Фрукт

Марина Чиянова
Сказать, что пьяница выглядел отвратительно, значило не сказать ничего.
Он был воплощением безвкусицы, аморальности, пошлости, шокирующей глупости и отчаянной, неисправимой недальновидности.
Он вообще не мог представить, чего от него ждут окружающие, даже теоретически. Каждый раз, общаясь с другими, он либо попадал впросак, либо рисовал у себя в голове замки. Они, в зависимости от обстоятельств, были то радушно-звонко-светлыми, то мрачными и до потери пульса тесными.
Сколько бы ни учился – всё не впрок.  Наверное, часто о нём так говаривали. Иногда тяжесть чужих отзывов он ощущал почти физически. Много, много было у бродяги примет, по которым он определял, кто о нём злословит или просто плохо думает, как долго и насколько интенсивно. Опыт – дело крепкое.
Как тут не запить?
Так знать бы ещё бездельнику, что такое ум.  В книгах пишут – вроде всё понятно, а по жизни глупец глупцом выходит.
Сидит ничтожество в Киевской Филармонии и пытается хоть что-то полезное извлечь из раздающихся вокруг звуков. Музыкального образования нет, сольфеджио не знает, в фамилиях композиторов-классиков путается, о  современном джазе вообще не имеет представления, всё парит людям мозги Гершвиным, Армстронгом и Фитцджеральд,  а туда же… Эстет пришибленный. Сидит и тащится, мерзость окаянная.
Выходит в антракте спиной к соседям по ряду, пережёвывая и прокручивая в голове задевший его образ. Через три секунды приходит в себя, многословно и сбивчиво извиняется. Во рту каша, как будто действительно лыка не вяжет. Ну дрянь, ввалился  в зал воспитанным людям настроение портить. Они же сюда собрались к вечному прикоснуться, о ценах на рынке в антракте перетереть, пару сочных  политических анекдотцев пересказать. Ходит здесь, смысл ищет, как будто не от людей произошёл, а от грибочков галлюциногенных.
                1
О, прикинь, Глашенька, сидит наша зверушка, в блокнотик что-то калякает. Через неделю поржём! Кто первый на комменты? Как, заметки закрыл? У, нелюдь, чтоб ему не разогнуться! Конечно, на даче оно не работает, откуда у юных маразматиков дачи? Налицо многовековая цепь деградации… Нет, солныффко, я не умничаю. Ты бы видела эти кеды, хотя зачем? Сейчас тебе ммску скину, жди… Хи-хи!! Обгрызенные, затёртые! Моветончик! Что это ещё за сектантские подвески на рюкзаке?! Нет, ну ты подумай, лаффка, он вообще, что ли, забыл, где живёт? Забыл, что мы все православные? Добрым нужно быть, понимающим, любезным!  Даже думать о нём не хочу – сглазит! Ладно, давай о хорошем. Как там твой? Повышение получил? Вы уже отметили? Ты ему стриптиз в белье “La Perla” устроила? На устрицы у него аллергия, помнишь, я тебе рассказывала? Смотри, чтобы не получилось, как у меня в своё время. Будь всегда в хорошем настроении. Ты же понимаешь, ты ему заботу, он тебе колечко. Вот  это главное – всё остальное образуется.
Девушка вышла покурить, и дальнейшая часть разговора освободила пространство вместе с ней. Нежно-розовые угги со стразами обладали важным свойством – не цокали. За это им можно было простить даже цвет. 
Ионические колонны, ионические колонны, они успокаивают душу. В них сила. Спасите наше поколение, ионические колонны, и коринфским привет от всего сердца. Пусть и дальше цветут.
                2
- С точки зрения когнитивной лингвистики, Фёдор Ильич, обязательства – это главное. Это гигантский концепт! О чём пишет Джейн Остин? Об обязательствах! Что красной нитью проходит через произведения Шарлотты Бронте? Чувство долга! Толкиен вообще возвёл этот мотив в абсолют! И вот сейчас, уже значительно ближе к сегодняшнему дню, об этом же удивительно легко и ярко пишет Иэн Бэнкс в своей «Улице отчаяния». Более того, довелось недавно переслушать свои раритетные виниловые пластинки -ах, какой там звук, какие нюансы!- так вот, Джон Леннон, Фаросский маяк рок-музыки,  автор, который словно из кувшина с живой водой проливает на нас тончайшие смыслы, мастерски обыграл эту глыбу, это монументальное, громоздкое понятие, о мощь которого нетрудно сломать зубы  даже сильнейшим аналитикам… У меня уже дыхание сбивается! Разве это можно передать словами? Всё гениальное – просто!
