Сложности и перспективы вебинаров

Белоконь Людмила
Петрова Н.Н., Сидоренко Л.П.
Аннотация. В статье рассматривается такой современный метод online-обучения, как веби-
нар. Этот метод требует определенных навыков работы не только преподавателей, но и студентов.
Выявляется перспективность данного метода как формы коммуникативного взаимодействия по
сравнению с традиционными методами обучения. Указываются трудности, возникающие при ор-
ганизации вебинаров. Анализируются возможности повышения их эффективности.
Ключевые слова: online-обучение, вебинар, коммуникативное взаимодействие, особенно-
сти обучения в форме webinar, эффективность обучения.
Актуальность исследуемой проблемы. Требованием времени является повыше-
ние эффективности коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента.
Успешное овладение знаниями, выработка устойчивых навыков их использования значи-
тельно возрастают, если кроме традиционных методов обучения используются информа-
ционно-компьютерные технологии. Обучение в режиме онлайн значительно расширяет
функции традиционного занятия, формирует новые перспективы в методике организации
учебного процесса. Особую популярность приобретает такой метод интернет-обучения,
как вебинар. Название вебинар произошло от английских слов web (сеть, паутина) и
seminar (семинар), что в переводе означает «семинар в сети». Брендовый знак «webinar»
принадлежит компании InterCall. Несмотря на название, программное обеспечение, пред-
назначенное для организации вебинаров, можно использовать и для проведения других
форм учебного процесса [2].
Материал и методика исследований. С 2012 г. на базе Московского государ-
ственного университета экономики, статистики и и информатики (МЭСИ – МГУЭСИ)
постоянно проводились вебинары по гуманитарным дисциплинам. В основном чита-
лись лекции и проводились семинарские занятия. Например, были прочитаны вебин а-
© Петрова Н. Н., Сидоренко Л. Н., 2016
Петрова Наталья Николаевна – кандидат философских наук, доцент кафедры фи-
лософии Казанского национального исследовательского технического университета
им. А. Н. Туполева – КАИ, г. Казань, Россия; e-mail: natnic18@yandex.ru
Сидоренко Людмила Павловна – кандидат философских наук, доцент кафедры фи-
лософии Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, г. Москва, Рос-
сия; e-mail: milabelokon@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 19.04.2016
Педагогические науки
135
ры по общей риторике (http://study.mesi.ru/webinars/default.aspx – архивные документы
МЭСИ). В Казанском национальном техническом университете имени А. Н. Туполева –
КАИ было проведено несколько вебинаров – лекционных занятий по философии.
Результаты исследований и их обсуждение. Первоначально методическая работа
преподавателя строилась не так просто. Привыкание к камере и записи не всегда прохо-
дит гладко. Но со временем преподаватель начинает чувствовать себя спокойно и уве-
ренно. Читать то, что написано на слайдах, нельзя, так как любой взрослый человек, ко-
торый видит этот текст, так же считывает его мгновенно. А вот рассказ и комментарии к
слайду – необходимое подспорье в усвоении материала. Если есть возможность, студен-
ты могут задавать вопросы. Они могут задаваться как из зала, так и в чате. Преподаватель
на ходу может озвучивать их и отвечать. Иногда задают совсем неожиданные вопросы.
Но преподаватель, имея солидную практику, как правило, всегда сможет дать компетент-
ный ответ. Небольшое отвлечение на вопросы дает некоторую разрядку в проведении
вебинаров. Кроме того, оно является показателем того, слышат ли студенты преподавате-
ля. Во время проведения вебинара не стоит пренебрегать и шуткой. Тогда обучение про-
ходит легко и непринужденно.
