Реквием Верди в Капелле. Памяти Галины Ковалёвой

Павлова Вера Калиновна
     Реквием Верди в Капелле. Памяти Галины Ковалевой

     18 апреля в Капелле Санкт-Петербурга в исполнении Хора и Симфонического оркестра Капеллы прозвучит Реквием Джузеппе Верди. В концерте участвуют: солистка Мариинского театра Марина Шагуч (сопрано), Людмила Сиденко (меццо-сопрано), Станислав Леонтьев (тенор), солист Большого театра Петр Мигунов (бас). Дирижер – народный артист СССР Владислав Чернушенко.
 
     Концерт посвящается памяти выдающейся советской певицы Галины Александровны Ковалевой (1932-1995), солистки Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, народной артистки СССР и РСФСР.

     Галина Ковалева родилась в Краснодарском крае. В детстве у нее начался открытый туберкулезный процесс, и если бы не пение, Галина Александровна на всю жизнь осталась бы больным человеком. Феноменальные вокальные способности девушки должным образом оценили в Саратовской консерватории, куда ее приняли сразу, с первого же прослушивания.

     Ковалева была принята, несмотря на отсутствие какой бы то ни было профессиональной подготовки и знания нотной грамоты. В кратчайший срок, за два-три года, Ковалева смогла пройти весь музыкально-теоретический курс. В 1957 году Галина Ковалева стала солисткой Саратовского оперного театра.

     Всего за годы работы в этом театре Ковалева спела восемь оперных партий, составивших в дальнейшем основу ее репертуара и  куда она была приглашена В 1960 году она была приглашена в ЛенинградскИЙ театр оперы и балета им. Кирова,  Галина Ковалева гастролировала в Болгарии, Чехословакии, Франции, Италии, Канаде, Польше, ГДР, Японии.

     В 1964 году Ковалева была удостоена почетного звания заслуженной артистки РСФСР, через три года – народной артистки РСФСР. В 1974 году Галина Ковалева стала народной артисткой СССР. Преподавала в Ленинградской консерватории. В 1978 году Галина Александровна была удостоена Государственной премии РСФСР им. Глинки.

Реквием Джузеппе Верди – монументальный 7-частный цикл для четырех солистов, смешанного хора и оркестра – был написан в 1871 году. Наряду с психологической глубиной и эмоциональным музыкальным языком, Реквиему присущи театральная образность и красочность, сближающие это произведение с лучшими поздними операми композитора. Реквием – одно из наиболее выдающихся творений Верди и вместе с тем единственное его крупное произведение, не предназначенное для оперного театра.

     После смерти одного из величайших итальянских композиторов Джакомо Россини в 1868 году, Верди выступил с предложением, адресованным итальянским композиторам: совместно написать Реквием в память об ушедшем великом коллеге. Это предложение было принято с большим энтузиазмом. В конце концов, все части были написаны определенными для этого авторами, однако исполнение Реквиема так и не состоялось.

     Через некоторое время Верди принял решение закончить произведение в одиночку. К этому его подтолкнула смерть еще одного героя итальянской культуры того времени, одного из видных деятелей итальянского национально-освободительного движения, писателя Алессандро Манцони.

Реквием Верди впервые был исполнен 22 мая 1874 года в годовщину смерти Манцони в Милане, в церкви святого Марка под управлением самого автора и при участии грандиозного хора, оркестра и лучших итальянских певцов. Уже через несколько дней Реквием был повторен с огромным успехом в Ла Скала, а затем – в Париже, Вене, Санкт-Петербурге и других городах.

Реквием несет в себе большое количество черт, характерных именно для опер Верди. И в операх, и в Реквиеме самое важное для Верди – сила и красота человеческого духа. Именно яркость и напряженность эмоций делают Реквием Верди одним из наиболее любимых произведений слушателей всего мира.