Вдохновение

Марина Чиянова
Эта капризная и беспощадная субстанция захватывает всю сущность творца. Неизвестно, по каким принципам вдохновение выбирает себе жертв, но если оно появилось – оно никогда тебя не оставит. Все попытки объяснить его природу заканчивались провалом. Пролетающие на скорости света электрические импульсы, потеря равновесия и размытая картина мира становятся нормой жизни. Желание творить играет твоими чувствами, заставляет пойти на сделку с совестью, порой просто выбрасывает из сансары. Перефразирую Маяковского : «Кто там думает левым полушарием? Правым! Правым!»
Чистое вдохновение похоже на абсент – зеленый цвет, по идее, должен успокаивать, но содержание… Да, мы не Ван Гоги, не будем себя кромсать, но части души брошены, как мясо, на съедение публике, напоминающей стаю стервятников в ожидании добычи. Непредсказуемая реакция на творчество, риск быть непонятым и отверженным – все уходит на второй план. На первом же – доминанта адреналина и вера в свою уникальность. Не оценили сейчас – оценят лет через сто, через двести…
Откуда оно появляется и почему так эфемерно? Почему одних настигает во сне, а других в дороге? Как дождаться его, не поддаваясь отчаянию, когда оно нужно и как уступить ему, когда оно стучится в окна, двери, отвлекает от жизни, наконец?
Вдохновение – пограничное состояние, царство иллюзий, но его сумрачная красота затмевает реальность. Силы природы и духи предков, голос рассудка и зов сердца, высокие идеалы и низменные инстинкты сливаются в непередаваемую музыку, которая находится вне диапазона восприятия простых смертных. Тонны бумаги, исписанной литературной критикой, гомеровский и шекспировский вопросы, конфликт Моцарта и Сальери – все бессмысленно. Чтобы узнать, где кончаются человеческие возможности и где вступают в силу небесные законы, нужно … бросить все попытки искать рациональное в иррациональном. Как белые и черные нити судьбы, переплелись в нас небесное и земное, а вдохновение – тот самый мост, идя по которому, чувствуешь себя в лучшем случае камнем этого самого моста, а чаще всего – песчинкой.
Вдохновение – вечный диалог с высшими силами, и нужно всего-навсего заглушить в себе обывателя, чтобы услышать в себе ритм рождения новых вселенных. Красота для избранных, тонкие эмоции и вечная внутренняя борьба призывают пройти до конца все испытания и прийти к своему истинному образу. Любая случайно брошенная фраза, любое стечение обстоятельств приобретают мистический смысл и становятся тем самым «сором, из которого растут стихи, не ведая стыда». Как лодка, несется мятежная душа по волнам, но рано или поздно приплывает к острову, где собраны все её грезы. Казалось бы, пора ставить точку, и я её поставлю, но именно с невысказанного начинается робинзонада. Все стихии покоряются человеку, но сам он – всего лишь пешка на шахматной доске бесконечно сменяющихся параллельных миров.