Рыночный фундаментализм

Евгений Садков
 В предыдущем материале о демографической обстановке в России, написанной по следам "Открытой студии" за 18 апреля, речь шла о тенденции и факторах, влияющих на процесс. Участники той передачи не ответили, как мне показалось, на ряд существенных вопросов. И не раскрыли главный фактор -экономический.

 Давайте попытаемся разобраться. Опираться в этом вопросе мне хочется на работу русского мыслителя начала двадцатого века Новгородцева. В труде "Об общественном идеале" Павел Иванович значительное место уделяет взаимоотношению общества и личности. Очевидно, что обострение такого взаимодействия происходит на стыке социальных фаз. Не случайно работа была опубликована в 1917 году. И если часть россиян восприняла события Октября, как первую фазу построения более совершенного общества, Новгородцев считал красный переворот национальной трагедией. 

 Дальнейшие события показали определенную устойчивость новой исторической структуры. Это демонстрирует нам Китай. Вероятно, Октябрь повлиял и на развитие взаимоотношений капитала и сформированного пролетариата в ряде стран Запада. С другой стороны моментально проявились признаки утопичности построения рая в отдельном государстве.  Многие деятели Коминтерна считали данный процесс перманентным. Им не терпелось применить опыт в других странах. Что и было сделано с ближними, равными с Россией или более отсталыми, соседями. Предвоенные взаимоотношения Сталина с Гитлером позволили нашей стране присоединить к Союзу ещё ряд земель. В сорок пятом году в Европе на короткий исторический период оформилась новая геополитическая структура, названная в дальнейшем Организацией Варшавского договора.

 Без этого краткого экскурса трудно воспринять тенденции взаимоотношения общества и личности на определенном историческом этапе. Построение социализма можно рассматривать как попытку создания в конечном итоге абсолютного коллективизма.  С философской точки зрения такой подход означает поглощение личности общественным.

 Вот что писал по этому поводу сто лет назад Новгородцев.

 "Личность вся и до конца, во всей полноте своих потребностей и задач растворяется в общественной стихии,-думают крайние коллективисты,-в обществе и через общество спасается она от своей слабости и ограниченности, в нем она имеет и исходное начало, и завершающий предел своих стремлений".

 Если соединить этот философский посыл с исторической в то время многодетностью, получалась устойчивая тенденция к стабильной демографической обстановке в России. Даже войны, голодомор, чистки и гулаги не могли изменить её. Вопрос об исторической многодетности россиян необходимо выделить в отдельную тему. Но сейчас, несмотря на определенную перспективность изучения этого опыта, не будем касаться его.

 Как и определенное косвенное воздействие государства на деторождение. Наиболее ярок здесь пример "минерального секретаря" КПСС, как иронично окрестили Горбачева в период антиалкогольной компании. Но многие специалисты отмечают-эффект был. И очевидно, нынешняя, больше раздуваемая, демографическая волна связана, как ни странно, с закатом социализма.

 Адаптация населения в новую экономическую формацию проходит довольно болезненно. Это, естественно отражается на демографической обстановке в стане. Хорошо, что Ника Стрижак не пригласила на ту передачу Германа Стерлигова с его каменными жерновами для помола полбы. А вот Алексея Серебрякова интересно было послушать. Вероятно, есть древний родительский инстинкт ощущения опасности, грозящей следующему поколению. Чутье кошки, переносящей слепых котят из обреченного дома. А вот кенгуру выбрасывают своих детенышей из сумки, спасаясь от хищника. Подобные примеры у людей любит показывать Малахов.

 Все эти тенденции связаны с варварской ломкой старых экономических отношений и неспособностью властей построить на их месте новые.  Отринув утопичный абсолютный коллективизм, горе-идеологи лепят для социума песочный замок-абсолютный индивидуализм. Воткнув в сползающий на глазах шпиль сооружения флаг рыночного фундаментализма.

