Пусть им повезет!

Калмыкова Татьяна Викторовна
На 8 марта мне на электронную почту и по м-агенту пришло 62 поздравления от бывших выпускников. Среди них большая часть от девушек. Парней в группе бывает 3-4 человека не более. Профессия «Экономика и бухгалтерский учет в торговле» у мужчин не популярна.

Каждый год на встречу выпускников приходят повзрослевшие мои мальчики и девочки. Расспрашивают что изменилось, что нового, есть ли сведения от одногруппников, как сложилась жизнь после окончания техникума друзей и знакомых.

Жизнь складывается по-разному. Половина группы продолжает учебу в институте и на 4 и 5 курсе часто прибегают в кабинет за помощью. У меня богатая библиотека специальной учебной литературы по экономике, финансам, анализу финансово-хозяйственной деятельности, инвестициям, бизнес-планированию, электронные учебники. Помогаю подобрать источники информации для рефератов и курсовых.

Сашу Скрипаченко я пригласила на урок выступить перед выпускной группой в воспитательных целях. Она закончила техникум с красным дипломом. Работает в Сбербанке, постоянный карьерный рост, работа нравится. Во время учебы в техникуме она  прилежным поведением не отличалась. Пусть поделится опытом как важно не пропускать занятия. Каждую весну одна и та же проблема – обостряются «весенние гормоны». Пора любви, не до учебы. На перемене парочки прячутся по углам и страстно целуются. Учащаются пропуски занятий, растет задолженность по пропущенным практическим работам. Удивила просьба Саша выйти на время разговора из класса. Я вышла. Что она рассказывала группе я не знаю, но посещаемость заметно  улучшилась.

На днях возвращалась домой под сильным снегопадом и вдруг над ухом  засигналила машина. Оглянулась с недовольством на водителя – места, что ли мало,  заехал на тротуар да еще сигналит!
Молодой мужчина пригласил подвезти. Смотрю лицо знакомое, а имени вспомнить не могу.
- Татьяна Викторовна, вы меня не помните? Выпуск  программистов 2000 года?
И вдруг молниеносно в памяти всплыло имя Саша Смирнов. Предприниматель, свой бизнес, связанный с компьютерной техникой. Закончил университет. Похвастался – вот машину купил. Квартиру снял в вашем районе. Бизнес развивается. Пригодились ваши  лекции, особенно курсовая по малому бизнесу. Приятно.

На празднике «День города» в гуляющей толпе городского парка на меня налетела расхристанная пьяная женщина:
- Татьяна Викторовна, как я рада видеть вас, идемте к нам, мы поляну накрыли... Проходите, присаживайтесь, а я быстро в магазин сгоняю, «горючее» кончилось.
Буквально в трех метрах от главной аллеи парка группа сильно огрузневших  бомжеватого вида мужчин вольно раскинулась под деревьями. Действительно, поляна была «накрыта».
Господибожежмой, что сделалось с симпатичной девчонкой за 5 лет! Лицо распухшее,  глазки узенькие, губа подбита, стойкий запах алкоголя, одежда грязная. На побигушках у пьяных мужиков.
- Света, что ты сделала со своей жизнью?
- Да все путем, довольная я, мамка померла и я наконец-то живу как хочу!
Помню ко мне приходила поникшая женщина. Жаловалась на судьбу:
- Всю жизнь одна, на двух работах полы мою. Умоляю, не отчисляйте дочку, дайте возможность получить диплом, хоть на хлеба кусок заработает. Она молодая, подрастет и поймет. Я умру скоро...
Доченька подросла, но ничего не поняла.

Звонок с урока, аудитория опустела.
- Здравствуйте, Татьяна Викторовна! Как вы, как здоровье? Как студенты? А я по делу.
Юра Агафонов, выпуск 2003 года. Закончил два института, свой бизнес: ремонт офисов, стоматологический кабинет, розничная торговля. Разнообразие какое!
- Это не разнообразие – это диверсификация! Вы же сами говорили, что глупо  сложить  все яйца в одну корзину!
Умный парень, далеко пойдет, вернее, уже далеко ушел. А дело какое ко мне?
- Пожалуйста, посоветуйте девушку-выпускницу посмышленнее, мне нужен бухгалтер. Дайте  ей мою визитку, пусть позвонит.

Наша красавица Лера на встрече выпускников удивила всех выбором места работы совсем не по специальности.
- Театр это особый, прекрасный  мир, особые удивительные люди! ЭТО АТМОСФЕРА! Я поняла, что это моя жизнь!
Работала костюмершей, посещала курсы молодого актера и парила над серой повседневностью. Через год вернулась в колымский далекий поселок к маме рожать ребенка. Одна.

Почему так  много матерей-одиночек среди моих выпускниц? Встречаешь их с  детской коляской и боязно задавать вопрос об отце ребенка. О мужьях не спрашиваю никогда. Если муж есть, то сама расскажет.

В июне очередной выпуск. Хорошая группа. Мне было комфортно заниматься с ними. Ни одной конфликтной ситуации за три семестра! Ровная, спокойная, деловая атмосфера на уроке. Тихая музыка на практическом занятии. Говорят, что под музыку считать легче. Не хочется расставаться.

Это дети перестройки. Продукт эпохи ломки экономической системы страны. Учились в разрушающихся поселковых школах Колымы в условиях острого кадрового голода. По полгода не было математики. Учителя менялись в течение года, уезжали в Магадан.  Их «ушли» после 9 класса, потому что администрация школы не надеялась на положительные результаты ЕГЭ. Мальчишки остались в поселках, а девочки приехали учиться в политехническом техникуме, в колледже. На первом курсе в группах по 30-35 человек, а на выпускном 20-25. Отсеиваются из-за пробелов в знаниях, не умения  организовать свое время. Дети   разучились учиться. Соблазны большого города. Повседневного  контроля родителей нет. Ребенок 15ти-16ти лет живет в общежитии и остается один наедине со своей судьбой.  Стараюсь их заинтересовать, помочь, поддержать, хвалю за малейшие проблески прилежания и знания. Но это дети перестройки...

Пусть им повезет в жизни,  в работе и в любви!