Пушкин без лакировки

Алекс Савин
ЗАГАДКИ   ПУШКИНА
Мы все хорошо знаем и восхищаемся поэзией Пушкина, знаем так же и его прозу, но почти совершенно не знаем прозу Жизни поэта.
Есть малоизвестная книга Анатолия Мадорского  «Сатанинские зигзаги Пушкина». ТОО  «Поматур», 1998. В этой книге и частично показана эта жизненная проза без прикрас.
  Автор пишет: «Я открою вам совершенно нового Пушкина. Я сделаю это очень просто: честно предъявлю то старое, от которого вы малодушно отворачивались.
Я хочу пробудить вашу душевную смелость.  Как пробудил свою собственную.
Образ гения не может поблекнуть от правды. Напротив – моя правда лишь вернёт вам живую душу настоящего Пушкина. А душа его была  «яснее дня, темнее ночи». Простите…».
   Автор указанной книги для этого использовал исключительно фактический материал и никакой отсебятины. Он написал книгу на основе дневников, писем поэта и его окружения. Несмотря на это многие читатели восприняли книгу в штыки и объявили очередной клеветой на поэта. 
   Я показывал книгу сотрудникам музея Пушкина на Волхонке, они с интересом читали и никаких претензий к автору не высказывали. А про Анну Керн - "Она была такая".
  Я лично считаю, что раскрытие личности поэта как человека не может затмить наше представление о поэте  как о гении  мировой литературы.
Действительно – в книге много фактов, часто уродливых и безнравственных на мой взгляд, которые не укладываются в лакированные рамки традиционного представления о поэте. Вот некоторые предварительные высказывания с титульного листа:

Н.М  Карамзин: "Талант действительно прекрасный, жаль что нет мира в душе, а в голове благоразумия. Ежели не исправится – будет чёртом еще до отбытия своего в ад".
А.С. Пушкин о себе: "Пожалейте меня за то, что мне никогда не удается поступать так, как мне следовало бы или хотелось бы".

Содержание  книги говорит за себя:
МНЕ СКУЧНО БЕС
ДЕНЬГИ ИЛИ УДАВИТСЯ
ЛЮБОВЬ И РАСПУТСТВО
РЭКЕТИР ФАДДЕЙ
ДРУГ САМОДЕРЖАВИЯ, ДРУГ ЦАРЯ
ХАМОВО ПЛЕМЯ
ПРОКЛЯТАЯ РУСЬ
СЛОВЕСНЫЙ ПОНОС
ПОКАЯНИЯ БОГОХУЛЬНИКА

От многих откровений поэта нам теперь становится немного не по себе. Искусственного Пушкина нам долгое время преподносили и до сих пор преподносят пушкиноведы - лицемеры и ханжи. Не зря поговорка - "Истина горька, годится только для приправы". Но гений Пушкина не померкнет и от горькой приправы.
  Все помним хорошо строки – «Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты…». Эта была Анна Керн – свободная женщина того общества. Но поэт о ней писал не только возвышенные строки, но и земную прозу. В письме к своему кредитору Соболевскому Пушкин пишет: «… ты ничего не пишешь мне о 2100 р., мною тебе должных, а пишешь мне о мадам Керн, которую с помощью Божией я на днях уе-ал". Вот и "гений чистой красоты"! Можно и красотой любоваться и о земных потребностях не забывать. Он не забывал. Крестьянские девушки имения Пушкиных тоже не оставались без внимания страстного носителя африканской крови по материнской линии.
  Это уже проза жизни, а не поэзия. Тут вся раздвоенность личности поэта. Великий человек был наш Пушкин - он умел легко взлетать на Парнас и спускаться в глубины житейской прозы. Всё в нем умещалось - и гениальность, и житейская философия, и развращенность.
  Предлагаю прочесть эту оригинальную книгу тем, кто её не читал. Откроется  многогранная и исстрадавшаяся душа человека-гения.