Imagine all the people…
Разве нет поэзии в том, чтобы исполнять свой долг? Есть. Просто мы, филологи, осознаём, насколько растяжимы понятия «долг» и «поэзия», к тому же, у нас есть сотни способов это доказать. Простите, я этим монологом, должно быть, выбиваю Вас из колеи…
- Всё в порядке, юноша. Вы полны сил, наслаждайтесь этим! Помню, я за месяц до защиты кандидатской носился с такими же горящими глазами… Взгляните на меня. Что вы видите? Если сейчас Вы не произнесёте слово «морщины», Вы мне не друг. Отбросьте условности. Можете быть уверены, я горжусь каждой морщинкой на своём лице. Дело не в том, что случилось с Дорианом Греем – это скорее он случился с литературным миром и вошёл в плеяду лучших образов даже не века, а, на мой взгляд, тысячелетия. Метросексуалов на планете всегда хватало, явление это не новое, просто в 1990-е и приблизительно до середины 2000-х было очень модно педалировать тему секса. Совали его, извините за каламбур, куда ни попадя, в том числе и в социологические термины. Даже ленились создать русскоязычный эквивалент.  Потом началось вполне предсказуемое глобальное и безудержное раскаяние. Я смотрю на буклеты, флаера, бигборды, вылавливаю  в текстах слоганы, и что я вижу? Я сейчас перечислю без статистических закидонов первые  слова, которые пришли мне на ум. Гармония, баланс, свобода, истина, мудрость, здоровье, душа, поиск, женственность, успех, благополучие, игра, сценарий, установка, вера, справедливость, мечта, понимание, замысел, вдохновение, красота, молитва, спокойствие, пища, знак, пространство, ресурсы, воплощение,  помощь, исцеление, развитие, эволюция, самореализация, творчество, коллектив, полярность, подобие, натуральный, осмысленный.   Тенденция ясна: народные массы мудреют, всё в мире устаканивается. Я встречал вечно молодых людей без совести. Их на социальной арене немного, но расставлены они мастерски. Так и хочется иногда собрать их всех вместе, как кегли, и сбить одним ударом, чтобы не маячили перед носом эти зазнайки. С эстетической точки зрения они, безусловно, хороши, но и у них есть слабости. Компромата боятся. Продумывают каждое слово, каждый жест, репетируют перед зеркалом содержание грядущей важной беседы, только бы обойтись без морщин и пятен. Только бы всё гладко прошло… Только бы они были нежными – вздохи обожания в зрительном зале. Потом валятся эти персонажи с головной болью. Живут долго, богато и мерзко при этом. Слишком подтянутые. Не на мой характер этот сценарий, я давно понял, что не из того теста сделан. Не хватает вдохновения лицемерить круглосуточно, не выдерживаю роли, в общем. У меня просто своё понимание долгожительства и, как видите, кроме морщин, ни на что не жалуюсь. Ясность мышления, активная жизненная позиция, чувство юмора и правильная ориентация. Советы вовремя распались, не то загнулся бы раньше срока от латентного оккультизма. Теперь, благо, всё можно, вот каждый по мере сил подтверждает это своими интересами и предпочтениями, коммуникативным стилем, если угодно. Вы спросите, почему я продолжаю заниматься научной работой в 63 года? Да, я вижу пятерых своих потенциальных  преемников,  могу себе представить, что отказываюсь от места завкафедрой и направляюсь в кругосветку. Тем не менее, можете сообщить в кулуарах – да что там! – на диктофон можете записать, что Лопанин ещё не увидел будущего завкафедрой в оптимальной форме. Я недожал, человек не дошлифован. Я наставляю наших сотрудников, иногда прошу их сбавить обороты в сторонней  профессиональной деятельности или хотя бы не зацикливаться на своей материальной обеспеченности. Конечно, наука и бизнес – одного поля ягоды, логика и творческие способности нужны в обеих этих сферах, я ратую за профессиональный и личностный рост наших учёных, но здесь любой перекос губителен. Думаете, я не читаю в соцсетях отзывы о нашем ВУЗе? Читаю. Молодёжь острее всего реагирует на фальшь. Вот преподавателей зарубежной литературы я убедил носить на работу только самые простые вещи, иначе они будут просто неконгруэнтны на лекциях. Какой Тристан, какая Изольда, какое волшебство и вечная любовь, если студентки в уме складывают ориентировочную стоимость ювелирных изделий на лекторах? Наших бюджетниц можно понять, они весь пубертат потратили на курсы и олимпиады, рисовали себе сладкое переводческое будущее с “Frey Wille”. Заметьте, не “Svarovski”, которых выбрали бы многие экономистки, международницы и адвокаты нашего города. Это разные миры, разные идеи, разные легенды. Да за этим скрываются целые пласты архетипов бессознательного! А эти фильмы, в которых молодых специалистов с первой попытки принимают на работу? Непозволительная идиллия!  На кого мы оставляем наших детей? Да они, становясь гуманитариями, открывают в себе такую бездыханную лёгкость, которую уже ничем не заглушить! Кроме стремления к комфорту. Так вот, пусть убедятся, что некомфортно работать со словами. Мучительно это и страшно. Они будут одинаково терзаться, продавая свои навыки и оказывая людям услуги по доброте душевной. Перфекционистов мы из них делаем.  Репетиторство требует терпения и изобретательности, удел писателя – ввязываться в неприятности, чтобы затем стать естественным, реклама – это удар хлыста, нельзя уходить в неё с головой – оглохнуть можно. Редакторы желчны, а журналисты – неприкаянные наглецы. До кафедры добираются единицы, а что она делает с людьми, какие парадоксы рождает в сознании научного сотрудника, нет нужды объяснять.
