отрывок из книги Полёт бабочки

Светлана Булик
  Весной  в  день  Победы  9 мая  умерла  Бабушка .  Порвался  какой-то  сосудик  в голове  и…..Бабушки   не  стало.  Все  вокруг  нарядные  и  весёлые  идут  смотреть  парад  на  площадь  Крещатик.  Салют  бабахает,  по   радио  во  дворе  песни  военные поют,   а  у  нас  в  общем  коридоре  тревожная  тишина. 
Бабушка  лежит  в  нашей   комнате  на столе,    чужая  и  неподвижная.  Я   её  боюсь,  но   убежать  на  улицу,  где  шумно  и  весело,  тоже  не  решаюсь и  иду  к  тете  Нине.  Она  сегодня   не   хохочет,  не  называет  меня   «шлымазл»  и  черносливины  ее  глаз  смотрят  на  меня  задумчиво  и  испуганно.  Она   дает  мне  поиграть  пупсиком  и  лошадкой  и  уходит  в  нашу   страшную   комнату,  где  горит  свеча,   лежит  на  столе  Бабушка  и  плачет  моя  Мама.  Они  с  тетей  Ниной  садятся  на  ступеньки   крыльца.  Мама  курит « Беломор»,   тихо  плачет  и  они  долго  так  сидят  и  молчат.
 
                ***

  Осенью  я  пошла  в  школу.  Тётя  Энна -  жена  маминого  брата  Вити  пошила  и  прислала  мне  из  Донецка   коричневое  школьное  платье.  Соседка  Фаня  Абрамовна  подарила  два  совсем  целых  Олиных    фартучка - черный  и  белый  для  праздников.  В  подаренный  тетей  Зиной  портфель   положили   букварь,  две  новые  тетрадки   в  клетку  и  в  линейку,  пачку  карандашей,  чернильницу - непроливашку ( у  каждого  ученика  была   своя  баночка  с  фиолетовыми  чернилами ) и  деревянную  ручку  с  железным  новеньким  перышком.
 От  волнения   я  совершенно  не  запомнила  этот  торжественный  день  моей  жизни. Помню  только,  что  в  школе  мне  не  понравилось. Там   было  шумно  и  страшновато.   На  переменках  все  бегают,  толкаются,  дерутся.  И  только   на  уроках  рабочая,  строгая,  тишина.  Я  все  время  боялась,  что  меня  вызовут  к  доске  и  дети  станут  меня  рассматривать.   
Мне,  оказывается,   уже  тогда  нужны  были  очки   и  я  ничего  не  видела  на  доске.  С  наклонной   крышки   парты   вечно   все  скатывалось.   Тонкое  стальное  перышко  ручки  часто   ломалось  и  карябало  в  тетради  жуткие  каракули  и,  пока  я  несла  его  из  чернильницы  на  строку,  часто  теряло  на  лист  фиолетовую  некрасивую   кляксу.
Рукава  моего  школьного  платья  всегда  в  разводах   от  чернил.  Каждый  вечер  Мама,  придя  с  работы,  стирала  эти  многострадальные   рукава  в  тазу  темным  хозяйственным    мылом   и  вешала  сушить  платье  над  печкой.  -  «Ну  что  же  ты, Малыш,  такая   неаккуратная!»  -  она  поднимала  ладошкой   мою  поникшую  в  раскаянии  голову  и  смотрела  на  меня  ласково  и  безнадежно.  И  именно  потому,   что  она  на  меня  никогда  не  кричала  и  не  наказывала,  я  как-то  больно  чувствовала,   как  я  ее  огорчаю.  И  еще  - я  никогда  не  могла  ей  соврать.  Никогда!   
Сбиваясь  и  плача,   я  рассказываю  ей  про  страшную  красную « двойку»   в  тетради . Я  совершенно  не  знаю,   как  дальше  жить  с  этой  уродкой!   Рассказываю  про  потерянный  ключ  от  квартиры   и  чудесное   его  нахождение  дворничихиной  Валькой,    про  строгую  учительницу  в  школе,  про утерянную  ручку….И  уткнувшись  в  мамин  халат,  я  уже  реву   вголос.  Она  гладит  меня  по  растрепанной  голове  и  мы  тут  же  решаем,  что  исправляться  я  начну   прямо  с  завтрашнего  утра.
   Она  моет  меня  в  тазу.  Мы  едим  мягкий « пекливаный»  хлеб,  макая  его  в  солёное   пахучее  подсолнечное   масло  и  запиваем  сладким  чаем.  Вкусно!
После  ужина    Мама   садится  со  мной  за  стол  и  я  переписываю   школьные  каракули. Но  буквы  прыгают  на  строчках,  расползаются  как   букашки,  голова  падает   на  них  и  я  засыпаю.   


