Вывески моего довоенного детства

Валерий Заикин
 Мне еще не минуло и трех лет, как дедушка Самуил научил меня складывать из букв слова. Открытие этого чудесного действа стало поворотным моментом в моей жизни, к бесконечной любви к печатному слову! Рождение слова из значков доставляло мне ни с чем не сравнимое удовольствие, и я очень быстро с этим действом освоился, начав тренировки с вывесок и уличных плакатов.
   Сегодня  невообразимые по количеству и масштабам потоки рекламных призывов, заливающие улицы городов, редко у кого вызывают добрые чувства, но в то время, о котором я вспоминаю, рекламных плакатов было немного, и не содержание меня, делающего первые шаги в чтении, интересовало, меня увлекал процесс!
   И спустя много – много лет я, нет- нет, да и вспомню какой-нибудь из плакатов той поры, и это воспоминание вызывает у меня улыбку… Смешной и наивной кажется мне тогдашняя реклама!
   Над невысоким торцевым зданием улицы Пушкинской, центральной улицы  Симферополя, города моего детства, красовалась надпись: «Летайте самолетами!»  В те годы я,  если и летал, то во сне, других воздухоплавательных средств не знал… Позже, читая уже Жуля Верна, познакомился и с «Путешествием на воздушном шаре вокруг света», и с полетом «Из пушки на луну», а в сказках из «Тысяча и одной ночи» даже с помощью птицы Рух, о ковре- самолете и говорить не приходится… Но прочитав впервые в жизни призыв «Летайте самолетами», я долго расспрашивал отца, как можно человеку научиться летать самолетами? Выяснил, что для этого нужно вырасти, стать летчиком, ну и дальше пошло-поехало, простор для воображения был огромен!
   Спустя некоторое время, оказавшись с бабушкой на вокзале, откуда меня везли в Евпаторию,  я наткнулся  на плакат, оставивший меня в недоумении: «Если хочешь быстро – лети самолетом, если хочешь точно – выбери поезд!» В глубокой мудрости этого наказа я многократно убеждался значительно позже, просиживая долгие часы в аэропортах в командировках, когда радиоголос возвещал: «Ваш рейс задерживается по метеоусловим..».     Еще один многозначительный плакат запомнился мне на всю жизнь, но аукнулся уже на ее финальном этапе: «Храните деньги в сберегательных кассах!» Видимо, многие человеки в те времена предпочитали хранить свои сбережения в чулках и кубышках, потому, что лозунг «Брось кубышку, приобрети сберкнижку» однажды попался таки мне на глаза…
 Когда при дефолте девяностых в Союзе все сбережения накрылись медным тазом, я долго сетовал на свою «детскую» доверчивость!
  Мы ходили с отцом в городскую баню, где после помывки, отец любил пропустить кружечку пива… Ожидая отца недалеко от стойки, я разбирал загадочные слова объявлений, типа «Пейте пиво Росглавпиво, требуйте отстоя и долива!» В зрелые годы эти простые наставления приобрели для меня практический смысл и серьезную рекомендацию …
  Будучи уже студентом, в ту пору, когда страна Советов была одарена кофе с Острова Свободы после знаменательной кубинской революции, я часто стал повторять,  при каждом удобном случае, усвоенное в детстве: «Тот, кто утром кофе пьет, целый день не устает!»
  Но самое замечательное произведение, из сложенных мною из букв в далеком детстве, висело некоторое время в магазине Крымконсервтреста в отделе, где продавались всевозможные напитки.  И сегодня, в другой стране, и при других обстоятельствах, но неизменно, при виде соковыжималок в супермаркетах и залах ожидания, я вспоминаю  с улыбкой забавную помидорную рожицу на ярком рисунке, которая провозглашала:
                «Если хочешь сил моральных и физических сберечь,
                Пейте соков натуральных, укрепляйте грудь и плеч!»
     Не знаю, какой шутник додумался до такой рекламы, но звучит она современно и актуально!
                НУЖНО ЛЮБИТЬ РУССКОГО ЯЗЫКА!