Норвегия

Андрей Пустогаров
Когда катаешься на горнолыжном курорте, даже если приехал на неделю, полезно в середине срока сделать дневной перерыв, дать отдохнуть ногам.  Одна из достопримечательностей Норвегии – Фломская железная дорога или Фломсбана. Путеводители обещали головокружительный спуск – перепад высот один километр при длине дороги в двадцать километров – прямо с заснеженного плоскогорья  к Согне-фьорду. (Проплыв потом по этому фьорду на круизном лайнере еще километров двести,  можно выйти прямо в море. Но на морскую прогулку не было ни времени, ни лишних денег). 
Я посетил туристическое бюро в Хемседале на предмет экскурсии на Фломсбану. Нет, сказали мне, зимой экскурсий туда нет. Но вот возьмите этот листочек – на нем описание маршрута, который вы можете за день проделать сами.  На листочке было подробное расписание с точным временем прибытия на промежуточные пункты: автобусом из Хемседаля до ближайшей станции железной дороги Осло-Берген – на скоростном поезде до станции Мюрдал – пересадка на Фломсбану – спуск к Сьогни-фьорду  во Флом – после двумя автобусами с пересадкой обратно в Хемседаль. 
Меня смутил первый пункт – от прибытия автобуса из Хемседаля на железнодорожную станцию  и до отправления поезда оставалось всего десять минут. Во-первых, автобус проходящий, он может опоздать в Хемседаль. Во-вторых – тут я представил себе нечто вроде подмосковной станции Подольск – надо будет найти кассу, она может находиться далеко от платформы, в кассе может быть очередь, на платформу надо будет подниматься по железнодорожному мосту,  да мало ли что еще. Словом, на автобусе ехать было крайне стремно – это ставило под угрозу срыва всю поездку.   
Мы заказали такси, оставив на покупку билета и посадку в поезд около получаса. Такси подвезло нас к станции. Открыв дверь такси, можно было другой рукой сразу взяться за ручку станционной двери. За этой дверью было помещение кассы, площадью метров в восемь, где за окошком скучала кассирша. Из помещения кассы другая дверь вела прямо на перрон. Весь процесс занял около минуты . Остальное время мы просидели в зале ожидания. За десять минут до прихода поезда к станции подъехал автобус из Хемседаля. Он остановился так, что передняя дверь была как раз в двух метрах от  двери станции. Из автобуса вышли человека два.
Мы уселись в подошедший поезд и стали подниматься в горы. На этом плоскогорье Нансен и Амудсен  когда-то тренировались к своим полярным экпедициям. Говорят, здесь бегают большие стада северных оленей. В самой высокой его точке – 1200 м над уровнем моря – на станции Финсе находится гостиница, где каждый желающий может почувствовать себя полярным зимовщиком. Мы увидели, как несколько японцев высадились  в Финсе со своими оранжевыми рюкзаками и по деревянным мосткам побрели сквозь разыгравшуюся пургу куда-то в сторону  от железнодорожного полотна.  Следующая станция была наша. Мы пересели в небольшой состав. Вагоны напоминали те, что показывают в ковбойских фильмах.
Путеводитель не соврал: были и ущелья, и водопады, и туннели. Часть туннелей представляла собой как бы арочную галерею, и в просветы арок была видна такая же наклонная  арочная галерея  на противоположном склоне ущелья, через которую нам вскоре предстояло проехать.
Словом, из полярной зимы мы выкатились в долину Флома. Мы увидели зеленую траву, деревянные мостки причала.  Пронзительно запахла морская вода фьорда.
Мы перекусили и сели в наш автобус. Правда, в кафе произощел небольшой инцидент. Как всегда, до отправления автобуса оставалось очень немного времени, а трое моих отпрысков, стоя у прилавка,  затеяли длинное препирательство, как между собой, так и со мной, по поводу того, какие блюда и напитки им приличествует заказать. Причем склонялись они к тем, которые надо было еще приготовить. Я не сдержался и прикрикнул на них. Немногочисленные окружающие с ужасом уставились на русского варвара, который в общественном месте позволяет себе повышать голос на подрастающее поколение. Мне стало стыдно.
Автобус несколько километров ехал вдоль фьорда. По синей воде меж зеленых гор медленно скользили большие белоснежные лайнеры. Хотелось ехать и ехать по берегу, но автобус свернул в туннель. Туннель, как и фьорд, тоже был не простой – самый длинный в Норвегии, длиной в 21 километр.  Периодически в туннеле встречались круговые площадки  и автобус объезжал их по небольшой дуге. Фонари освещали эти площадки голубым, а не желтоватым, как в остальном туннеле, светом. Это чтобы водитель не уснул.
Был обычный будний норвежский день.   Я специально сосчитал – за весь туннель навстречу нам попались семь машин.