                ***


Регулярно,  раз - два   в  неделю,  я  теряла  ключ  от   нашей  комнаты. Вот  только  совсем  немножко  поиграла  с  Валькой  в  « Дочки-матери»  за  сараями  и  ключа  в  кармане  фартучка  почему-то  нет!  Я  представляю,  как  снова  огорчится  Мама,  как  безнадежно  опустятся  у  нее    руки  и  глаза  будут  смотреть  на  меня  удивленно  и  печально. -  « Светочка,  - скажет  Мама  тихо, - Как  же  мы  теперь  зайдем  в  дом?  Придется  ночевать  на  улице.»
 И  я  начинаю  реветь. Хитрая  Валька  терпеливо  дожидается  наивысшей  степени   моего  отчаяния  и,  как  всегда,     предлагает  спасительный  обмен  -  я  отдаю  ей  свою  куклу  Наташу  с  белыми  волосами,   а  она  тут же  быстренько    находит  мой  ключ.
Зимой  я  потеряла  в  школе  шарф,  рукавички  совсем  порвались,  пальто  было  коротко,  ноги  мерзли  в  ботинках  и  я  тяжело  переболела  простудой.  Мне   даже  делали   какую-то  операцию  с  железками  и  на  всю  жизнь  остались  на  шее  два  шрама.
Перед  Новым  годом  приехал  из  Донецка  мамин  брат  Витя  и  с  порога  сказал  :   «Розанка, собирайся,  едем  в  Донецк .  Донгипрошахт  берёт  тебя  в  счётный  отдел   машинисткой». 
Через  пару  дней  Витя,  оставив   деньги  на  дорогу,  уехал,  а  мы  с  Мамой  стали  собираться.   
Весь двор  участвовал  в  наших  сборах.  Соседи  несли    детские  книжки,    еще  целые  детские  вещи,   настольную  лампу  из  вощеной   бумаги, какую-то  посуду, полотенце…
Помню  большой  узел  с  вещами  из  старого  одеяла.  Из   него  все  время  вываливались  то  мамин     ботик,  то  старый  бабушкин  нож  с  костяной   ручкой…
 За  день  до  отъезда,  после  общего  ужина  в  нашей  комнате  тетя  Зина  приступила  к генеральному  осмотру  чемоданов  и  узлов,  которые  эта « шлёндра  -  Розанка  якобы   сложила»,   ( дальше  шел    непереводимый  мат.) 
Мама  «от  греха  подальше»  ушла  к  тете  Нине,  а  мне  милостиво   разрешили  собирать  со  стола  посуду  и  складывать  ее    в  таз  с  мыльной  водой.   Тетя  Зина   вытряхнула  все  вещи  из  чемоданов  и  узлов,   сунула  в  рот  новую  цигарку  и  приступила  к  делу.   
Через   час   все   вещи  были  собраны  в  старый  чемодан,  большой  узел,  небольшой   ящик  и  корзинку,  куда   она  положила  единственную  «оставшуюся  в  живых»  мою  куклу  и   какую-то  еду  в  баночках  нам  с  Мамой   в  дорогу. Потом  она  выглянула      в  коридор  и  позвала       Маму.   – « Значит   так, -- щурясь  от  дыма  цигарки,  сказала     тетя  Зина  - открывай  чемодан  осторожно».  -   «Почему?»  -  пугается  Мама.    Цигарка  перепрыгивает   в  другой   угол   тети  Зининого   рта -  « Потому,  что  сначала  оттуда   посыпятся  мои  матюки» .
   
                ГЛАВА  2               



Уговаривая  Маму  переехать  жить  в  Донецк,  Витя  сказал: «Поживёте  пока  у  нас,  а  дальше  -  видно  будет!».  «Видно»  стало  не  скоро и  прожили  мы   у  Буликов (  мы  с  Мамой  ведь  тоже  Булики!)  года  два - полтора.   В  одной  небольшой   комнате,  где   жил     Витя    с   женой  Энной  и  с    двумя  сыновьями  Женей   и  Аликом ,  каким-то  образом  втиснулась  еще   одна  железная  кровать  для  нас  с  Мамой. 
  В  тесной   общей  кухоньке  топили  печку  и хозяйничали  еще  две  соседки.  Через  дорогу,  почти  под  самыми  окнами,  шумел  с  утра  до  вечера  базар.
Из  крана -  колонки  на  углу  улицы  мы  носили   воду  по  3-4  ведра  в  день. Из  сараев   во  дворе   приносили  уголь  в  большом   чёрном  от  копоти  ведре,  а  перед  растопкой  чистили  печь  и  выбрасывали  золу.
Я  помню,   как  Мама  любила  младшего  племянника  Алика.  Он  был  пухлый,  смешной  и  никогда  не   плакал.  Она  называла  его  «Пузя-музя - рыба - кит».  А Женька,  мой    ровесник  в  круглых  очочках  на  носу-кнопочке,   с  кудрявым   светлым  чубчиком   на  стриженой  голове  -   ябеда  и  капризуля  и  дома  звали  его   «Зяська».   Наша   шумная  компания  во  дворе  часто  в  свои    игры  его     не  принимала.  А он  и  не просится -  все  со  своей  мамой  рядышком.  Как  только  его  есть  усаживают,  я  всегда  неподалеку  кругами  хожу. Женька  ест  плохо  и  после упрашиваний  и  уговоров,  тетя  Энна   наконец-то  говорит: «Вот  сейчас  Светку  позову -  она  твою  кашу  съест!» А  меня  и  звать  не  нужно—я  вот  она! Зяська   косится  на  меня  из-под  очочков  и  с  отвращением   проглатывает  еще  пару  ложек. 
А  остальное   мы  делим  с  Пузей  по - братски.
Алик - Пузя  рос  крепышом  и  всеобщим   любимцем.  А  в  18 лет  его  убил  ножом  в  спину  какой-то  азербайджанец  из-за  гулящей  девки.  Но  до  этого  было  еще  долгих   14  лет.


