Аноним как герой ихнего времени

Новиков Борис Владимирович
Феномен «интернет» – динамичное, сложное, с колоссальным потенциалом собственного развития, явление. Учитывая, что массовому «интернет», – по крайней мере, в нашей стране, – всего пара десятков лет от роду, вполне реальным есть то, что он еще не выявил и не обнаружил и малой части своих возможностей, – как средство коммуникации, как генератор информации, как источник, как хранитель, транслятор ее, как… – даже перечислять не буду: возможности безграничны. Перспективы – потрясающие.

Однако же «І» как событие культуры несет в себе и все те «родовые пятна», которые несет любое культурное обретение человечества. От гвоздя до ПК. С помощью гвоздей создавались шедевры архитектуры, с помощью гвоздей распинали Христа… (О Христе – исключительно потому, что пишутся эти строки на второй день праздника Пасхи…).

В общем же случае, это банальный вывод из банальных (своей очевидностью банальных) посылок: любое, – без изъятий, – обретение человеческой культуры может быть использовано (и, как показывает практика, используется) и во вред, и на пользу. И на добро, и на зло. Или же, говоря словами Ф. Энгельса: «Здесь та же разница, что между огнем на службе у человека и пожаром». Или, осовременивая ситуацию: между ледоколом «Арктика», «Ленин» etc. и Хиросимой, и Нагасаки…

Если уж ее и вовсе осовременить, то это и составит непосредственный предмет наших настоящих размышлений. Посылок и выводов. Доводов и аргументов.

Итак, «І». Это сегодня настолько существенный фактор нашего повседневного бытия, что не приходится даже огрызаться на расхожую сентенцию: «если раньше у ребенка было трое родителей: папа, мама, TV, то нынче четыре: папа, мама, TV, «І». Впрочем, не меньше трех: семья может быть неполной. Даже если отсутствует папа, то TV и «І» – всегда в доме. Всегда. И вот с младых ногтей ребенок не отходит от ПК. Научается держать мышку раньше, чем ложку, не говоря уж – ручку или карандаш; стучать по клаве – раньше, чем стучать в дверь, прежде чем войти…

И находит он там, в этом безбрежном море информации, дезинформации, информационного шума, спама и флуда – что угодно и сколько угодно.

Но мы сегодня из, повторяем, безбрежной проблематики, связанной с «І» «выпилим» и попытаемся, – в первом приближении, – осмыслить один-единственный сюжет: феномен анонимности участников сего процессу. Феномен того и тех, кто скрывается за т.н. «никами». И – «гонит»… а, учитывая, что аудитория всемирной сети – миллионы и миллионы, то этого «гонева» в ней – немерено.

Вот и попытаемся через призму этого феномена: анонимности, посмотреть на балансы и векторы, на тенденции и приоритеты. На тренды и мейнстримы. Строго говоря, их, трендов-то этих, всего два. То ли: от сети – к паутине. То ли: от сети – к узору.

Узором любуются. Он красив. Он благороден. Он совершенен. Он – плод искусства. Словом, он – культура, используемая «в мирных целях». Как ядерная энергия в реакторе ледокола «Ленин».

В паутину попадают. В паутину завлекают. Паутиной соблазняют. Паутину сознательно плетут и расставляют в виде ловушки. Капкана. Для жертвы. Но, если есть жертва, значить есть злодей. Насильник. Преступник. Если есть паутина – есть паук. Кровопивец. Если была Хиросима, значит были авторы «проекта», значит были его идеологи, продюсеры и непосредственные исполнители. Были…
Есть и будут. Еще какое-то время. Пока на Земле не утвердится действительный гуманизм. В форме практической всеобщности. Однако, не будем отвлекаться. И – забегать вперед…

Итак, «І». Что поражает (и повергает в шок и трепет, в растерянность и уныние родителей малолетних детей в особенности) в очередь первую? Колоссальное, – можно сказать: полное, – засилье в паутине «І» рафинированного бескультурья. Речевого, смыслового, уж не говоря – не проходящего малейшего таможенного, – логического, этического, эстетического, исторического, юридического etc. – досмотра и контроля материала. Контрабанды и контрафакта культурного.
Безграмотность, мат-перемат, намеренная дезинформация, безнаказанная диффамация, клевета, наветы, инвективы, инсинуации, измышления, доносы, сплетни…

