Воспоминания с отцовских рассказов - 2

Галина Яковлева Украина
Шёл тысяча девятьсот тридцать седьмой год, стояла холодная, лютая зима.  В колхозе Новгородской области, деревне «Замостье», произошёл, большой падёж свиней.  Кто в этом был виновен, долго разбираться не стали, как скажем во всех аналогичных ситуациях того времени...

 Папа моего папы, а мой дед, работал в колхозе бухгалтером. Вот и приписали вредительство «советской власти», всем тамошним руководителям колхоза.
В их числе оказался и мой дед. Их арестовали, -  как  я уже упомянула, была зима.
Арест происходил на глазах у моего папы, ему тогда было шесть лет, но он всё отчётливо помнил  все эти годы. О чём помнил, рассказывал мне, и я,  решила об этом написать.

Рассказывал, голосила сильно мама, упала на колени и причитала.  Плакали дети, (у папы была ещё старшая сестра и брат), папа был самый младшенький. Он конечно в то время не понимал, что происходит. Когда «НКВД» уже уводило моего деда, мой папка кинулся вслед за ними босиком в одной рубахе и коротеньких штанишках, ( в избе было хорошо натоплено, и все ходили раздетыми). Папка босиком по снегу, пытался бежать за санями. Когда один из охранников взял и откинул его в сторону. Папка полетел в снежный сугроб, он был такой величины, что его не было  из него видно.  Соседи из окон соседнего дома наблюдали за происходящим. Кто -  то из них выбежал и вытянул папку с сугроба, самому ему с него выбраться бы не удалось...

Передо мной отчётливо  стоит эта картина, и слёзы, в который раз, застилают мои  глаза.
Незадолго пришло письмо от деда, из рассказа помню, что он сидел в тюрьме и работал кладовщиком. Началась «Великая Отечественная война». Последнее письмо было о том, что деда отправляют на передовую, -  и всё...
Больше от деда писем не приходило, уже не помню в каком году, пришло известие, что дед пропал без вести. А уже после войны, (тоже по времени не ориентируюсь, а узнать уже не у кого). Пришло сообщение их семье, что он, т.е. – дед, был, не правильно осуждён. И они за это получили, какую -  то денежную компенсацию.
Бабушке всё это время пришлось «ставить на ноги» детей самой. Сколько не приходило с фронта солдат, которые хотели на бабушке жениться, она всем отказывала, всё верила и ждала своего Андрюшу.

Это уже из рассказа, самой моей бабушки. В молодые годы, когда дед уже был женатый, всё любил брать гармонь и идти в центр деревни, там у них были танцы. В то время, называлось это иначе. Бабушка всё его стыдила, говоря: « У тебя дети, а ты всё ещё на «игрища» ходишь, но дед её не слушал, всё продолжал ходить. Так дед любил играть на гармошке, и петь. (Теперь понятно откуда у меня и моего сына, такая большая любовь к песне и музыке, видно гены передаются через многие поколения).

Когда выросла, папина старшая сестра и выучилась на учительницу. Писала во всевозможные организации, вообще пыталась найти хоть какое – то известие о деде. Но ей ничего  не удалось узнать.

Страшные были времена, сейчас в наше время невозможно себе подобное представить. Покалеченные судьбы, жизни, и конечно очевидцев того времени в живых мало осталось.
 
Но память...  Это одно, что продолжает жить, хотя и она, возможно, стирает в себе достоверность и правдивость воспоминаний. Эту память о деде, я берегу. Об этом известно и моему сыну. Задам себе вопрос, нужно ли это? И сама на него отвечу – ДА!