Игра вслепую

Владимир Капустин
         Бум развития шахмат в Челябинске пришелся на восьмидесятые годы. В городе появилось много мастеров и даже гроссмейстеров. В средних школах стали практиковать шахматные уроки, в одной из которых, в рабочем районе, мне предложили преподавать шахматы под эгидой дворца пионеров. Это был вполне полноценный урок, такой же, как математика или русский язык, но ввели эти уроки пока  только в начальной школе. Родители обеспечили своих детей комплектами настольных шахмат, а школа позаботилась о большой демонстрационной, шахматной доске, к которой фигуры крепились с помощью магнитов. Классные руководители в обязательном порядке присутствовали на занятиях, а некоторые из них учились играть вместе со своими детьми. Программа обучения предполагала изучение шахматной игры учащимися 2-3-х классов до уровня начинающего шахматиста, то есть освоения правил игры, умения довести партию до логического конца.
        Урок проходил в игровой форме, не зря же говорят «играть в шахматы». Дети за несколько занятий изучили: как называются клетки доски с помощью букв латинского алфавита, названия фигур, их значение, как правильно ими ходить, чем отличается мат от пата, а когда добрались до решения элементарных одноходовых или даже двухходовых задач, интерес к шахматам возрос вдвойне. К четвертой четверти большинство детей уже решали задачи по памяти: ребенок вызывался к шахматной доске, поворачивался к ней спиной, ему называлась определенная позиция фигур, например: Белые: Крd6, Фd5; Черные: Крd8; мат в один ход или  Белые: Крf7, Лg8; Черные: Крh7; мат в два хода или, на сообразительность,  Белые: Крg1, Лh1, Лh2; Черные: Крc1; мат в пол хода, а ученик должен был представить в уме доску и решить задачу - у нас это называлось игра вслепую, как у настоящих гроссмейстеров. Такие загадки им особенно пришлись по душе. Конечно, не всех увлекли занятия шахматами, были и откровенные бездельники, но тот, кто с удовольствием занимался на этих занятиях, стал лучше успевать и по другим предметам, особенно по математике. У детей расширилось воображение, появилось логическое мышление.
        Очень жаль, что данный эксперимент прикрыли через два года.


1981г.