Да в любом украинском селе в годы моего детства и юности (по крайней мере, так было в моем родном селе) участковый вязал и отправлял в райцентр на 15 суток любого подвыпившего (реже – трезвого, – самоконтроль был неслабым, а уж внутренний цензор: «что люди скажут» – работал почти безотказно) парубка либо мужика, из чьего рта чаянно или не вырывался мат… И подметал он там угрюмо и без малейшего трудового рвения на виду у земляков площадь перед райсоветом две недели. Действовало. Не скажу, что становился Иоанном Златоустом, но впредь «базар фильтровал» тщательно.

А нынче сквернословие – едва ли не свидетельство доблести, демократии, свободы, либерализма… Удали. Едва ли не – комильфо. А ведь от сквернословия к скверночувствию, а затем к практикам осквернения – один шаг.

Ни фига себе демократия, ни фига себе «европейские ценности». Видимо, тоже общечеловеческие… А что же тогда: растление?! Растление вообще и несовершеннолетних, юношества, молодежи – ближайшим образом?!!
Так тогда же была уверенность: поймают. Поймают и накажут. За проступком (преступлением) – следовало наказание. Может, не всегда неотвратимое, но – следовало.

А сегодня – день и ночь, круглосуточно и бесконтрольно в дух, в душу, – нередко еще вовсе неокрепшие, – ведрами и цистернами, уж не говоря – ушатами намеренно и «по науке» вливается эта нечисть. Посредством TV, – прошу прощения за банальность, – она тоже вливается. Но там труднее анонимизироваться. Вливается и через литературу. Но там надо подписываться: «Подервянский», «Днестровой», «Карпа» etc. И это немного сдерживает орлов и ихних «литературных» подруг. Впрочем, литература подобная уже давно деградировала в «сучукрлит»… На «І» даже этих сдержек практически нет. Институт анонимности здесь возведен в ранг священной коровы. Неприкасаем. Непосягаем. Почти: доблесть.

А почему?

Мне кажется, даже тот фактор, что это используется как средство (оружие) массового поражения для насаждения дикости, безнравственности – это «номер четырнадцатый». При всей важности этого оружия для разложения и покорения «этой» (и «той», и «той») страны.

Фактор номер раз – все же политический. Ну, в смысле: подрывная политическая деятельность. Затем – экономический, идеологический, демографический, культурный… Впрочем, был бы очень опрометчивым и даже наивным вывод, что на просторах «І» царит полная бесконтрольность. Воля. Вольница. Угу… Цензоры советского времени нервно курят в сторонке, глядя на то, как жестко и мгновенно цензурируется каждый квадратный дюйм «инфы», которая поступает как от анонимных, так и не авторов на тот или иной сайт, блог, ресурс etc. Правда, зовут сие действо и его субъектов хотя и по-зарубежному, но иначе. Модерирование и модераторы. Банят так, что мышь не проскочит! С таким же успехом вы сможете выступить в студиях патентованных либералов на «Эхе», «Дожде» etc., либо вас напечатают в ЕЖе, РЖе и многих похожих «Ж», если у вас – отличная от ихней принципиальная позиция. Словом, полная диктатура демократии. Конечно, бывают, – для них – досадные промахи и недосмотры. Но – редко.

На своей шкуре испытал, в частности, что такое «шушаризация» на ресурсе ru-politics.livejournal.com. Там тебя демолиберальные церберки в момент так зачистят, что мало не покажется. Попробуй хоть одно доброе слово сказать о России, Путине, КПРФ, РПЦ etc. Зато «поливать» их можешь – хоть круглосуточно. И красноречием, равно, как и нормативной лексикой (не говоря уж – достоверностью сообщаемого) можешь себя особенно не утруждать. Тут ведь все дело: в «свободе» и «полной незаангажированности». С-ки позорные…
Т.е. все дело вовсе и не в цензуре, и не в анонимности. А в ответе на вопрос вождя: «кому это выгодно?».