 "Личность довлеет себе, -пишет по этому поводу Новгородцев, -общество ей не помощь и не опора, а помеха и граница, только в самой себе может найти она спасение и выход из сознания своего несовершенства".  Эти слова относятся в полной мере и к растущим списочникам "Форбса" и к жителям российских "Фобосов". Отношения двух этих полюсов нашей жизни играет первостепенную роль в сложившейся демографической обстановке. Губительную как для одних, так и для других.  В конечном счете-для государства.

 Двадцать лет назад революционно создался социальный класс, полностью обладающий на сегодняшний момент не только средствами производства, но и всеми ресурсами страны. Думаю, лишне говорить , кто стоит на вершине этой вертикали.  За короткое время  воплотилась в жизнь идея об абсолютном индивидуализме. Парадокс заключается в том, что экономически такая структура стремится к единице. Исторически-к минус 273,15.

 Противоположный полюс тоже исторически бесперспективен. Социализм, формально развивая коллективизм, создал своеобразный тип гражданина, не обладающего правом собственности на средства производства. На словах это был хозяин заводов, газет, пароходов, на деле шла эволюционная реставрация экономического индивидуализма. По сути создатель неэффективной прибавочной стоимости был тем же пролетариатом. Источником жизни для него и его потомства была собственная рабсила. Первоначально идея построения земного рая в купе с аппаратом подавления инакомыслящих давала эффект. Итог мы наблюдали.

 Исторически пролетариат рассматривался не как могильщик капитала, в последующем гегемон. В древнем Риме при проведении переписи населения, людей, не имеющих собственности, отмечали как "proles". Это означало, что данный контингент предназначался для воспроизведения потомства. По одной из систем, граждане, находящиеся по имущественному цензу ниже пятого класса, не платили налоги и были освобождены от военной службы. Их главная функция-выращивание собственных детей. Согласитесь, современные попытки в области демографии напоминают реформы Туллия.

 В русском, дореволюционном толковании "пролетарий" означает безземельного человека. Не ручаюсь за точность, но в те времена за рождение мальчика полагалась непролетарию дополнительная десятина.  Что служило стимулом к укреплению трехвозрастной системы российской семьи. Отношения в такой социальной структуре совпадали с естественными природными циклами.

 Вернемся к производителю прибавочной стоимости в современной России. Как и при Советах, он не является пролетариатом. Там были свои причины, искаженные идеологией. При построении рыночного фундаментализма происходит иное искажение. Сейчас нет реальных общественных структур, отстаивающих права этой части населения. Не хочу приводить примеры. Их достаточно. Очевидно, что нынешний владелец собственности на средства производства не заинтересован в независимом профсоюзе. На собственном предприятии буржуа является богом для подчиненных. Любые попытки противодействия его самодурству, даже квалифицированного рабочего, караются строго и показательно для остальных. Это отдельная и необозримая тема, но не для этого формата.

 Просто суть. За последние двадцать лет пролетариат не сформировался. И судя по тенденциям, не имеет исторической перспективы. Его место в сформированных отношениях "хозяин-работник" занял прекариат. Формально права наемного работника охраняются государством. Реально же буржуа волен распоряжаться судьбой продающего ему свою рабочую силу человека. А значит и судьбой его потомства. А кому нужно такое бесправное потомство? Ни производящему его, ни, тем более, владельцу средств производства. Проще нанять ещё более безропотных жителей Таджикистана и Узбекистана.  Или отдавать территории народам-завоевателям.

 Как видим, демографическая ситуация зависит не от индивидуальной помощи "производящим потомство". В целом экономические отношения труда и капитала ведут страну к пропасти. Той, что поближе-социальной. Подальше-демографической для коренного населения. Рыночный фундаментализм губителен для России.

 В работе Новгородцева нашел по этому поводу замечательные строки:

             "Всё великое земное
              Разлетается, как дым:
              Ныне жребий выпал Трое,
              Завтра выпадет другим..."

 Но можно затормозить стремительный бег к пропасти. Хотя, кому это интересно? Беги, Лола, беги.