Далеко не Райские птички

Серафим Григорьев
Ко дню рождения Вождя мирового пролетариата (В.И. ЛЕНИНА – УЛЬЯНОВА) Александр Гордон выставил (все на продажу) антисоветский фильм Романа Балаяна «РАЙСКИЕ ПТИЦЫ».
     Божественной красоты эти птицы в основном встречаются только на Новой Гвинее и на мелких прилегающих островах. В отличие от райских птиц, герои фильма ведут далеко не райский образ жизни!.. Они прелюбодействуют и предают другу друга. Главный герой, писатель, соблазняется на обученную летать мэтром диссидентской литературы (актер Олег Янковский),  девушку – последнюю и безумную любовь Учителя!..
     Но во всем виноват КГБ!.. Ну, подумаешь, лучший друг главного героя подделывает удостоверение сотрудника Комитета Госбезопасности!.. Уголовка чистая!.. И сейчас это преступление!..
     Им надо лететь непременно в Париж!.. Это судорожная идея – фикс мне,  советскому моряку загранплавания, совершенно непонятна. Да и сейчас миллионы граждан России, посмотрев на заморские прелести, со спокойной душой возвращаются в родные пенаты. «На чужбине и хлеб горек»!..
     Более того, Александр Гордон, сказав «Прощай немытая Россия» и поживши в США, гражданин этой заокеанской сверхдержавы, все же возвращается! В «страну рабов, страну господ» и «мундиров голубых»!.. Но привык к лицемерию – «people схавает»!.. Это же и о нем фильм!.. Поэтому великий и непобедимый Александр был весьма растерян – совесть заела?!..
    Помню, сбежал за кордон курсант Мурманского высшего мореходного училища. Под вербовку не подошел, работал в Канаде землекопом. Начал писать нечто абличающее (по Достоевскому) и порочащее Советский Союз. Не угодил заказчику. Нашли парня повесившимся в гальюне!.. А сколько таких изменников Родины бродило вокруг наших кораблей?!.. И мне довелось увидеть методы и приемы их работы. Соблазняли райской жизнью в капиталистических странах.
     - Бери судовую кассу! – советовали мне, я был третьим штурманом. – Карту навигационную прихвати, Баренцева моря, с грифом «секретно»!..
     И запируешь на морском просторе!.. Доллары, ДЕВОЧКИ и непыльная высокооплачиваемая  романтическая служба, связанная с «работой» по советским  морякам.
     Меня это не прельщало, и я пошел за романтикой во ВГИК (сейчас имени С.А. Герасимова). Почувствовал ли я хотя бы однажды работу КГБ?!.. Нисколько и ни разу!.. О чем сейчас даже жалею!.. Почему?!..
     Однажды подходит ко мне мой сокурсник Иван Печенкин и говорит:
     - Старичок, хочешь послушать Жанну Бичевскую?!.. На КВАРТИРЕ?! – у меня даже дух захватило. – Заодно прочитаешь свою новеллу  «Наркомовские Архипа Васильева».
     Я насторожился!.. Мастер сценарной группы, знаменитый Василий Соловьев (умер 1 марта 2012 года) недавно раскритиковал мою первую новеллу за скрытую …антисоветчину!.. Надо же, опытный педагог и профессор разглядел в невинном рассказе о нашей провинциальной жизни признаки творчества начинающего диссидента!..
    И вдруг этот Ваня Печенкин предлагает прочитать мне раскритикованную мою новеллу на какой-то московской КВАРТИРЕ?!.. И кому?!.. Мне?!.. Штурману дальнего плавания?!..
     Я уже понимал, куда я попал. ВГИК славился не только своим легендарным прошлым и киношедеврами советского и коммунистического толка. Институт кишел скрытыми и ЯВНЫМИ вольнодумцами!.. Молодые умы были неравнодушны к образцам ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО кино. Студенты зачитывались самиздатовской литературой, делая это по ночам и отвернувшись к стенке.
     Ваня отслужил срочную и купил меня именно Жанной Бичевской. На КВАРТИРЕ были подозрительные типы, пившие вскладчину портвейн. Главный из них – прекрасный поэт Николай Глазков. И новеллу я прочитал. Какие-то песенки пела какая-то девушка с гитарой. Но это была не ЖАНА БИЧЕВСКАЯ!.. Ах, Иван!.. Все пять лет он кошмарил меня Жанной Бичевской и ходил за мной по коридорам института, чтобы я еще что-нибудь прочитал на «семинаре». 
     - И это написал СОВЕТСКИЙ студент?! – однажды воскликнул, заикаясь,  доцент со смешной фамилией. Фронтовика возмутил мой сценарий «МОИ ДЕВУШКИ В ПАРИЖЕ», о нравах и обычаях малоярославецкого Зверохозяйства, где я работал до поступления во ВГИК. В названии дед усмотрел намек на измену. Студент – перебежчик зреет!..
     Не могу ничего сказать о романе «СТАНЦИЯ КНОЛЬ»,  потому что ни одного предложения в фильме из этого мифического романа не цитируется!.. И не упоминается ни одного героя, ни темы, ни одной сюжетной линии!.. Чтобы хотя бы что-то понять!.. Мы должны поверить авторам фильма, что писатель гениален, как Михаил Булгаков или Булат Окуджава. Да это и не важно!..
     На третьем курсе сценарного факультета ВГИК студенты пишут так называемую «ЭКРАНИЗАЦИЮ». У меня хватило ума взяться за экранизацию романа Анатолия Рыбакова «ТЯЖЕЛЫЙ ПЕСОК». И неважно где, когда, главное КТО?!..
