Плавт

Константин Рыжов
После Аристофана (http://www.proza.ru/2011/10/18/325) в IV-III вв. до Р.Х. творило еще много талантливых комедиографов. Особенно большое влияние на развитие жанра оказал афинянин Менандр (342-292 гг. до Р.Х.),  но, к сожалению, его наследие дошло до наших дней лишь в отрывках. Поздняя комедия утрачивает черты острой политической сатиры, свойственные комедии ранней, и превращается в бытовую комедию нравов. Основой ее делается любовная коллизия, вырабатывается определенный набор образов и героев. Так из комедии в комедию переходят влюбленный юноша, скупой старик, повар и ловкий пройдоха-раб, который, как правило, и ведет интригу. По ходу действия непременно случаются забавные путаницы и недоразумения, однако, все завершается счастливым воссоединением влюбленных. Таким образом, было положено начало европейской комедии характеров и положений, благополучно существующей вплоть до наших дней. Заслуга Менандра в создании этого жанра огромна, и нам остается только пожалеть, что фактически все его сочинения безвозвратно утрачены.

Некоторое представление о поздней аттической комедии дают переделки греческих авторов для римской сцены. Хотя комедии эти ставились на латинском языке, место действие в них  всегда Греция. Действующие герои также греки. Но все реалии греческого быта заменялись римскими. Известно, что в римском театре помимо комедий ставились и трагедии. Однако в жанре трагедии не было создано ничего выдающегося. Мировую славу римской драматургии принесли два автора комедий – Плавт и Теренций.

Тит Макций, по прозвищу Плавт («плосконогий») был уроженцем Умбрии, области расположенной к северо-востоку от Рима. Биографические сведения о нем скупы и малодостоверны. Родился он около 250 г. до Р.Х. и с ранних лет был связан с театром.  Возможно, Плавт был актером и исполнял роль дурака-обжоры Макка – традиционного героя осских народных фарсов. Сообщают также, что он пытался заниматься торговлей, но потерял все деньги.

Время литературной деятельности Плавта относят к концу III – началу II в. до Р.Х. (По сообщению христианского писателя Иеронима, Плавт во время голода нанялся к мельнику на ручную мельницу и там, в свободные от работы часы, сочинил три первые свои комедии). Будучи плодовитым и очень популярным у римской публики драматургом, Плавт оставил после себя 21 комедию, из которых 20 дошли до наших дней. Известно так же, что он не был оригинальным писателем. Все его комедии - это переделки для римской сцены комедий греческих авторов (прежде всего Менандра). Приспосабливая чужие произведения под вкусы  своих зрителей, Плавт ослаблял их серьезную сторону, разрушал сложную архитектонику греческого образца, упрощал идеи,  усиливая элементы буффонады и грубоватого комизма. Но вместе с тем он вносил  в свои пьесы  такую струю жизнерадостной энергии и оптимизма, на которую сам Менандр был уже не способен. Умение Плавта создавать в рамках обычного комического типажа живые, яркие лица  и ловко ставить их в разнообразные сценические положения  делает его комедии веселыми и увлекательными.

«ХВАСТЛИВЫЙ ВОИН» (204 г. до Р.Х.). Это одна из самых известных комедий Плавта. Образ ее главного героя Пиргополиника («Башнеградопобедителя») прочно вошел в мировую литературу. Начиная с XVI в., он неоднократно воспроизводился  европейскими писателями и оказался одним из предшественников шекспировского Фальстафа.  Зарисовка фигуры воина дается  в первой же сцене, когда  Пиргополиник появляется перед зрителями, облаченный в пурпурную хламиду, в шлеме с перьями, с огромным мечом и с пышными локонами. Ограниченный и чванливый, он с удовольствием слушает карикатурно-преувеличенные небылицы о своих подвигах, сочиняемые для него параситом Артотрогом, но всего приятнее действуют на него рассказы о неотразимом впечатлении, которое он будто бы производит на женщин. «Ужасное несчастье красивым быть», - говорит он о самом себе, представляясь равнодушным  к этим «успехам».

