Андрей Белый сегдня

Владимир Лобарев
БЫЛИНКИ  О ЖИЗНИ И СЛОВА   (седьмые)
Неловко мне перед моими читателями:  прочитают они  книгу  «Серебряный голубь»   Андрея Белого  1990г издания,   в ней  повести  «Серебряный голубь»  (1909), «Котик  Летаев»  ( 1922), роман  «Крещёный китаец»  (1927),  посвящённые  острейшим  вопросам  русской  общественной  жизни, идейным исканиям  русской интеллигенции  (100 лет назад)  и подумают,  что я с мировоззрением  «ДЕЛО ВСЕХ» всё взял  у А. Белого.
Честно скажу,  что я до апреля 2012г его  книг не читал,    сожалею, но так вышло.     Есть в    этом    случае,   что - то  более важное:  100  лет  прошло, а  мысли в основе  своей    одинаковые.     Значит,   есть  закономерность!
Особенно понравилось мне  вступительное  слово  к указанной книге  кандидата  филологических наук  Н. П. Утехова.
Для  школы  «Суть времени»  приведу  выдержки из этого слова  и свои  комментарии. 
Имея своё мировоззрение,  легко и интересно  понимать  (принимать или  отвергать  мысли  других людей).  Я сторонник  мировоззрения  «ДЕЛО ВСЕХ»  (Духовное единение  людей  обережет всех).    Напомню:  у этого мировоззрения  есть  символ  -  ЗОЛОТОЙ АЖУРНЫЙ КУПОЛ,  составленный из  линий  жизни  современных  альтруистов   («альпинистов»), коллективистов,  созидателей.  Над его шпилем  мерцает  звёздный свет  (свет разумной духовности).    В нём  являются  знаки всех религий и мировоззрений  прошлого!   Этот  купол  символизирует  ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ  «я»  и общества.     В  нём  располагается  СЕРЕБРЯНАЯ  ПИРАМИДА -  символизирующая  материальную  жизнь  «я» и общества.    Ниже – серая плоскость – символизирующая  духовную жизнь  эгоистов, индивидуалистов.    Ещё  ниже  -  тёмная сфера,  символизирующая  бездуховную  жизнь  паразитов  общества.
Символ,  как и  положено,  отражает  суть мировоззрения.      И   потому я как то интуитивно   назвал    сторонников    своих    СИМВОЛИСТАМИ.  Хотя слышал, что  было такое  направление  в литературе, но толком в этом не разбирался.
И вот узнал,  что  А. Белый  был символистом, более того  «он был  ведущим теоретиком и практиком  символизма».   Читаю:  «Возникла необходимость в создании  новой    концепции  мира  и человека, учения  о жизнестроении,  которое  бы дало  целостное  представление о бытии  человека, обнаружило  связывающее  единство  его  противоречивых сторон,  синтезировало  бы  их  на основе  какой – то  главной цели человеческого  развития.  Попыткой был  символизм.  Преобразование и духовное  обновление  мира  и человека».    Я   сегодня   говорю:  необходимо    принятие нового мировоззрения.
Читаю:  «Очищение  от эмпиризма и натурализма и основанное  на  интуитивном познании  сути  явлений и вещей   искусство и было, по мнению  символистов,  той творческой силой, которая  могла  бы   вывести  человека  за пределы  косных, застылых, ложных  его представлений  о мире, освободить в нём,   и помочь  ему  понять,   пока ещё невыразимую  для него  самого,    ДУХОВНОСТЬ.   Что,   в конечном счёте,   и привело  бы    к  «интимному  единению  всех  людей».    Мне вспомнилась  надежда  на   воскресение  Христа – надежда людей  на  равенство, доброе отношение, любовь  друг к другу.
«Символисты  рассматривали  своё искусство  как  «гениальное  познание», осуществлённое  с помощью  «интуитивного проникновения»,  Кантовское  учение о непознаваемости  сущности  явлений  символистам   противоречило».
А. Белый  представлял  историю  как  процесс постоянного совершенствования  и одухотворения  человечества  в единстве  исторических и космогонических  процессов, как творческое  духовное  пересоздание  мира,    рассматривал это  как главную цель  человеческой жизни, говорил о неразрывной связи  личности  с природой, силами, управляемыми  ВСЕЛЕННОЙ. 
«Поиск пути, ведущего к обновлению  мира, не был для А. Белого поиском решений  социальных, политических.    Истина  в  его  представлении была принадлежностью лишь сферы  духовной. (1917г.)»    Моё мнение:  это уже  слишком! Духовное    и   материальное  начала  ему не удалось гармонизировать.
«А. Белый рассматривал  капитализм  как  реальное  воплощение  мирового зла, а революционные  события,  как отблески  универсально – космической по своей природе борьбы  двух миров.  Символисты  поддерживали революционеров».
 «Именно Россия,  русский  народ,    воспринимаемые    в их  реальном, земном, а не  мистическом  значении,  могут  вывести  запутавшуюся  в тенетах  индивидуализма и   лжепророчества  личность  на путь  действительной свободы,  указать ей  дорогу в будущее».  «Именно  в русской  жизни видел  А. Белый  возможность  для разрешения  духовного кризиса  человечества».       Не потому ли сегодня  «агрессивные либералы»  мира    так действуют против России и русских?  Не потому  ли  о  «ДЕЛО ВСЕХ»  мы говорим?
Верил в Россию  поэт    А. Белый,    но и такое писал:
Роковая  страна, ледяная,
Проклятая     железной судьбой,
Мать  Россия,  от рода не злая,
Кто же так подшутил над тобой?  (1908)
В августе  1917  писал:
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая  меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.
Отчаяние  и вера в будущее  жили  в поэте  одновременно.
«Андрей Белый выразил с особой силой  духовный порыв,    в котором отразилось  общее    для всего человечества  стремление  преодолеть существующие и принижающие  человека  рамки  буржуазной   культуры,  утвердить  идеалы   красоты, добра, высокой духовности».
«Как подсказывает  исторический  опыт, революция  социальная,  «если духовного сдвига  сознания» нет,  может  закончиться  лишь  «психологическим  понижением»  и одичанием человека».  Подумалось:     и «перестройка»   то же.
100 лет  прошло,  а многое повторяется.   А. Белый  сегодня    помогает  внедрению  мировоззрения  «ДЕЛО ВСЕХ».
 
И ещё:  воспитание  детей  - «лебедей»,  «раков»,  «щук» - только  в семьях     к добру не приведёт.  «Сегодня  ученики,  завтра  граждане!», - это   сказано  мудро!  Детей надо воспитывать  в школах  в соответствии с единым  в государстве  мировоззрением.  Павлики  Морозовы  лучше,    чем  их  антиподы. В. Лоб.