Быт жителей села Благодарного. 19 Век

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Комната жителей села Благодарного Ставропольской губернии.
ФОТО В.В. Пузикова. Ставропольский музей имени Прозрителева и Праве. 2011 год.

***

Быт жителей села Благодарного Новогригорьевского уезда Ставропольской губернии впервые описал священник Василий Белоградский.

Его работа была опубликована в 1868 году в Сборнике статистических сведений о Ставропольской губернии. До нас она дошла благодаря изысканиям кандидата исторических наук, уроженца г. Благодарного Владимира Михайловича Забелина.

По сведениям В. Белоградского население села Благодарного состояло из русских и украинцев. Разговаривали в основном на русском языке. Новые поселенцы из малороссийских губерний, то есть с Украины, стремились как можно быстрее освоить русский язык и местный лексикон.

***

По сведениям современников, благодарненцы одевались «…чисто, и даже щегольски».  [5]

ОДЕЖДА И ОБУВЬ:

«…Мужчины носили стеганые бешметы из разных материй: китайки, трика, термоламы, черкесины, шпанского атласа и шелка. Носили суконные бекешки, а также пальто на меху, покрытые сукном.
Однако наиболее распространенными были зипун или халат из самодельного сукна. Некоторые носили и китайчатые халаты.
 
Шубы были белые овчинные, в редких случаях дубленые. Шаровары были триковые и китайчатые. Шапки изготавливались высокими из трухменских черных смушек и из простых курпеев».

Спросом пользовались сапоги вытяжные и из простой кожи, иногда поршни.

Рубашки ситцевые, китайчатые и холщовые. Молодежь  подпоясывалась ремнями, отделанными металлическими, на манер кольского серебра, пряжками, бляхами и наконечниками.
Пожилые мужчины – тем же ремнем, но без наборов, а старики – суконными или даже бумажными кушаками.

***

Женщины и девушки носили сарафаны и юбки из разнообразного материала: шелковые, шерстяные, ситцевые. Платки изготавливались шелковые гладкие и с золотыми цветами. Часто можно было увидеть шали. Носили женщины также кофты, фартуки и фуфайки. Некоторые носили более дешевую одежду – китайчатую, бахтовую и платки ситцевые.

Обувались как в покупные башмаки, так и домашнего изготовления, только без высоких подборов.
В торговых лавках покупали чулки костровые и бумажные, а дома изготавливали суконные.

***

КАК ПИТАЛИСЬ БЛАГОДАРНЕНЦЫ?

Еда у благодарненцев была незамысловатая: белый и, редко, черный хлеб, щи, белый квас.
Щи варили из свинины, некоторые из баранины, с ветчиной и солониной. Употребляли куриную лапшу и молочную, молоко пресное и кислое, вареники с сыром, галушки и кашу. Варили суп с говяжьим или бараньим мясом.

В постные дни ели щи с капустой, квас с хреном, суп с картофелем, лапшу с льняным маслом и кашу пшенную. Из-за плохой урожайности гороха, фасоли и чечевицы их мало употребляли в пищу.

Популярностью пользовались кислые и пресные блины, пекли пампушки, пироги с печенкой, из курятины и пр., а в постные дни с капустой, сарачинским пшеном, а также икрой сазана или леща.
 
На десерт были сладкие пироги, круглые с начинкой из толченых груш вместе с яблочной пастилой, сушеным виноградом, изюмом, инжиром и др. Пироги обливали медом или посыпали сахаром.

Рыбные блюда употреблялись редко, так как в местных прудах ее было мало, а привозили ее нечасто. Если же она была, то из нее делали желе, холодец, который подавали с квасом и хреном. Рыбу жарили, варили из нее уху.

 Во время полевых работ на открытом воздухе мужчины наиболее часто ели галушки и жидкую пшенную кашу с салом и редко с бараниной.

Во время церковных праздников, на свадьбах и поминках варили красный квас с солодом, получивший в народе название «брага». Когда урожай арбузов был в изобилии, то варили в чугунах сок и делали из него закваску с примесью хмели.

***

ДОМА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ:

«…Все дома в Благодарном строились из саманного кирпича, на каменных фундаментах и покрытыми соломой или камышом. Деревянных домов в селе было мало.

Отсутствие строительства каменных домов в немалой степени способствовало тому, что при пожаре в 1882 году сгорело сразу 300 дворов.

Все жилища огораживались каменными или глиняными стенами. Внутри располагались так называемые надворные службы: амбары, ледники, конюшни, сараи, овчарни и хлев, базы, гумна и пр.

Дома состояли из двух комнат. В сенях делали две двери – во двор и на улицу. Здесь также устраивали большие кладовые чуланы, сооруженные из сосновых досок.

В жилых комнатах передний угол украшался иконами, а в противоположном углу находилась печь, занимавшая четвертую часть всей комнаты.

Во второй комнате, которую отапливал бок печи, стоял примост, сделанный из досок, который заменял кровать. Над ним сооружалось хранилище для склада постельных принадлежностей.

Топили в домах кизяком, сделанным из овечьего или помета иного скота, перемешанного с небольшим количеством соломы, а также бурьяном и соломой.

***

Общественных бань в селе не было, таковые строились во дворах.
 
Они были слеплены из круто замешанной с соломой глины. По размеру такие бани были небольшими, сени в них порою отсутствовали и топились они по-черному, т. е. в банях не делали печей, а разжигали огонь на камнях. Все стены были в дымной копоти.

Строительство деревянных бань не практиковалось, поэтому таких во второй половине XIX века в селе было только три». [18]

ИСТОЧНИКИ:

5. Белоградский В. Село Благодарное. Сборник статистических сведений о Ставропольской губернии. Ставрополь, 1868. Выпуск 1. Стр. 130-138.
18. Забелин В.М. Земля моя Благодарненская. Ставрополь. АГРУС, 2009 г.

20 апреля 2012 г.              г. Благодарный