В настоящее время вебинары уже не являются каким-то новым или недоступным
методом обучения. Если обычная лекция или семинар представляют собой прямое обще-
ние преподавателя с аудиторией, то вебинар как средство общения уже не является непо-
средственным контактом с преподавателем. Это общение происходит через Интернет. Но
оно не менее, а даже более востребовано в наши дни. Главное достоинство этого рода
общения – дистанция любого размера, а одно важнейшее условие – техническая осна-
щенность аудитории как для преподавателя, так и для студента, что в настоящее время
уже является обыденным. Студенты даже могут находиться дома. Связь между препода-
вателем и студентом поддерживается через Интернет посредством веб-приложения, а до-
ма – при помощи Skype. Это обеспечивает сравнительно невысокую себестоимость орга-
низации обучения такого рода.
Вебинары могут представлять собой лекцию, когда преподаватель раскрывает ка-
кую-то тему, а студенты смотрят эту видеолекцию, а потом сами выступают. Вебинар как
интерактивное учебное занятие может проходить и в другом варианте: студенты могут
выступать со своими докладами, задавать друг другу и преподавателю вопросы, вести
полемику. Тогда вебинар будет представлять собой семинар, который проводится в ком-
пьютерной сети.
Интернет-ресурсы являются средством дистанционного интерактивного обучения,
а компьютер и связанные с ним технологии обучения прочно вошли в учебный процесс
высшей школы. Современные студенты ценят свое время, имеют по сравнению со сту-
дентами прошлых лет гораздо больше возможностей найти нужный материал по дисци-
плине самостоятельно. Вебинары могут представлять собой лекционный курс, и основ-
ную нагрузку при этом несет на себе преподаватель. Он имеет возможность демонстри-
ровать материалы (слайды, сайты, текстовые документы, рабочий стол своего компьюте-
ра), рисовать и писать формулы на виртуальной «белой доске» [11]. Вебинары являются
такой формой обучения, которая создает возможность значительно повысить активность
студентов по сравнению с обычной лекцией. Участники вебинаров могут смотреть, слу-
шать и задавать вопросы в разной форме. Студент находится как бы один на один с пре-
подавателем, но в то же время и удален от него, что вызывает более спокойное общение.
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. № 3(91)
136
Креативность такого рода общения, особенно для студентов, является очевидной.
Вебинары почти всегда записываются, а значит, есть возможность просмотреть материал
в любое время и даже несколько раз. Поэтому это наиболее эффективное средство, помо-
гающее адекватно воспринимать нужный материал, воспроизводить и осмысливать его.
Вебинар является также прекрасной перспективой в организации государственной поли-
тики в области образования лиц с ограниченными возможностями [3].
Вебинары можно проводить на различных платформах: Windows, MacOS, iPad,
Android. И это только часть интернет-ресурсов. Подключаясь с iPad, часто можно об-
щаться с преподавателем в чате. Браузеры, используемые для видеотрансляции, – Internet
Explorer, Google Chrome, Mozilla Firefox, Safari и другие [10]. Такой диалог в режиме ре-
ального времени даже экономит материальные средства, предназначенные для обучения,
как самой школы, так и студентов. Организация вебинара дает возможность создать
очень большую аудиторию для общения и даже привлечь к нему других членов семьи.
Возможны разные варианты процесса взаимосвязи лектора с удаленными слушате-
лями. Первый вариант – у лектора есть своя (живые слушатели) и виртуальная аудитория,
второй вариант – у лектора есть только виртуальная аудитория и есть возможность ее ви-
деть, третий вариант – у лектора есть виртуальная аудитория, которая ему не видна [8].
Обычная лекция не дает возможности привлечь такое количество участников, как
это можно организовать на вебинарах. Сейчас общая длительность проведения семинаров
на платформе Webinar.Ru ежедневно составляет более 1000 часов в сутки. Американский
педагог Сэлман Хан – создатель своей именной академии – записал около 2800 ви-
деоподкастов с лекциями по различным предметам, которые пользуются большим успе-
хом [4]. Такая ситуация вряд ли возможна при организации традиционных занятий.
Организация вебинара может быть сопряжена с рядом трудностей:
1. По сравнению с традиционным занятием преподавателю трудно удержать в поле
зрения всех студентов, успеть заметить их реакцию, вовремя ответить на вопросы. По-
этому методически как подготовка, так и проведение вебинара требуют от преподавателя
более напряженной работы по сравнению с обычным занятием.
