Верите ли вы в Бога так, как верю в Него я?

Лариса Баграмова
        Верую, ибо абсурдно!
        Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан

        ********

        – Верите ли вы в Бога? – задает мне вопрос скромно одетая, с неброской и строгой внешностью женщина, сжимающая в руках несколько красочных брошюр, изданных Церковью адвентистов седьмого дня. На обложке верхней из них написано: «Церковь, живущая надеждой», – Верите ли вы в Бога? – вопрошает меня женщина.
        Она ждет ответа, чтобы исходя из сказанных мною слов, подобрать ту или иную фразу для продолжения разговора. Ей нужно любым способом разговорить меня. У нее есть цель. Миссия. Привести в свою паству как можно большее число последователей некоего учения. Формально – для изучения Библии. Фактически – не знаю, зачем, слухи ходят самые разные.
        Но речь сейчас не об этом. Речь о ее и моей вере. Верует ли она сама? Верует ли она именно в Бога? Или ее сознание затуманено потоками пустых, не имеющих никакого отношения к вере, понятий и смысловых шаблонов?
        Что означает фраза «я верю»? Произнесенная для себя или обращенная к слушателям, в том числе и к Самому Богу, выраженная с глубокой эмоциональностью или походя, между прочим, – она означает в любом случае вовсе не веру. Эти слова несут смысловой оттенок надежды. «Верую, Господи, без доказательства, да и возможно ли то доказать?..» – взывает к небесам не верующий, а надеющийся.
        Что означают слова «я надеюсь»? Несут ли они смысловую нагрузку именно надежды? Увы, это не так. И произносящий эту фразу на самом деле в душе сомневается.
        Церковь, живущая сомнениями... Звучит по-философски, и являлось бы весьма заманчивым для пытливого ума, если бы эти сомнения не предлагалось решать совершенно однозначно: с помощью прокрустова ложа заранее заданных штампов и непререкаемых догм. Даже если бы у меня и были сомнения, я не хочу избавляться от них таким сомнительным способом.
        Я не надеюсь на Бога, не прошу Его о милости, не нуждаюсь ни в чьих подсказках и наставлениях. Я ни секунды не сомневаюсь в Его существовании, и именно поэтому умею отличить веру от ее суррогата. 
        Поэтому, отвечая на вопрос прихожанки, взирающей на меня с показным смирением и затаенным нетерпеньем, я произношу фразу, которая на первый взгляд может показаться абсурдной:
        – Нет, я не верю в  Бога – я знаю, что Он есть.