Нет у меня админресурса, чтобы донкихотствовать, скажете вы? Я на собрании деканата поднимал этот вопрос. У меня данных социологических и психологических исследований накопилось около ста страниц, плюс, что особенно впечатлило большинство, мнения студентов. Три соцсети, пять популярнейших форумов проанализировал. Первая реакция какой была, как вы думаете? Собирались отчислить четверть списка. Они наших горе-правдолюбов по никам вычислили. Я так и заявил, что с такой страстью к деньгам, машинам и драгоценностям моим коллегам нужно было всем с ранней юности перекочевать на север России, к нефти поближе. Три часа галдели, уж насколько я стремился всё сделать конструктивно, как мне противостояли, ни в сказке сказать, ни пером описать. Я им и о правах человека, и о профессиональной этике, и о вреде золота для здоровья (пришлось несколько случаев индивидуальной непереносимости подать как устойчивую тенденцию). Ни в какую. А я себе пообещал – либо всё будет по-моему, либо уволюсь и полгода буду вспоминать их во всех доступных мне СМИ. В этом городе передо мной закроются все двери, так не беда – в Перу махну. Мне после нашей ярмарки тщеславия туземцы покажутся верхом благоразумия. Они если и поднимают гвалт, то в честь богов и природы.
Знаете, какой аргумент сработал? Я просто достал из чемодана шкатулочку, а в ней серьги из ольхи с малахитовыми вставками. Разные формы и орнаменты, а камень один. На учёных он хорошо влияет.  Каждой сотруднице вручил по паре, сказал, что малахит – камень женского очарования, но за него, в отличие от бриллиантов, не убивают.  Мужчинам – мундштуки и трубки с латинскими изречениями. Каждому его любимое подарил. Так повелось, что все богатыри от лингвистики у нас курят, переубеждать поздно и бессмысленно, так пусть хотя бы символика будет академическая. 
Один ассистент при виде этой сцены поправил очки и заметил:
- Фёдор Ильич, кажется, я уловил месседж. Вы переместили акцент с нравственного аспекта полемики на эстетический, при этом индивидуализировав материальный компонент деловой транзакции и изящно снизив градус неадеквата.
- Именно. Как же в бравой аджново-манипурной акции без анахатной модальности? – многозначительно внёс я свою лепту в эту, теперь уже добродушную, интермедию. Обстановка разрядилась.
Декан тоже засияла и благодушно, солнечно подхватила, адресуя реплику секретарю:
- Запишите в протокол: «Господин Лопанин навсегда останется нашим товарищем. Его неумышленная уравниловка с каждым годом работы на факультете приобретает всё более европеизированный оттенок. Стажировки за рубежом явно идут ему на пользу. Его инициатива принята и будет учитываться на уровне всего факультета. С глубоким уважением к принципу астейи, Миролюбова С. Л.». Где я шучу, думаю, всем понятно. А теперь прошу угоститься. Оливки греческие, вареники украинские, и только виски на нашем славном факультете шотландский. Предлагаю перейти к процедуре формулирования новогодних желаний.
Коллектив окончательно перешёл из состояния замешательства в игривое настроение. Казалось, руки были готовы взмыть в воздух с воображаемыми бокалами. Пир материализовался, а итогом заседания стал вышедший через неделю модернизированный свод правил этикета для всего профессорско-преподавательского состава. Вот, Данечка, а ты со своими грантами, диссертациями и волейбольными турнирами столько всего пропустил!