                ***

               
В  школах  появились  буфеты  с  дешёвыми  завтраками:  пирожки  c повидлом,   булочки,  чай.     Стало  обязательным   и  мальчикам и  девочкам    носить  коричневую  школьную   форму  обязательно  с    белым  воротничком.   В   магазинах  стали  продавать   белый  хлеб  -  батон,    мясо,  а  утром  пораньше   можно    было  купить в  гастрономе    молоко   на  разлив.  В  воскресенье  рано  утром  я  бегала  туда  занимать  очередь.  Чуть  погодя    приходила  Мама  с  большой  стеклянной  банкой.  Толстая,  закутанная  поверх  ватника  в  белый  халат  продавщица,  ловко  наливала  в  неё    длинным  железным  черпаком  белое,  вкусно  пахнущее   молоко.  Мы  плотно  закрывали  банку  крышкой,  ставили  в  авоську (плетённая  из  толстых  ниток  мягкая  сумка)  и  бережно  несли  домой.  Сегодня  моя  Мама  варит  для  нас – детей  манную  сладкую  кашу  и  я  ужасно  этим  горжусь.
 
Тётя  Энна  тогда  не  работала  и  варила  на  всех  обеды  и  ужины.  Хозяйка  она  была  замечательная  -   умела  выбрать  продукты  и   готовила  необыкновенно  вкусные  праздничные  блюда!   
На  семейные  торжества  к  Буликам   приходили  всегда  одни  и  те же  гости:  коллеги  Вити  по  институту   - муж  и  жена  Евсюковы, «мировая  тётка»  Таисия  Васильевна  и  Витин   друг  детства    Ванечка  Чикалов  -  большой,  полноватый,  с  хитрыми , смешливыми  глазами  на   круглом   лице. 
Я    всех  хорошо  запомнила,  потому  что  видела  их  за  праздничным  столом  у  Буликов  регулярно  в  течении  почти  трёх   десятков  лет.  Они  всегда  перезванивались, были  в  курсе  семейных   событий,  ходили  друг  к  другу  в  гости,  были  рядом  в  бедах  и радостях.
 Душой  их  компании  был    Ванечка. Я  помню,   как-то  мы  ждали    этих  гостей, которые  почему-то  дружно  задерживались  и  вдруг  услышали   под  окнами  громкий  хор: «Булики, Булики   просидели  стулики.  Нам не  жалко  Буликов, а  нам  жалко  стуликов.»…и  компания  с  четырьмя   новыми  стульями  с    хохотом  вваливается  в  дом. 
На  столе   разная  «вкуснятина» -  студень,  паштет  из  печени,  тоненько  нарезанная   копчёная  колбаса,  салат  «Оливье»,  пирожки,  запеченное  мясо…  За  столом  шутки,   песни ,  анекдоты,  тосты  -  Ванечка  неиссякаем.  Все   друг  друга  хорошо  знают,  много  смеются,  все  сыты  и  немного  пьяны.  Запомнилась  на  всю  жизнь,  как  Мама  с  женщинами  пела  песню  "Голубка" -  очень  популярную  в  то  время.  Ни  разу  не  помню,  чтобы  кто-то  сильно   напился.   
Я  с  мальчишками  всегда  за  столом  со  взрослыми.  Но,  как  только  мы поели   через  20-30  минут,  нас  выдворяли  во двор   и  звали  только  к  сладкому. Наверное,  это  правильно –и  за  столом  поучились  себя  вести , и  взрослым  не  мешали  общаться.
 Мы с  Мамой  всегда  за  таким  столом  отъедались, она  как-то  вся  « оттаивала», хорошела,    веселела . Помогала  убирать  со  стола,  мыть  посуду, о  чем-то  секретничала  с  «мировой  тёткой» -Таисией  Васильевной,  присаживалась  на  краешек  стула  послушать  Ванечку,  любуясь  смотрела  на  брата  -  какой  он  красивый   да  умный, прошел  всю  войну,  лекции  читает  студентам,  всеми  уважаемый   и     брат  заботливый …  Я  уже  взрослой  от  тети  Энны  с  удивлением  узнала,  что  Витя  много  лет,  пока  я  не  окончила  школу,  ежемесячно  отчислял  на  мамино  имя  какие-то  деньги.