В гугле и Путин - краб

Анна Шушпанова
Парадокс 21 века: информационный голод в век информационных технологий, или в гугле и Путин – краб.


Я хочу поговорить о парадоксальной ситуации, сложившейся на мой взгляд к 21-му веку в сфере информации. Мы все принимаем как должное, что в век компьютерных технологий, развивающихся столь стремительно, информация  стала чем-то, доступным всегда и практически в любой точке мира. Одним кликом мыши мы всегда можем узнать в Интернете расписание поездов, погоду на неделю или последние новости из любой точки планеты. Никто больше не беспокоиться о том чтобы забивать свою голову запоминанием тех или иных определений, фактов или цифр – ведь всегда можно набрать любой термин в гугле и выяснить, что есть что и почем.  Причем доверие населения  к Интернету и гуглу удивительно. Это само по себе является интересным феноменом из области психологии: новые технологии завораживают, так как все еще кажутся чем-то немного сказочным и потому несомненно надежным. Сегодня многие высмеивают привычку старых поколений  верить всему, что сказано с экрана телевизора. Доверие к информации с телеэкрана перешло в разряд анекдотов, и тем не менее эта привычка сильно укоренилась у части населения и до сих пор полностью не изжита. Однако мало кто задумывается,  что с Интернетом сегодня повторяется та же история, что прежде и с телевидением: мы почему-то считаем непререкаемой истиной все что нам выдаст гугл, забывая, что за гуглом тоже стоит человек, способный лгать и ошибаться, а не мистические всезнающие силы. Интернет – пространство, куда информацию может выкладывать любой простой смертный, и проверить надежность информационного источника и компетентность автора в большинстве случаев не представляется никакой возможности. К тому же перепосты непроверенной информации множатся в геометрической прогрессии, словно какие-то вредоносные вирусы. Поэтому когда собеседник с пеной у рта доказывает мне какую-то чушь и приводит в доказательство своей правоты довод:  «А ты погугли»,  я всегда улыбаюсь и говорю: «В гугле и Путин – краб».

Я утверждаю, что сегодня, в век информационных  технологий, человек 21 века испытывает сильнейший информационный голод и находится в настоящем информационном вакууме, будучи окружен компьютерами и телефонами, казалось бы обеспечивающими ему мгновенную связь со всем миром. Доступность информации – одна из иллюзий, прочно укоренившихся в нашем обществе. Эту проблему можно решить, но для этого ее прежде надо увидеть и признать, сняв розовые очки. Общество все еще наивно, человек 21 века подобен ребенку, получившем удивительную игрушку, где всякие кнопочки выдают разнообразные интересные картинки, и человек 21 века заигрывается этой игрушкой, ощущая себя в этот момент таким же всесильным, как прежде ощущали себя дети 20 века, строя целые города и железные дороги из кубиков и конструкторских наборов.

Что же заставляет меня делать такие утверждения? Я не бог весть какой пользователь компьютера, но Интернетом, как большинство жителей современных городов, пользуюсь ежедневно для всевозможных целей. И я была удивлена, когда обнаружила, что по мере того, как мои цели становились серьезнее, Интернет оказывался все более бесполезным и бессильным. Найти в сети сколько–нибудь специализированную и углубленную информацию по любой теме оказалось практически невозможно! Да, вы найдете в википедии (и то не всегда) определение предмета, но найти более подробную информацию часто не представляется возможным. Грубо говоря,  в интернете можно найти только то, что и так известно всем. Круг моих интересов конечно хоть и широк, но не бесконечен. Однако к примеру я столкнулась с тем, что не смогла найти никакой или почти никакой информации по многим достаточно известным художникам. Не смогла найти качественных, а часто вообще никаких репродукций их знаменитых работ. Разве не парадоксальна ситуация, когда в сети можно найти всего 4 фотографии работ знаменитого скульптора Обера, да еще и ужасного качества, например? Многих значительных для русской культуры имен вообще нет в той же Википедии и нет нигде в сети, в результате современный человек, сделавший фактически ЕДИНСТВЕННЫМ  источником информации для себя Интернет, попросту не узнает многих имен и явлений. Так как Интернет заменил и вытеснил все источники информации для большей части городского населения, то то, чего нет в Интернете – как бы не существует для цивилизованного общества вовсе. Таким образом в картине мира человека 21 века возникают некие белые пятна, она становится более общей, лишенной многих деталей и частностей. Более того, она становится более унифицированой для всех членов общества, так как все имеют один и тот же источник информации – Интернет, и все получают одну и ту же общую информации с одними и теми же пробелами. Хочется сразу упомянуть о проблеме перепостов ложной информации, она действительно принимает форму вируса, так как стремительно распространяется через Интернет на большие пространства. К тому же срабатывает стадный инстинкт: информация, которую видели и знают все, не подвергается критике и сомнению, при этом люди забывают, что источник, у всех один и тот же, мог быть ненадежным. Я сталкивалась к примеру с тем, что в той же Википедии имеется неверная и перепутанная информация по  современным танцам, которые являются одним из моих увлечений. И я нисколько не сомневаюсь, что специалист в любой области найдет много ложной информации и путаницы в Интернете по своей специальности, какова бы она ни была, стоит только перейти от общего к частностям, к деталям и тонкостям дела. Все это происходит потому, что информация выкладывается в Интернет в большинстве случаев не профессионалами по тому или иному вопросу. Легкость с обращении с Интернетом и доступность информации в сети привели к легкому и безответственному отношению к информации, процесс копирования информации  без предварительной проверки и анализа  стал гораздо более распространенным явлением чем процесс добычи информации. В результате очень часто по тому или иному вопросу мы находим лишь одну и ту же статью во всей сети, скопированную на десятках сайтов, лишь с незначительными изменениями в лучшем случае. То есть, опять же, получаем по интересующему нас вопросу лишь очень общее и однобокое представление.