- История поучительная, Ваша роль в ней более чем внушительна. Почему же мне никто о ней не сообщил? Уже начался новый семестр!
- Всё гениальное просто. Во-первых, у нас теперь приказом декана запрещены все обсуждения на кафедре, кроме дискуссий о научных, философских и художественных течениях. Никакого бизнеса, политики и телешоу, если только в процессе рассмотрения этих вопросов не всплывает от пяти идиом на иностранных языках или от трех афоризмов  на родном. О косметике позволено говорить только с многочисленными культурологическими и медицинскими аллюзиями, всё-таки красота – наш лейтмотив. Во-вторых, мы ценим наше молодое поколение, вы своим запалом очень нас выручаете, но потрудитесь образумиться. Не будьте такими самонадеянными, мы вот героически боремся с привычкой рассеивать вербальную энергию почём зря, мы уже потом поняли, ради чего додумались  ввести это положение. Не ради  абстрактных идеалов, а ради вашего комфорта. Вы же люди будущего, на вас вся надежда. Цените это. Развивайте свою наблюдательность не только в работе, но и в других сферах жизни.
- О дивный новый мир!
- Всё новое – это хорошо забытое несделанное, а всё старое – это то, что слишком актуально. Мы должны быть камертоном стиля в классическом университете. Наш девиз – «Каллиграфия духа». Объявили среди студентов и абитуриентов конкурс на герб и гимн. Давно пора сплотиться, хорошо, что всё так складывается. Обо мне говорят, что я даже в самые смутные времена опасался критиковать политические и экономические условия нашей славной Родины. Так и есть. Я просто не вижу смысла это делать. Здесь я знаю только два пути – либо смириться, либо активно менять ситуацию. К чему сотрясать воздух?  Для второго пути я недостаточно харизматичен и отлично отдаю себе в этом отчёт. У меня в столе есть заметки, содержащие скрупулёзнейший анализ  работы каждого министра образования. С бытности моей в восьмом классе по сей день. Это уйма макулатуры. Знакомые предлагали мне опубликовать эти опусы, хотя они их в глаза не видели. Я им просто идею обозначил. Иногда и у самого рука чесалась разместить где-то эти буковки, но я всё время себя останавливал. Не мне судить о чужих управленческих ошибках, не мне восхвалять чужие административные успехи. Функционер – это не ругательство, но и не аристократический титул. Это название ремесла. Я верю в то, что каждый человек, открывшись Богу и миру, способен выполнять множество функций, и только почивать на лаврах небезопасно. Могут возникнуть пролежни рассудка в дополнение к уже существующим провалам в памяти.
Последние четыре фразы, ради которых, возможно, монолог и затевался, повисли в тишине. Первым делом Лопанин вспомнил, что тема жизненного опыта была недостаточно разработана,  и коммуникативная ситуация частично завяла. Затем он открыл рот, и лишь долей секунды позже осознал, что собеседник куда-то делся. Затем, как китайский гонг в солнечный день, его ослепили часы. В сложившейся безвыходной ситуации рот пришлось закрыть. Прошло десять минут второго акта концерта. Вестибюль был пуст. Звонить Даниилу Обсту или писать ему сообщение было бессмысленно. Как меломан высшей лиги, он выключал телефон полностью, чтобы даже вибрация, даже легкое мерцание не могли отвлечь его от величайшего. От джаза.
- Ну ты и фрукт, Обст! – констатировал учёный.
- Глубокомысленная реплика! – раздалось из глубины вестибюля. Лопанин вздрогнул. От стены отделилась долговязая бежевая фигура и стала приближаться с какой-то необъяснимо приветливой, несоответствующей моменту, возможно, несколько фамильярной улыбкой. Завкафедрой лексикологии и стилистики английского языка КНЛУ не мог отогнать от себя смутное беспокойство.
Снова парень, снова в очках, но с ужасно неаккуратными дредами, рядом серёжек в одном ухе, рукопожатие, на которое нехотя пришлось ответить.  Неформал не торопился сообщить своё имя.  Глаза его были пугающе добродушны. Представьте себе Диогена в момент, когда он со стотысячной попытки, обойдя много дорог, нашёл-таки человека. Именно такую смешанную с усталостью вселенскую радость излучали глаза странного тихони.
Стандартную формулу «Рад знакомству» никто из них не озвучил.
Первым паузу нарушил профессор.
