколько раз капнул вниз.
     - Пойдём, а то с ног собьют.
Примерно так и получилось, по всем тамбурам и коридорам корабля неслось цунами. Матросы неслись на причал, сокрушая всё на своём пути.
     - Господам мичманам то же покапаем, а то уж больно они ленивые стали. И снова рука в карман…..

                Когда строили экипаж на физзарядку, не поверил своим глазам. За всё время службы даже не предполагал, что на «Макарове» служит так много народа. Ни один большой сбор не мог собрать такое количество «военморов», как это сделал интеллигентный старший лейтенант вооружённый пипеткой.

                - Что это было? - только и смог спросить я.
                - Ерунда. Хлорпикрин.