Закрытый урок. Эскиз

Владимир Казаков Нн
  Обычные современные люди скоры на выводы, категоричны в оценочных суждениях. Полученная оперативная информация мгновенно превращается в приговор событию, которое даже не показало свой профиль, не говоря уже о панораме, где важны не только улыбка, слёзы, горечь, но и обстоятельства их породившие.

   Работая с детьми в закрытых детских учреждениях(приют, детдом), мне было очень важно и интересно увидеть своими глазами их поведение, общение с миром людей, в котором они будут реально жить после...

   Этот мир "домашних" детей, и непосвящённых в их текущие дела взрослых, очень динамичен и противоречив. Поэтому я бы не спешил с выводами, а просто впитывал информацию, которая в любом виде полезна.

 

   В  детдоме все дети  были школьного возраста.  Некоторые учились в обычной школе, другие в коррекционной. Отдельным требовалось индивидуальное обучение в силу специфики их личностных особенностей.

   Расскажу об обычной средней школе. Даже не о школе, а о существенной особенности одного(одного ли?) урока 5-го класса. Там училась одна из наших девочек. Одна из самых смышлёных. Не ангел, с пластичной  психикой. Мама у неё умерла года три назад. Папа был жив до последнего времени, любил своих дочек(их было две сестрёнки), но выпивал и тяжело болел туберкулёзом... Была ещё  старенькая бабушка, практически слепая. Девочки посещали её ежемесячно в день пенсии...

  Школьный урок-это очень интимное событие. Участие в нём чужих людей искажает естественный обычный фон. Все, так называемые, открытые уроки, показательные занятия просто формализуют обман, узаконивают ложь. Лично я считаю, что от таких занятий гораздо больше вреда, чем пользы.

 За пять минут до звонка я подошёл к учительнице(она меня немного знала, так как я детей 1-4 класса лично отводил, встречал, и в школе уже примелькался) и попросил её разрешения посетить урок. Она не    с м о г л а  мне отказать...

  В классе было человек 30 учеников.  Моё место на "камчатке" их интересовало минуты две, а затем я растворился в их сознании, и мог спокойно наблюдать реальный педагогический  процесс.

  У педагогов современной российской школы  нынче обязательно вырабатывается качество, которого не было(или очень редко наблюдалось) в советской. Это - мужество. Оно может отклоняться в грубость или диктаторские замашки,тиранию, но без него учитель не способен сделать в школе ничего... Он просто вынужден  уйти из школы. Я сам педагог и хорошо это чувствую. Но я - мужчина.  Более того - интересный мужчина. Для меня это естественно. А для женщины-педагога..?

  Вести урок, где тебя слушают(слышат)1-2.., может быть, 3 ученика, 20 деликатно занимаются своими делами, а остальные 5   а к т и в н о  мешают(провоцируют): без  м у ж е с т в а  невозможно. Нынешние учительницы этому научились.
 Короче, этот урок был наглядным примером публичного одиночества мужественной учительницы, как способ избежать конфликта с учениками.
  Не осуждайте их. Жалеть или восторгаться тоже глупо. Это реальное положение вещей. Его нужно понять, его причины, технологию. Предложить свою. Сделать пластическую операцию внешности(а правильнее личности, опыту работы)  Министров образования регионов, государства  и обязать посещать уроки, а полезнее: провести. И не один 1 сентября, а месяц... Проще, конечно, поставить видеокамеры в классах...

 

  Войти в  реальную ситуацию урока и всем вместе без скандальных кадровых решений искать выход  из этого педагогического     к р и з и с а.

 

 То, что выход есть, а значит  его можно найти, знаю.

  В  90 - е годы прошлого века приходилось   с учебниками по советскому праву(где каждая глава начиналась с заклинания верности и необходимости коммунистической целеустремлённости...) вести  занятия с курсантами. Помню даже Конституция РФ два года после 1993 года отсутствовала в библиотеке военного училища. А про учебники из Москвы нам толковали, что их мы должны писать сами..! Справлялись.

 

  В конце 90-х на занятии по политологии вечером в Международном юридическом институте  25-летний студент  взмолился: "... я не могу заснуть, дайте поспать - я после работы!" На мою удивлённую реплику: "...спи, кто мешает?", последовал ответ: "...Вы!  Такие темы поднимаете, что спать н е в о з м о ж н о!"

  В начале 2000-го года увидел, что творится  в классе коррекционного обучения начальной школы(7  учеников): на обалдевшую от раскованности младшеклассников учительницу слева и справа наседали "детишки". Они ходили по классу как куры по деревенскому подворью и трогали всё, что интересно лежит, сидит, привлекает...   Минут 7 я следил за этим дидактическим процессом, затем определил главного модератора того урока(это был домашний мальчик не из приюта), молча вывел его из класса  и    ш ё п о т о м,   громко на ухо   проартикулировал ему мысль о том,что если он  м о и м   детям будет мешать учиться... 

   Мальчик оказался обучаемым. Когда мы через три минуты вернулись в класс и  он, поумневший от интимной беседы, молча, как паинька, сел на своё место: волна остальных учеников, отхлынула от  "учительницы", и она сама, сильно удивлённая, смогла  вести урок.