Колокольная неделя

Людмила Канашева
Интересно иногда получается в жизни.Вот я не знала, что после Пасхи бывает колокольная неделя. Именно в эту неделю бывают колокольные фестивали, каждый день звонят колокола в честь определенного святого. И разрешают всем желающим  в эти дни самим попробовать звонить в колокола.

И неожиданно для меня так и случилось, что мне посчастливилось именно в этот день звонить в колокола, да в самые настоящие на территории действующего монастыря, расположенного в нашем городе.

А получилось всё совершенно случайно.Мы с внуком, возвращаясь из музыкальной школы, решили прогуляться по территории монастыря.Неудержимо потянуло туда, посмотреть на Гефсиманский сад, погулять внутри территории монастыря. Изредка мы там гуляем,  очень красиво среди древних стен.

Но в этот раз картинка  с одной стороны - удручила, а с другой -  я подумала, что может так  надо.
Дело в том, что в нашем Новоиерусалимском монастыре идет грандиозная реставрация и вся красота покрыта строительными лесами и укутуна пленками.

Но нас никто не прогонял со стройки, хотя хотелось подойти поближе к любимым местам, посмотреть глубокий ров вокруг подземной церкви и в очередной раз им восхититься,полюбоваться на украшения стен.

Везде двигались рабочие, жужжали и стрекотали строительные машины.Мы прошли по свободным дорожкам к западным воротам. Здесь недалеко раньше был подземный ход, о чем рассказывала мне мама, что она по нему ходила в молодости во время войны,вернее, они пытались пройти с ребятами,но прошли половину,дальше все было засыпано, обвалилось.Со временем про этот подземный ход уже не упоминалось,только шли разговоры среди старожилов, что он был и не один.

Я провела внука к тому месту и сказала, что вот в этом месте начинается подземный ход и ведет к скиту за территорию монастыря. Он спросил, зачем мне это знать.Я ответила, что потом и ты будешь рассказывать про него,чтобы знал где, со временем заинтересуешься.
Еще один подземный ход я показывала ему в прошлом году, а то может быть его совсем замуруют.

Дальше мы вышли через огромные западные ворота и вошли в Гефсиманский сад. И здесь произошли разительные перемены.Раньше это был густой сад со множеством вековых деревьев.Узкие тропинки утопали в тени, кроны деревьев смыкались над ними.Теперь же его основательно повырубили,почистили. И стало как-то не так, голо, пустынно.

Деревья, в основном, тонюсенькие, молоденькие.Всё пространство открыто. И очень много пней, некоторые необъятных размеров. Мне жаль стало те деревья, под которыми столько гуляли раньше и наслаждались прохладой летом, красотой зимой.Необычно.

Может когда деревья покроются зеленью,будет и ничего.А как же птицы, которые вили гнезда на старых деревьях? Где они теперь будут жить? И как бы вдогонку моим мыслям о птицах, раздалось задорное птичье пение. Они все-таки где-то гнездились.Но, наверное, их будет меньше.

Жаль мне того холма,который сровняли у родника, стараясь облагородить территорию,понаставив уютных скамеек. Но здесь были сотни, а может и миллины светлячков, или каких-то насекомых, которых мне однажды довелось увидеть ночью на Ивана Купала.Тогда весь холм светился раноцветными огоньками. Будут ли они теперь? Ведь вся почва перевернута и перемешана.

Мы нагнулись к роднику, умылись и испили воды.Разлдался колокольный звон. Редкий, одиночный.И мы решили поспешить обратно в монастырь,посмотреть, как звонят в колокол.

Ни разу не приходилось видеть этого.Колокол стоит на территории монастыря внизу у самой земли. Каждый может посмотреть и даже потрогать его, погладить.Но звон по городу раздается очень редко, можно пересчитать по пальцам, когда я его слышала. Отчасти от того,что во время войны колокольня была разрушена бомбежками ,все колокола разбились и самой колокольни нет и до сих пор.Говорят,она была очень высокая.

Колокол гудел призывно и звал к себе. И мы пошли, спешили,посмотреть на звонаря.Навстречу нам выходили из ворот жених с невестой с букетом цветов и в нарядных одеяниях.

Как только мы  вошли в ворота, колокол стих.Подошли к нему, никого. Зато увидели новые колокола. Их было пять штук и все разных размеров. Висели они так, что можно достать рукой , стоя рядом на земле. Колокола очень красивые, наверное, медные, сверкающие. На них надпись "Воронеж 2012год" и орнамент. Совсем новые.

Потрогали их рукой,погладили, тихонько постучали ладошкой,гудят даже от прикосновения.Красиво. Все колокола с разным звуком. А так хочется услышать их громкий звон, подергать за веровочки, сочинить музыку и послушать. Но робеем, вдруг прогонят.

А по дорожке рядом ходит мужчина, серьезно на нас поглядывает,но замечаний не делает.Но я поняла, что он здесь, как бы, смотрящий. Подошла к нему, набралась смелости, и спросила,можно-ли позвонить.

Он неожиданно разрешил. Мы сначала тихонько, не веря своей радости, стали звонить разные мелодии,которые на ходу придумывали. И записывать на мобильник.Потому что очень красиво получалось. Потом чуточку посильнее ударили, но не совсем сильно, все с оглядкой.

Мужчина опять замечаний нам не сделал,хотя ходил по дороге туда-сюда и на нас поглядывал. Вскоре из храма появилась женщина в платочке, побежала к нам, спешно говоря, что идет служба и мы  мешаем,что нельзя звонить во время службы. Мужчина ее остановил,что-то сказал, и она  пошла обратно, явно недовольная,но видно, не рискнувшая ему перечить, и что-то про себя бормотала, типа, как хотите.

Мы не стали больше звонить, неудобно было продолжать, и пошли к выходу.Хотелось бы, конечно, от души позвонить во все колокола. Или послушать долго колокольный звон от мастера.Но, все-таки, мы не хозяева, и идет служба.

Теперь я понимаю,что тот мужчина, возможно, был монах,монастырь-то действующий, и отвечал за работы на территории. И по-монашескому знал, что сейчас колокольная неделя, о чем и сказал той женщине, чтобы оставила нас в покое, так как  в этот день всем разрешается попробовать себя в качестве звонаря.

Об этом я уже узнала позже дома из интернета, набрав в поисковике слова "Колокольная неделя".
Так колокольная неделя сама притянула меня в монастырь  к колоколам неожиданно для меня самой и открылась мне.