Слёзы мужские

Александр Воронин-Филолог
         

                Детство у меня было счастливое и безоблачное. Часто вспоминаю сейчас те годы и не могу вспомнить случая, чтобы я горько плакал в детстве,  рыдал или лил крокодиловы слёзы. Не было повода, наверно. Да и вообще я не был плаксой, в отличие от некоторых. И папа с мамой у меня были  оптимистами и весельчаками. Если даже и плакал в детстве, то по каким-нибудь пустякам, поэтому и не запомнилось ничего. А школьные годы вообще вспоминаются, как один сплошной праздник. Учёба давалась мне легко, в отличники я никогда не лез, просто жил в своё удовольствие. В родне у нас тогда не было ни академиков, ни генералов, так что попрекать меня  ленью и ставить в пример было некого.
                Первый раз помню себя плачущим лишь в 1974 году. Я только  что  закончил техникум, готовился уезжать из родного города в далёкую  костромскую глухомань по распределению  и всерьёз  думал,  что навсегда  покидаю родителей, всю родню, друзей и двух невест, из которых никак не мог выбрать одну, чтобы  на ней жениться. Долго оттягивал отъезд, стараясь продлить привычную жизнь дома. И вот в таком  неопределённом  подвешенном  состоянии пошёл вечером в ДК “Мир”   на только что вышедший  на наши экраны франко-итальянский фильм “Ромео и Джульетта”. Сидел один наверху на местах за 20 копеек, а на последнем ряду парни девок тискали. Те отбивались все две серии,  хихикали и громко взвизгивали: “- Убери руки! Куда лезешь! Пусти, дурак, больно! Вынь руку сейчас же!” На экране кипели любовные страсти, какие мне и не снились, а сзади шла живая  интересная  жизнь, которой у меня тоже пока не было. И таким я себе показался    одиноким и несчастным, что не заметил, как по щекам потекли  слёзы. Это сейчас я    хорошо понимаю,  что    со  мной было, а тогда списал слёзы лишь на волшебную силу кино  и  всем  расхваливал  новый  фильм.
                На людях  я  вообще никогда не плакал – сдерживался. Но в последние годы стал замечать за собой, что слёзы меня  уже не слушаются – текут сами из глаз. И не только на похоронах или в День Победы на Братских могилах, когда у всех вокруг глаза на мокром месте, но даже когда  дома  один  смотрю  телевизор. Нервы совсем  стали ни к чёрту. Особенно, если  в  передачах встречаются давно не видевшиеся родные и друзья, или, наоборот, расстаются навсегда. Слёзы из глаз сами текут, а горло перехватывают спазмы. Старею, становлюсь плаксивым и сентиментальным. Всё чаще, когда остаюсь один, стал  задумываться о смерти, о том, что останется после меня  людям. А мне всего сорок  три  года.  Как  говорится,  жить  бы  ещё  да жить.
                Даже  обычные русские фильмы (типа “Зал ожидания” и  “Любить по-русски”)  стали на меня действовать как-то особенно – носовой платок, хоть выжимай. А вот американские и западные фильмы совсем не трогают  – там режут, жгут, стреляют людей сотнями, а я смотрю равнодушно – тьфу на вас. И любовь какая-то у  них  не настоящая – сплошная показуха  с глупыми диалогами. Жизнь совсем другая  на Западе, нашу русскую душу ничуть  не задевает и не волнует. Да и  к их  голливудским хэппиэндам  привыкли уже, не стоит зря волноваться, знаем  заранее, что всё будет  о'кей.
                Отец  плачет каждое  9 мая, когда смотрит телевизор или слышит  песню “День Победы”. Взахлёб плачет, не стесняясь. Мы с мамой отворачиваемся и тоже  украдкой  вытираем глаза. Когда отец смотрит документальные фильмы про войну или вспоминает младшего брата Шурку, погибшего под Сталинградом в 1942 году,  без слёз тоже не обходится.
                Немного прослезились мы с отцом и когда хоронили Брежнева в ноябре 1982 года. Я тогда болел гриппом, сидел один дома на Дачном переулке. Папа зашёл днём меня проведать и  вместе  посмотрели по чёрно-белому ещё телевизору похороны  генсека. Сидели мы рядом - два коммуниста  и каждый вспоминал то хорошее, что было за 17 лет правления Лёни.  Вместе с Брежневым уходила целая эпоха, наступали новые смутные времена  и все это чувствовали. Да и погода в этот день была мрачная – холодно, ветер, дождь, низкие тёмные облака, в комнате было темно. Вся эта гнетущая обстановка, траурная музыка, залпы салюта, гудки заводов и фабрик в Москве и в Дубне – действовали на нервы. Невольно завидовали  Брежневу, потому что нас  так хоронить  не будут.  Смотрю, отец  отвернулся  и  втихаря  пальцем слёзы смахивает. Тут  и у  меня глаза тоже защипало.
                Отдельный разговор  про слёзы артистов  в кино. Много показухи и наигранного. Особенно критически оцениваешь всё это, после чтения  воспоминаний о том, как снимался тот или иной эпизод. Один луком глаза натирает,  другой  щиплет  себя  втихаря  или  колет   булавкой  до боли, третий вспоминает  что-то  грустное  в  своей жизни. Не люблю  я  очень,  когда артисты рвут на себе волосы,  валяются в грязи  или  под  дождём, орут дурниной и бьются головой  обо что  попало. Не жизненно всё это. Мне больше нравится, когда скрипят зубами, мычат от злости  и сжимают кулаки. Или прыгнут на коня и скачут  всю ночь. Это по-нашему, по-мужски.
                Про женские слёзы писать – бесполезное дело. Про них уже столько всего написано, жизни не хватит, чтобы прочитать. Мужские слёзы тем и дороги, что это редкие слёзы. Слёзы по большому  поводу. И  это запоминается, потому что  нам,  мужикам,  слёзы  не  свойственны.  Мы или копим всё в себе до инфаркта, или  заливаем горе водкой. А слёзы  - это  для мужчин  роскошь. У  плачущих  сопляков, трусов  и  предателей – слёзы  не мужские, а  бабские.
                Про мужские  слёзы  большевиков хорошо сказал Маяковский в поэме “Владимир Ильич Ленин”.  В  том  месте, где  оплакивали  Ленина:

Если бы  выставить в музее
плачущего  большевика,
весь  день  бы  в музее  торчали  ротозеи.
Ещё  бы – такое  не  увидишь  и  в  века!

Кресло  за  креслом,  ряд  в  ряд
эта  сталь,  железо  это
вваливалось  двадцать  второго  января
в  пятиэтажное  здание  Съезда  Советов.

Этот  год  видал,  чего  не  взвидят  сто.
День  векам  войдёт  в  тоскливое  преданье.
Ужас  из  железа  выжал  стон.
По  большевикам  прошло  рыданье.

И  мужичонко,  видавший   виды,
смерти   в  глаз  смотревший  не  раз,
отвернулся  от  баб,  но  выдала
кулаком  растёртая  грязь.
               
1996 год.