2. Учебный процесс осуществляется в значительной степени с помощью использова-
ния технических средств. Однако успех проведения вебинара будет во многом зависеть от
того, насколько технически оснащены все участники, насколько они владеют информаци-
онно-компьютерными технологиями. Если техника работает хорошо, то проблем не возни-
кает. Однако сбои в функционировании техники, возможные ошибки или недостаточное
владение навыками пользования веб-ресурсами могут снизить эффективность проведения
занятия. Поэтому подготовка к такой форме обучения должна быть особенно тщательной.
Доступность вебинаров как онлайн-метода общения не вызывает сомнения. Успех
проведения вебинаров во многом зависит от того, насколько преподаватель сумеет заин-
тересовать студентов. Поэтому онлайн-обучение повышает требования к преподавателю.
Эффективность вебинара определяется следующими важнейшими качествами проводя-
щего вебинар преподавателя. Во-первых, преподаватель должен обладать высоким теоре-
тическим уровнем подготовки, глубоким знанием предмета. Во-вторых, важен професси-
ональный опыт ведения занятий. Эффективность такого обучения зависит не только от
методической и научной эрудиции преподавателя, не менее значимым является умение
вызвать стойкий интерес и активность студентов во время обсуждения проблем. Поэтому
преподаватель должен хорошо ориентироваться, уметь быстро менять тактику ведения
вебинара. Важно не только четко сформулировать закон, разъяснить термин, но и вовре-
Педагогические науки
137
мя заметить реакцию студентов, выразить одобрение или, если возникнет необходимость,
грамотно поправить их, кратко, но по существу ответить на вопросы и т. д. Во время он-
лайн-встреч студенты, как правило, чувствуют себя более раскрепощенными, могут зада-
вать больше вопросов и свободнее высказывать свое мнение. Если преподаватель посто-
янно работает со студентами в системе онлайн, он может быстро создавать сообщения, а
студенты так же быстро на них реагировать.
В-третьих, для успеха вебинара очень важным является хороший настрой преподава-
теля и чувство уверенности. Он должен обладать хорошо поставленной речью, поскольку
во все времена хороший оратор пользовался большим успехом у слушателей. После заня-
тия лектор может в записи просмотреть свои выступления, увидеть себя со стороны и про-
анализировать каждое свое слово и жест. Но это смогут сделать и студенты. Поэтому пре-
подавателю следует более тщательно готовиться к такой форме занятия.
Интернет в силу своих уникальных возможностей создает комфортную среду жиз-
недеятельности, дополняющую внутреннее и внешнее пространство личности. Он может
выступать как пространство для личностного эксперимента [7]. Участие в вебинаре от-
крывает новые возможности для студентов, но одновременно предъявляет к ним новые
требования и повышает уровень ответственности.
Многие студенты выражают стремление к участию в научной работе, используя
различные формы интернет-среды. Но одно дело – желание студентов, а другое – их воз-
можности. Они привыкли в основном запоминать или делать работу по аналогии. Но ду-
мать самостоятельно пока трудно. Поэтому им можно предложить консультации в каче-
стве подготовительного этапа перед участием в вебинарах. Как правило, студенты очень
охотно идут на такие консультации. Им нравится что-то создавать, они стремятся к твор-
честву. Очень важно, чтобы преподаватель развивал в студентах способность мыслить
самостоятельно. Это будет хорошей платформой для их будущей научной работы. В по-
следние годы вебинары получают все большее распространение при создании виртуаль-
ных научных лабораторий, межвузовских творческих групп, проведении online-
конференций, студенческих научных форумов и других форм научного межвузовского
сотрудничества студентов [1].
И предварительная, и последующая работа на вебинаре требует серьезной подго-
товки преподавателей и студентов. Но она обязательно даст положительные результа-
ты. В свете идей гуманистической психологии и педагогики вебинары открывают н о-
вые возможности взаимодействия преподавателя и студентов. Они помогают выстраи-
вать такое сотрудничество, в котором доброжелательное отношение друг к другу сти-
мулирует открытость, желание общаться в процессе познания, самостоятельность
мышления, рефлексию [5].
