БЫЛИНКИ О ЖИЗНИ И СЛОВА (седьмые)
Неловко мне перед моими читателями: прочитают они книгу «Серебряный голубь» Андрея Белого 1990г издания, в ней повести «Серебряный голубь» (1909), «Котик Летаев» ( 1922), роман «Крещёный китаец» (1927), посвящённые острейшим вопросам русской общественной жизни, идейным исканиям русской интеллигенции (100 лет назад) и подумают, что я с мировоззрением «ДЕЛО ВСЕХ» всё взял у А. Белого.
Честно скажу, что я до апреля 2012г его книг не читал, сожалею, но так вышло. Есть в этом случае, что - то более важное: 100 лет прошло, а мысли в основе своей одинаковые. Значит, есть закономерность!
Особенно понравилось мне вступительное слово к указанной книге кандидата филологических наук Н. П. Утехова.
Для школы «Суть времени» приведу выдержки из этого слова и свои комментарии.
Имея своё мировоззрение, легко и интересно понимать (принимать или отвергать мысли других людей). Я сторонник мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ» (Духовное единение людей обережет всех). Напомню: у этого мировоззрения есть символ - ЗОЛОТОЙ АЖУРНЫЙ КУПОЛ, составленный из линий жизни современных альтруистов («альпинистов»), коллективистов, созидателей. Над его шпилем мерцает звёздный свет (свет разумной духовности). В нём являются знаки всех религий и мировоззрений прошлого! Этот купол символизирует ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ «я» и общества. В нём располагается СЕРЕБРЯНАЯ ПИРАМИДА - символизирующая материальную жизнь «я» и общества. Ниже – серая плоскость – символизирующая духовную жизнь эгоистов, индивидуалистов. Ещё ниже - тёмная сфера, символизирующая бездуховную жизнь паразитов общества.
Символ, как и положено, отражает суть мировоззрения. И потому я как то интуитивно назвал сторонников своих СИМВОЛИСТАМИ. Хотя слышал, что было такое направление в литературе, но толком в этом не разбирался.
И вот узнал, что А. Белый был символистом, более того «он был ведущим теоретиком и практиком символизма». Читаю: «Возникла необходимость в создании новой концепции мира и человека, учения о жизнестроении, которое бы дало целостное представление о бытии человека, обнаружило связывающее единство его противоречивых сторон, синтезировало бы их на основе какой – то главной цели человеческого развития. Попыткой был символизм. Преобразование и духовное обновление мира и человека». Я сегодня говорю: необходимо принятие нового мировоззрения.
Читаю: «Очищение от эмпиризма и натурализма и основанное на интуитивном познании сути явлений и вещей искусство и было, по мнению символистов, той творческой силой, которая могла бы вывести человека за пределы косных, застылых, ложных его представлений о мире, освободить в нём, и помочь ему понять, пока ещё невыразимую для него самого, ДУХОВНОСТЬ. Что, в конечном счёте, и привело бы к «интимному единению всех людей». Мне вспомнилась надежда на воскресение Христа – надежда людей на равенство, доброе отношение, любовь друг к другу.
«Символисты рассматривали своё искусство как «гениальное познание», осуществлённое с помощью «интуитивного проникновения», Кантовское учение о непознаваемости сущности явлений символистам противоречило».
А. Белый представлял историю как процесс постоянного совершенствования и одухотворения человечества в единстве исторических и космогонических процессов, как творческое духовное пересоздание мира, рассматривал это как главную цель человеческой жизни, говорил о неразрывной связи личности с природой, силами, управляемыми ВСЕЛЕННОЙ.
«Поиск пути, ведущего к обновлению мира, не был для А. Белого поиском решений социальных, политических. Истина в его представлении была принадлежностью лишь сферы духовной. (1917г.)» Моё мнение: это уже слишком! Духовное и материальное начала ему не удалось гармонизировать.
«А. Белый рассматривал капитализм как реальное воплощение мирового зла, а революционные события, как отблески универсально – космической по своей природе борьбы двух миров. Символисты поддерживали революционеров».
«Именно Россия, русский народ, воспринимаемые в их реальном, земном, а не мистическом значении, могут вывести запутавшуюся в тенетах индивидуализма и лжепророчества личность на путь действительной свободы, указать ей дорогу в будущее». «Именно в русской жизни видел А. Белый возможность для разрешения духовного кризиса человечества». Не потому ли сегодня «агрессивные либералы» мира так действуют против России и русских? Не потому ли о «ДЕЛО ВСЕХ» мы говорим?
Верил в Россию поэт А. Белый, но и такое писал:
Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой,
Мать Россия, от рода не злая,
Кто же так подшутил над тобой? (1908)
В августе 1917 писал:
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.
Отчаяние и вера в будущее жили в поэте одновременно.
«Андрей Белый выразил с особой силой духовный порыв, в котором отразилось общее для всего человечества стремление преодолеть существующие и принижающие человека рамки буржуазной культуры, утвердить идеалы красоты, добра, высокой духовности».
«Как подсказывает исторический опыт, революция социальная, «если духовного сдвига сознания» нет, может закончиться лишь «психологическим понижением» и одичанием человека». Подумалось: и «перестройка» то же.
100 лет прошло, а многое повторяется. А. Белый сегодня помогает внедрению мировоззрения «ДЕЛО ВСЕХ».
И ещё: воспитание детей - «лебедей», «раков», «щук» - только в семьях к добру не приведёт. «Сегодня ученики, завтра граждане!», - это сказано мудро! Детей надо воспитывать в школах в соответствии с единым в государстве мировоззрением. Павлики Морозовы лучше, чем их антиподы. В. Лоб.