     Евреи!.. Главные герои!.. ЕВРЕИ!.. Откуда мне было знать, что кремлевская политика была явно антиизраильской?!.. А Юрий Андропов, Председатель КГБ, будущее НАШЕ ВСЕ, готовит создание «Антисионистского Комитета Советской Общественности»?!.. Мастер Василий Соловьев, автор сценария фильма «ВОЙНА И МИР»,  знал более моего и чувствовал всеми фибрами души трагические последствия моей экранизации романа не только для меня. Но и для себя!..
     - Запрещаю! – сначала тихо сказал он.
     После четвертого курса я остался без стипендии, что было болезненно для моей семьи!.. Ах, так!.. И я пишу сценарий художественного фильма «БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ». Краткое содержание: 1980 год. В бывшем Храме (Малоярославец и Медынь) находится кинотеатр и пивной бар. Туалет на улице. Пьяные мужики после пива справляют малую нужду на стены бывшей Церкви Казанской Божьей Матери. Рядом памятник ЛЕНИНУ. Герой тратит семейное наследство, при жизни матери – колдуньи, на постройку с золотым унитазом, туалета (по Ленину). Чтобы наша пьянь, ХОТЯ БЫ,  имела НУЖНИК!.. Этим словом в то время киношники называли откровенную халтуру на заданную тему: Революция, Великая Отечественная война, Производственный фильм.
     Как мой великий мастер проглотил этот сценарий?!.. Теперь одному Богу известно. Соловьев умер!..
     Но дипломный мой сценарий «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ТРЕТЬЕГО ШТУРМАНА» становится для меня роковым.
     - И это СОВЕТСКИЕ  моряки?! – восклицала дружно вся кафедра кинодраматургии.
     «Знали бы вы истину о советских моряках»?! – горько усмехался я.
     Меня спас от позорной справки об окончании легендарного ВГИКа, без вручения диплома, кинодраматург ЕВГЕНИЙ ГРИГОРЬЕВ. Он встал на защиту моего диплома всей свой могучей грудью.
     Автор незабвенных киношедевров «Три дня Виктора Чернышева» и «РОМАНСА О ВЛЮБЛЕННЫХ» нажил себе могущественных врагов. Самый молодой и любимый студентами института руководитель сценарной мастерской стал изгоем. Его выпускник наша гордость - архимандрит Тихон (Шевкунов). А я усугубил свою дальнейшую судьбу!..
     Мне уже давно не верилось в кинематографическую удачу. Поэтому я решил возвращаться на любимый флот. Уже договорился в родном управлении «Севрыбхолодфлот» об открытии мне ПЕРВОЙ ВИЗЫ, позволяющей ходить на судах загранплавания. И каково же было мое изумление, когда Евгений Александрович говорит мне: - Тебя ждут в ГОСКИНО СССР!..
     Удивление мое длилось недолго. Когда выяснилось, что Малоярославец – это не Московская область, мечтам моим было сбыться не суждено. ПРОПИСКА!.. Отсутствие МОСКОВСКОЙ прописки. Будь она проклята!..
     Моя провинциальная жена, когда я робко начал разговор о прописке и способе её обретения (фиктивный брак), промолвила:
     - И это Ваш ДОСТОЕВСКИЙ?!.. ТАРКОВСКИЙ?!..  И ШУКШИН?!..
     А Иван Печенкин, законченный троечник и графоман, единственный, распределяется на ЦТ!.. Этот гондон, как он выражался, сначала получил московскую прописку. И только после этого Ваня поступил во ВГИК. Настучал обо мне, что я ходил по квартирам, НА СЕМИНАРЫ!.. Но чекисты ни разу меня не зацепили!..
     Таким образом, я оказался в родном колхозе на должности секретаря парткома!.. И в конце-концов, оказался на краю пропасти. БЕЗРАБОТНЫМ (при КПСС)!.. И совсем плохо, гадко и унизительно, временно, но  – исполняющим обязанности директора кинотеатра, в бывшей церкви, о котором я писал в сценарии «Без царя в голове».
     Но и там я нажил смертельных врагов, после показа кинофильма «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ». А 19 августа 1991 года меня увезли на скорой помощи. При смерти!.. Прошло 15 лет, и мне поведали, какая спецслужба по мне сработала!.. Я чудом выжил, хотя врачи мне в глаза говорили: - Звони в свой райком партии!.. Нет у нас ни бензина, ни лекарств!.. Мы телевизор смотрим!..
     СССР погиб!.. Слава КПСС!..
     И только с отменой этой несчастной прописки я смог устроиться на работу в МОСКВЕ. Двадцать лет я езжу с командировками от «ЦТРС Минобороны России» по всем округам и флотам России. Ветеран боевых действий!.. Никогда не думал по жизни, что запасная воинская специальность станет основной. СЛУЖУ РОССИИ!..
ПРИМ. Об этом фильм «Райские птицы»: в СССР можно было всё, но только С ПРОПИСКОЙ!..
(а её, судя во всему, и не было у главных героев фильма)!..
 Сейчас проявляется обратная сторона прописки – вседозволенность и превращение Москвы в ВАВИЛОН!.. Закат и конец которого, как известно, печален: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ УФАРСИН.
ПОЖЕЛАНИЕ АВТОРАМ. Следует выявлять СУЩЕСТВЕННОЕ;
- для данного фильма: ПРОЩАЙ ВСЁ, КРОМЕ ИЗМЕНЫ!..
Это был бы классный фильм, если бы ФИЛЬМ БЫЛ ОБ ЭТОМ!..
ПРИМ 2. В кинофильме полно упрощений (герой просто напивается в стельку, после гибели героини) и несуразиц (герой не забывает взять в Париж советский паспорт, но не берет РУКОПИСИ)!..
ПРИМ 3. Мне довелось учиться в одной группе с Еленой РАЙСКОЙ!..
ПРИМ 4. И все же, КГБ не был главным врагом творческих людей!..