Мне 31 год, и большую часть своей жизни я прожила в веке 20-м, а не 21-м. Мое мировоззрение и представления об окружающем мире примерно до 21 года складывались практически без участия компьютера и Интернета. Я считаю, что формирование личности 20-го века принципиально отличалось от формирования личности в веке 21-м, когда ребенок с малых лет делает глобальную сеть основным источником для получения информации и впечатлений. В чем суть различия? Представления о мире у людей 20 века закладывались родителями и воспитателями, учителями. Чтобы стать учителем, человек 5 лет учился в институте по соответствующей специальности. Источниками информации для растущего члена общества об окружающем мире в 20 веке были учебники, написанные специалистами в той или иной области. Другим источником информации была окружающая РЕАЛЬНАЯ действительность – двор, друзья. Соотношение между этими источниками информации были разными у сорванца, дворового мальчишки, и прилежного ученика-ботаника. В любом случае оба источника информации, я считаю, были более надежными и заслуживающими доверия, чем глобальная сеть. Человек либо получал научно обоснованные представления о мире из книг написанных профессионалами и состоящих из научно доказанных фактов, выверенных специальными редколлегиями, либо учился непосредственно жизни на практике во дворе, путем собственных проб и ошибок. Последний путь несомненно не давал человеку научной картины мира,  но мог быть не плох в качестве практики адаптации и выживания в социуме. Во всяком случае человека 20 века нельзя было назвать оторванным от реальности. Для человека 20 века, имеющего базовый фундамент представлений о реальном мире, попадание в информационное пространство сети не так опасно, как для человека 21 века, еще не сформировавшегося как личность.

Дело в том, что в советское и постсоветское время система образования была выстроена в России таким образом, что давала не только научные факты об устройстве окружающего мира, но и учила аналитическому мышлению, логике, сравнительному анализу, составлению собственных выводов и мнений. Да-да! И не надо сейчас говорить об унифицированности точек зрения при СССР! Я училась в школе с 1988 г по 1998 г, то есть я застала еще советскую систему образования, прежде чем ее успели всерьез развалить. На уроках математике нас учили логическому мышлению, когда мы доказывали теоремы. А на уроках литературы мы учились формировать собственное мнение о прочитанном, когда писали сочинения. Нас учили работе с информацией, а не только получению информации. Но нам и закладывали прочный фундамент, базу  из выверенных фактов по ВСЕМ основным областям знаний, давая целостную и разностороннюю картину мира. Именно эта база – фундамент, опора, с которым мы можем соотносить всю остальную информацию, поступающую в дальнейшем извне – из того же Интернета. Именно с этим фундаментом мы эту информацию сравниваем, и меряем ее достоверность. Современный же человек попадает в Интернет-лабиринт информации с малолетства, не имея еще никакого  базового фундамента, никакого ориентира, не умея еще информацию анализировать и просеивать, отделяя зерна от плевел. Человек 21 века одновременно учится в школе у учителей и одновременно – самостоятельно в сети, получая дикую смесь из научно недоказанных фактов и чьих-то безумных фантазий. При этом информация от учителей и информация из сети для подростка как правило равноценна. А иногда собственноручно полученная в Интернете информация считается более надежной и ценной, чем информация из пресловутой школы от надоевших учителей. Станет ли малолетний Интернет-пользователь прислушиваться к престарелой Марье Ивановне, которая даже не знает как правильно жать на кнопку мыши?

 
Современный подросток оказывается перед сложной задачей найти истину в горах мусора, не имея для этого еще никаких ориентиров. Я, общаясь с людьми в сети, наталкивалась на 17-летних людей, имеющих прямо таки средневековые представления об окружающей действительности, почерпнутые на форумах и Интернет-сайтах. Мне было дико слышать, что в 21 веке юноша, сидящий за компьютером, собирается стать магом и вызывать духов при помощи каких-то обрядов! И этот юноша окончил школу! Интернет имеет свое очарование, как я уже говорила, и он дает ощущение всесильности. Любая информация в
любой момент. И никого не надо спрашивать! С какой стати кто-то должен быть умнее тебя?

Однако люди 20 века тоже не застрахованы от ошибок при работе с информацией в сети. Хотя нас и учили логике и мышлению, хотя нам и дали полную картину мира, но и на старуху бывает проруха. Не все мы хорошо учились, не все мы осознали, как применять полученные навыки и знания на практике, что-то подзабыли, а иногда просто ленимся проанализировать информацию из интернета и сделать собственные выводы. Но все же шансов выпутаться из лабиринта информации и отыскать в горах мусора истину у нас при желании больше, чем у молодежи. И наша ответственность – исправить ситуацию для будущих поколений, пока мы живы, чтобы общество не деградировало окончательно