Вебинары в настоящее время являются достаточно новым и в то же время эффе к-
тивным методом обучения. Непосредственное живое общение лектора с аудиторией
вряд ли когда-нибудь уйдет в прошлое. Но вебинары, на наш взгляд, займут важное
место в ряду перспективных образовательных технологий в связи с их простотой, эк о-
номией времени и большими возможностями развития творческих способностей слу-
шателей [6]. В будущем разнообразные формы вебинаров будут все больше распро-
страняться и совершенствоваться. Вебинары получат масштабное развитие при сетевом
образовании в качестве одной из форм функционирования сетевой образовательной
платформы [9].
Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. 2016. № 3(91)
138
Резюме. Вебинар является наиболее эффективным методом преподавания, направ-
ленным на максимальное усвоение студентами той или иной темы, так как он охватывает
массу форм воздействия на студентов. Это, в отличие от традиционных форм, аудиосред-
ства: общение в режиме реального времени и размещение различных материалов в виде
аудиозаписей. Это и видеосредства: видеоролики и другие материалы из Интернета. Это
презентации преподавателя, которые он демонстрирует в интернет-среде. Это обмен со-
общениями не только между преподавателем и студентами, но и между самими студен-
тами, и, безусловно, это чат как средство обмена сообщениями в один клик.
Вебинар во многом помогает заменить прямое общение преподавателя и обучаю-
щегося, так как совершенно исключить педагога как личность из учебного процесса не-
возможно. Метод работы вебинара мы называем опосредованно-прямым, поскольку такая
онлайн-связь через Интернет вполне может рассматриваться как общение тесное, сво-
бодное и персональное. Преподаватель фактически находится «здесь» и «лицом к лицу»
со студентом. Вебинары дают возможность и видеть, и слышать друг друга даже на до-
вольно большом расстоянии. Перспективным является проведение вебинара с заранее
заполненной аудиторией, в которой, как правило, присутствует и второй преподаватель.
Он помогает поддерживать порядок и тоже участвует в вебинаре, что является более за-
тратным для вуза, но зато более полезным для студентов. Два преподавателя – это воз-
можность и большего контроля, и более глубоких рассуждений, и активных дискуссий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абсалямова С. Г., Мухаметгалиева Ч. Ф., Хуснуллова А. Р. Активизация научно-исследовательской
работы студентов как фактор сокращения инновационного разрыва с развитыми странами // Известия Самар-
ского научного центра Российской академии наук. – 2015. – Т. 17, № 2–4. – С. 717–721.
2. Калинина С. Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе [Электронный ресурс]. –
Режим доступа : 3. Лебедкова Н. В., Шушакова А. Н. Формирование ключевых компетенций у студентов через приме-
нение ИКТ // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 425–427.
4. Начать обучение, теперь. Поиск Академии Хана [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
5. Педагогические технологии дистанционного обучения : учебно-методическое пособие для студен-
тов высших учебных заведений / под ред. Е. С. Полай. – М. : Академия, 2006. – 400 с.
6. Петрова Н. Н., Сидоренко Л. П. Вебинары как эффективный метод online-обучения // Психолого-
педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образователь-
ной организации : сб. науч. тр. – Славянск-на-Кубани, 2015. – С. 83–86.
7. Раицкая Л. К. Оптимизация учебно-познавательной деятельности студентов в интернет-среде //
Вестник МГИМО-Университета. – 2013. – Вып. 1(28). – С. 18–20.
8. Сахапов Р. Л., Абсалямова С. Г. Новые приоритеты промышленной политики и смена парадигмы
инженерного образования // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университе-
та. – 2015. – № 3. – С. 221–229.
9. Сидоренко Л. П., Петрова Н. Н. Искусство лектора в реальном и виртуальном пространстве // Пси-
холого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образо-
вательной организации : сб. науч. тр. – Славянск-на-Кубани, 2014. – С. 163–167.
