***

Андрей Зимин Аз
Вот как всё-таки интересно просыпается природа. Это интересно и понятно всем вменяемым людям. Весны боятся и не любят только психически больные люди… Сегодня, накануне Пасхи, зашевелился, затрещал и начал тихо двигаться как то враз, без подготовки, лёд на Туре…

   У реки как будто праздник. Тепло, солнце такое невообразимо тёплое, ласковое, от проплывающих льдин и чистой воды отражается тысячью порциями тепла и ласки. Конечно, среди многих людей, у воды больше всего- детей. Для них это ещё всё внове и радость невообразимая. Ледоход-детоход…

    Вот кромкой льда неторопливо бредут две большие бродячие собаки, а за ними- щенок. Как и зачем они перебрались на лёд через проток чистой воды, отделяющей лёд от берега? Щенок зимний и не видел такого ещё никогда. Он радостно трусит за изредка оглядывающейся мамашей, лакает воду, подходит к краю и бьёт по воде лапой. Иногда вдруг поднимается на задние лапы и шлёпает передними по тонкому льду. Фонтан брызг! Высунутый язык и несколько оборотов радости вокруг себя . Один раз остановился и подпрыгнул всеми четырьмя лапами! Ну, прямо мальчишка! От такого циркового номера на берегу радостный визг детей и улыбки взрослых…

    Скажите мне, дорогие орнитологи, где вчера были чайки? Где прятались всю ночь стаи этих перелётных? Откуда сегодня, стоило появиться сначала нескольким блюдцам чистой воды, а потом и протоке вдоль берега, закружились и закричали, нагоняя сразу и воспоминания, и грусть, и радость…

   Сороки, вороны, и те бродят по двигающемуся льду и заглядывают в воду. Любуются, что ли?

   Вдруг  молча откалывается льдина размером с пару громадных плит, сначала наползает на берег, как бульдозер, как плуг выворачивая с полтонны земли, а потом  тихо отчаливает вниз по протоке…. Унося следы людей и собак, унося чью-то лыжню вниз… В Иртыш, в Обь, в океан… Постой-ка… Да ведь это же моя лыжня! Я же сам здесь и спускался с берега две недели назад!!! Даже радостно от того, что она поплыла сама по себе куда то в бескрайние просторы, будто это частичка меня вливается в этот поток.

   Много лет назад, молодой ещё, я жил в маленькой хантыйской деревушке. Ходил на рыбалку, охотился, учил язык, потому что почти никто не умел говорить на русском. И вот как то вечером я, ворвавшись в избушку стал рассказывать хозяевам, как отелилась важенка-олениха. Как она вылизывала телёнка, как он пытался встать на ноги и падал, как она испугано косилась на меня и пыталась спрятать за своим телом беззащитного ребёнка. Вокруг меня собрались все четыре поколения, я волновался и размахивал руками в свете костра-чувала. Никто не смеялся, все внимательно слушали, и только когда я закончил, люди, не раз уже видавшие всё это тоже начали обсуждать, гомонить… Таких заинтересованных глаз я не видел и после за всю жизнь, наверное. Потому что пробуждение природы всегда интересно. Пусть и в тысячный раз.

   Ах, да… В углу тогда стоял рабочий телевизор. Только я не видел никогда, чтобы он работал…


Тюмень.                13.04.12.