- На Вас пальцем показывают, над Вами смеются. Я сам сегодня мимоходом это заметил. Вы пытались что-то с этим сделать?
- Я устал копаться в этой свалке непереработанных эмоций – своих и чужих. Жить мне от этого легче не становится. У меня есть версия, что люди не принимают меня в целом, как факт, как элемент реальности. Почему? Кто знает… Важно, для чего так сложились обстоятельства. На этот вопрос  я нахожу множество ответов каждый день.
- Тоже верно. Вы довольно гармоничны. Впрочем, наверное, буду точнее, если скажу, что на данный момент я вижу Вас таким. Почему Вы не дослушаете концерт? Обещали сказочную импровизацию от швейцарцев.
- Он везде. Импровизация в вестибюле не хуже импровизации на сцене. Пожалуй, я пойду домой. Благополучия Вам.
Молодой человек захватил рюкзак и  удалился.
Отсыревший ноябрь рисковал треснуть. Вокруг было оглушительно шумно. Везде, а в тишине – особенно. В ней людей оглушали мысли, но не каждый, далеко не каждый отдавал себе в этом отчёт.
Через пару часов Филармонию закрыли. Перед  уходом гардеробщица заметила забытый странным персонажем маленький блокнот с футуристическим пейзажем на обложке. Полистала в поисках личных данных, не нашла их. Весь блокнот был исписан следующими фразами:
«Я действительно интересуюсь другими людьми. У них всегда есть чему поучиться. Они умны и талантливы. Они умеют жить. Они во всём разбираются лучше меня. Я желаю им счастья. Всем».
Всем были бы хороши эти строки, если бы не возрастающий нажим и количество повторений. Двадцать раз.
«Вот нечисть. Наркоман, больной на всю голову. Прости, Господи, его душу. Сейчас ведь пойдёт и наклюкается с горя, тварь эдакая, хлыщ вечно непонятый» - пробормотала пожилая женщина, бросая блокнот в мусорное ведро.

                3
 
Газета «Gloria mundi”, 27 ноября 2018 г.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШОК

Аспирант вышел из тени

Когда куранты бьют 12, но не часов, а лет, происходят настоящие чудеса в научном мире. «Сверхзвуковой мыслитель» - так называют самого молодого в мире аспиранта, уроженца  Белой Церкви Савелия Мироновича Темных. Свет его разума проявился с первых дней жизни. Скорость и качество обработки информации этим юным волшебником не знают границ. Разрыв между его отметками по различным предметам просто отсутствует, потому что ему нет равных в умении расставлять приоритеты. Как и многие современные подростки, мальчик в четыре года поступил в школу, причём сразу в шестой класс. После тестирования, на котором он превзошёл всю свою планируемую параллель, он попросил ошеломлённых учителей об одолжении – позволить ему изучать только семь предметов на выбор и окончить школу экстерном, к восьми. Три месяца Министерство Образования Украины рассматривало это беспрецедентное ходатайство. Власти удовлетворили просьбу семьи Темных после того, как Савелий прошёл всестороннее тестирование здоровья и интеллекта. Затем он переехал с родителями в Киев, где его способности оценил доктор филологических наук Фёдор Ильич Лопанин. Показатели  IQ  Савелия не публикуются в прессе из этических соображений, но можете не сомневаться, что маленький гений опередил актрису Шерон Стоун и подавляющее большинство президентов США. Обладая развитой способностью к эмпатии и феноменальной координацией движений, аспирант кафедры лексикологии английского языка  КНЛУ ведёт гармоничный образ жизни, занимается спортивными бальными танцами и игрой на перкуссионных инструментах и начал работу над диссертацией «Сила мысли: скрытые послания для желающих обрабатывать больше информации в единицу времени. Библия, Бхагавад-Гита, «Божественная комедия» и Фестский диск – детали образа человека информационной эпохи».
Мы не только  желаем  филологу-вундеркинду  успехов, но и поздравляем его наставника, Фёдора Ильича Лопанина , с безоговорочной победой над временем и пространством открытий.
P.S. Вы всё ещё скачиваете рефераты из сети? Это уже даже не смешно!»

«Пьяница» закрыл газету и довольно улыбнулся. Обеденный перерыв заканчивался, и ему нужно было возвращаться на своё рабочее место – в магазин экзотических сувениров «Подарок недаром».

«Странно, что-то не злю я сейчас никого своим присутствием. Или мне кажется?» - подумал он и улыбнулся при мысли об очередной грядущей джазовой фиесте, коих за последние семь лет стало в три раза больше. Просто карта удачно легла.