10. Учись там, где тебе удобно [Электронный ресурс]. – Режим доступа :
11. Фролов Ю. В. Подготовка и проведение вебинаров : учебно-методическое пособие для преподава-
телей, студентов и слушателей системы повышения квалификации. – М. : МГПУ, 2011. – 30 с.
Педагогические науки
139
UDC 378.016:004.9
N. N. Petrova1, L. P. Sidorenko2
CHALLENGES AND PROSPECTS
OF WEBINARS AS ONLINE LEARNING METHOD6
1A. Tupolev Kazan National Research Technical University, Kazan, Russia
2G. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Abstract. The article deals with the challenges of such method of online learning as a webinar. This
modern method requires certain skills not only from teachers but also from students. The article reveals the prospects
of this method as a form of communicative interaction as compared to conventional lectures. The paper
reveals the difficulties when organizing webinars, analyzes the possibilities to improve their effectiveness.
Keywords: online-learning, webinar, communicative interaction, peculiarities of training in the
form of webinars, learning efficiency.
REFERENCES
1. Absaljamova S. G., Muhametgalieva Ch. F., Husnullova A. R. Aktivizacija nauchno-issledovatel'skoj
raboty studentov kak faktor sokrashhenija innovacionnogo razryva s razvitymi stranami // Izvestija Samarskogo
nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk. – 2015. – T. 17, № 2–4. – S. 717–721.
2. Kalinina S. D. Vebinar kak forma jelektronnogo obuchenija v vysshej shkole [Jelektronnyj resurs]. –
Rezhim dostupa : 3. Lebedkova N. V., Shushakova A. N. Formirovanie kljuchevyh kompetencij u studentov cherez primenenie
IKT // Molodoj uchenyj. – 2012. – № 4. – S. 425–427.
4. Nachat' obuchenie, teper'. Poisk Akademii Hana [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa :
5. Pedagogicheskie tehnologii distancionnogo obuchenija : uchebno-metodicheskoe posobie dlja studentov
vysshih uchebnyh zavedenij / pod red. E. S. Polaj. – M. : Akademija, 2006. – 400 s.
6. Petrova N. N., Sidorenko L. P. Vebinary kak jeffektivnyj metod online-obuchenija // Psihologopedagogicheskie
issledovanija kachestva obrazovanija v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti obrazovatel'noj organizacii
: sb. nauch. tr. – Slavjansk-na-Kubani, 2015. – S. 83–86.
7. Raickaja L. K. Optimizacija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti studentov v internet-srede // Vestnik
MGIMO-Universiteta. – 2013. – Vyp. 1(28). – S. 18–20.
8. Sahapov R. L., Absaljamova S. G. Novye prioritety promyshlennoj politiki i smena paradigmy inzhenernogo
obrazovanija // Izvestija Kazanskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. – 2015. – № 3. – S. 221–229.
9. Sidorenko L. P., Petrova N. N. Iskusstvo lektora v real'nom i virtual'nom prostranstve // Psihologopedagogicheskie
issledovanija kachestva obrazovanija v uslovijah innovacionnoj dejatel'nosti obrazovatel'noj organizacii
: sb. nauch. tr. – Slavjansk-na-Kubani, 2014. – S. 163–167.
10. Uchis' tam, gde tebe udobno [Jelektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa :
11. Frolov Ju. V. Podgotovka i provedenie vebinarov : uchebno-metodicheskoe posobie dlja prepodavatelej,
studentov i slushatelej sistemy povyshenija kvalifikacii. – M. : MGPU, 2011. – 30 s.
© Petrova N. N., Sidorenko L. P., 2016
Petrova, Natalya Nikolatvna – Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department
of Philosophy, A. Tupolev Kazan National Research Technical University, Kazan,
Russia; e-mail: natnic18@yandex.ru
Sidorenko, Lyudmila Pavlovna – Candidate of Philosophy, Associate Professor of the
Department of Philosophy, G. Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia; email:
milabelokon@yandex.ru
The article was contributed on April 19, 2016__