Про собак

Лана-Мария
Когда мне был год, папа принёс в дом щенка.
Назвали его Мухтаром, построили для него конуру.
И сколько себя помню, у нас во дворе, на свободе жил этот коротконогий смешной пёс, рыже-белого окраса, толстопузый и неуклюжий. А уши у него всегда стояли торчком, как у самой настоящей овчарки.

После зимних метелей, из наваливших по самую крышу дома сугробов, мы с друзьями строили «шикарные» снежные дворцы, с "мраморными" лестницами, которые нам непременно ломал наш преданный Мухтар.
Мы по-детски на него злились, прогоняли, а он валялся у нас в ногах и ещё больше разрушал наши «творения».

Всё моё солнечное детство со мной был Мухтар.

А когда холодным ноябрьским днём вынесли из дома гроб с телом папы, и траурный оркестр зазвучал, Мухтар завыл.
Завыл так, что музыканты на время замолкли... Всем стало не по себе.

Наш добрый, неуклюжий пёс умер той же зимой.
Тихо и никого не беспокоя.
Просто однажды утром мы нашли его мёртвым, за сараем, в заснеженном огороде.

***

Жила в нашем селе одна семья: муж, жена и трое сыновей.
Жена была приезжей, из далёкого района. На вид это была весьма привлекательная, трудолюбивая, тактичная женщина.
Жили они в своём, заново построенном добротном доме.
И со стороны казалось: приличное семейство, приятные люди...
Лишь одна была у них в семье беда - младший сын родился с синдромом Дауна. Однако, родители его не бросили, жил он дома; воспитывали, как могли.
И что за причина вдруг дёрнула с нажитого места ту семью, только неожиданно для всех, решили они уехать на родину жены.
Дом продали.
Домашний скот увезли с собой.
А собаку, обычную симпатичную дворняжку чёрного цвета, бросили.
И долго ходила она по дворам, попрошайничала, и обиженными глазами смотрела на мир.
 
Только через год услышали мы новости про ту семью: старший сын попал в тюрьму, второй - спился, а третий... я уже писала о том.

Не знаю, может оно и не связано никак, одно с другим?
Только смотришь в глаза той собаке, и не знаешь, во что верить?

***

Ехали мы как-то с мужем из города в деревню.
На выезде решили заправить машину. Остановились на ближайшей бензозаправке.
Муж пошёл к кассе, а в это время ко мне, сидящей в машине, подошла большущая собака и посмотрела в окно. Абсолютно белого цвета, неухоженная, но и не грязная, никому ненужная, но не озлобленная. Взгляд у неё был какой-то особенный: она не попрошайничала, вовсе нет, это была собака-аристократка, выброшенная судьбой на обочину жизни, причём, в прямом смысле… Она просто смотрела мне в глаза.
Видно, хозяевам стало дорого кормить такого немаленького питомца, и они не придумали ничего лучше, чем оставить собаку на заправке.

Я не раздумывая, разломала палку хорошей колбасы, купленной в качестве гостинца, отошла за заправку (собака покорно последовала за мной) и положила на траву довольно большой отломленный кусок.
Собака принюхалась (запах ей понравился!), потом благодарными глазами ещё раз взглянула на меня, и только после этого приступила к еде.

Муж нимало удивился, увидев на моём сиденье жалкий остаток колбасы, но лишь с пониманием улыбнулся.
В следующий раз мы уже специально приготовили вкусной домашней еды для той собаки.
Так мы и прикармливали её, в каждый заезд на ту станцию.
Мы чувствовали себя виноватыми...
Но взять собаку в дом позволить себе не могли. В России мы были временно.

Прошла зима.
Однажды я проезжала то место, на другой машине, с чужими людьми.
По привычке стала взглядом искать свою старую знакомую.
Но лучше бы я её не видела!
На краю дороги валялось тело сбитого насмерть уже хорошо подросшего щенка,
а мать его облизывала и вопросительно смотрела на все проезжающие машины:  «За что?»
В этой матери я узнала нашего друга, но остановить чужих людей не посмела, а лишь тихо проплакала весь день...

Собаку ту я больше не встречала.

***

Тридцать лет назад читала я одну книжку.
К сожалению, теперь уже  не помню ни автора, ни названия её...
Но один из рассказов так глубоко запал мне в душу, что остался там навсегда.
Рассказ тот был про брошенный домик в лесу, в который случайно забрели дети.
В доме давно не жили люди, а часы-ходики на стене работали! И пока дети стояли и раздумывали, как такое может быть, в дом забежала собака и зубами дёрнула цепочку с гирей вниз. А потом легла под этими часами и самозабвенно слушала, как тикают ходики.
Собака была уже немолодой, и ребята поняли, что она, как и дом, брошена хозяевами.

Ребята походили, посмотрели вокруг, и ушли.
А когда вернулись в этот дом в лесу следующим летом, ходики на стене уже молчали, а под ними вечным сном спала та самая собака.

Не знаю, какие уроки для себя получили те ребята из рассказа, а мне до сих пор видится тот старый заброшенный дом и никому не нужный пёс в нём.
И, хотя я никогда в жизни не бросала ни животных, ни людей, почему-то мне очень больно, как будто я совершила страшное предательство, которому нет прощения...



P.S. Мне представляется дурным тоном хвалиться трудностями в жизни.
       И если я о том не пишу, совсем не значит, что я "сыр в масле"!
       Только существо, доверившееся нам, не должно нести наказание за наши проблемы.
       И счастлив лишь тот, кто это вовремя понял.