Сюжет  комедии составляет освобождение Филокомасии, любовницы молодого афинянина Плевсикла, попавшей во власть Пиргополиника. Главное действующее лицо здесь – ловкий раб Палестрион. Прежде он был рабом Плевсикла, но теперь находится в услужении у Пиргополиника. Выручая девушку для своего прежнего хозяина, он надеется таким образом сам обрести свободу. Первая часть действия основана  на мотиве потайного хода, соединяющего дом Пиргополиника с соседним домом веселого старика Периплектомена, в котором остановился Плевсикл. Ни сам Пиргополиник, ни его челядь не подозревают о существовании этого хода. В результате девушка свободно встречается со своим любовником, в то время как Палестрион (а с ним и все зрители) потешается над недалеким рабом Скеледром, которому хозяин поручил стеречь свою сожительницу. Скелендр понимает, что здесь что-то нечисто (ибо видит Филокомасию то там, то здесь), но никак не может сообразить, в чем шутка. Выжав из мотива потайного хода все возможные в таком случае смешные ситуации, Плавт словно забывает о нем. Начиная с третьего акта, главным становится сам мотив освобождения Филокомасии и ее воссоединения с возлюбленным.

Для одурачивания Пиргополиника Палестрион приуготовляет другую шутку. При помощи двух ловких гетер он вселяет в воина  уверенность, что в него страстно влюбилась молодая жена его соседа Периплектомена (в действительности – старого и убежденного холостяка) и что она готова развестись с опостылевшим ей старым мужем. Пиргополиник спешит отделаться от наложницы, присутствие которой в доме стало неудобным, и отпускает Филокомасию, разыгравшую сцену горестного прощания. В подарок  ей отдается Палестрион. Филокомасия, прихватив все подарки бывшего возлюбленного, спокойно уплывает с Плевсиклом. Воин отправляется затем в дом соседа  на свидание с мнимой поклонницей, но возвращается оттуда жестоко избитым. Надо признать, что интрига в этой комедии не бог весть какая. Успех Палестриона объясняется во многом самовлюбленной глупостью его соперника. 
****

Несмотря на наличие отдельных «трогательных» сцен, театр Плавта в целом имеет установку на смешное – на карикатуру, буффонаду, фарс. Его цель  непрерывно, каждой сценой, каждым жестом, возбуждать смех в зрителях. В обрисовке типажей своих комедий Плавт предпочитал яркие, густые краски. Его излюбленный герой – раб – представляет собой самую динамичную маску комедии. Он не только главный двигатель интриги, но и сосредоточие буффонного элемента. Он потешает зрителей шутовством и пародией на высокий стиль, «философствованием» и божбой, беготней по сцене и неистовыми телодвижениями, наконец, тем, что на него каждую минуту сыплются побои. Но этот шутовской персонаж не может не вызывать симпатий  своими энергией и находчивостью, не покидающей его в самых затруднительных положениях.

 Диалог Плавта  так же имеет буфонный характер: он полон острот, каламбуров, гипербол, не чуждается грубой шутки, блещет  мастерством словесной игры и всевозможными  звуковыми фигурами. Хор фактически исчезает из римской комедии, но она не утрачивает своего музыкального характера. В пьесах Плавта диалоги актеров постоянно чередуются с ариями; то  есть, они являются своего рода опереттами. Плавт мастерски владел сложными лирическими формами и сделал  их средством выражения самых различных чувств и настроений. Любовные излияния в форме монологов и дуэтов, серенада, огорчения влюбленного юноши и жалобы обманутой женщины, супружеские сцены и перебранки рабов, раздражение и ужас, отчаяние и ликование, томление одиночества и разгул пиров – все это облекалось в форму арий.   

Умер Плавт около 184 г. до Р.Х.

Античность  http://proza.ru/2010/12/19/444

Культура Древнего Рима http://proza.ru/2010/07/27/1457