Лишний раз в этом пришлось ежедневно и ежечасно убеждаться в период с декабря 2011 г. по март 2012 г. на примере России. Ну, разумеется, в связи с думскими и президентскими выборами. Не буду своими словами пересказывать ситуацию, сошлюсь на наблюдение и выводы людей, непосредственно «включенных». Ниже – посвященный данной теме материал одного, с весьма серьезным уровнем блоггерской культуры, автора – Даниила Шишкина. Материал называется весьма выразительно: «Анонимность в интернете: трусы под маской свободы». Заодно же приведу здесь и несколько толковых рассуждений отдельных авторов, – троллей, – принявших участие в обсуждении вышеназванного материала.

«В декабре 2011 года начальник Бюро специальных технических мероприятий МВД России генерал-майор полиции Алексей Мошков в интервью «Российской газете» высказал мнение о том, что честному и законопослушному человеку незачем прятаться под «ником». «Никто за критику никого разыскивать и арестовывать не будет. Зарегистрируйся под реальным именем, сообщи настоящий адрес – и общайся», – добавил генерал-майор.

Идея Мошкова, разумеется, в сети без внимания не осталась – тут же бложики забрызгали слюной о «закручивании гаек в сети», репрессиях Интернет-пользователей и нарушении личного пространства. Большинство комментаторов, как водится, интервью не читали, зато основную мысль уловили – хотят сделать сеть свободной от троллей, то есть от нас. А кто добровольно откажется от «сладкой» травли за маской анонима в тёплой столичной квартирке?

Китай, например, рефередумов проводить не стал, да и спрашивать мировое Интернет – «комьюнити» тоже – взял и отменил анонимность в социальных сетях. Теперь в Поднебесной при регистрации у провайдера и в социальных сетях гражданам недостаточно будет указать лишь свой никнейм: всем необходимо будет вводить настоящие паспортные данные. А те, кто уже имеет аккаунты, должны будут предъявить свой паспорт провайдеру в течение трёх месяцев, нарушители нововведения будут заблокированы. А что в этом такого? Теперь человек при общении в сетях точно будет знать, что общается не с «ботом», а с настоящим, живым человеком, пусть и виртуально. Больше того, за прошлый год, когда в рамках эксперимента анонимность была отменена в городах Гуанчжоу и Шэньчжэнь, полиции удалось выявить и арестовать несколько сотен уголовных преступников, находящихся в розыске.

Конечно, «наш» преступник ещё не так продвинут, как китайский, и зачастую ещё пользуется «дедовскими» методами. Тем не менее, и наши мошенники уже начали неотвратимый «крестовый поход» за девственностью Интернет-юзера.

Ярким примером использования анонимности, а, следовательно, полной безнаказанности, были массовые фальсификации видеороликов нарушений на выборах 4 декабря. Если помните, то к ним обращались буквально как к истине в последней инстанции, хотя по результатам проверок криминалистов МВД России на большинстве видеосюжетов замечены элементы монтажа. А Владимир Маркин, официальный представитель Следственного комитета России, сообщил, что все видеоролики были распространены с одного сервера, который расположен на территории США в штате Калифорния.

Но вряд ли кто-то из ярых борцов «за честные», усиленно «рассказывающий друзьям» о новых и новых видео-свидетельствах нарушений, сможет осознать, что был попросту использован и распространял заведомо ложную информацию, веря «кристально честному» боту «Ивану Иванову».

Персонифицированная регистрация пользователей заставила бы людей десять раз подумать, прежде чем размещать и писать всякие глупости. Так, недавно я читал «откровения» бывшего комиссара «Наших», разумеется, в целях конспирации, без имени и фамилии. Экс-активист рассказывал, как «деньги текли рекой», а для отчётов за потраченные средства организации «на пиво и девочек» чеки собирались буквально в супермаркете на кассе. Чудеса! Конечно, сайт, с которого был сделал перепост, при переходе выдавал «Ошибка 404» (Not Found – не найдено). Зато «скандальное разоблачение» успело получить дюжину «лайков».
А как легко по социальным сетям разлетаются посты, где Россия располагается между Нигерией и Зимбабве – сказка! Неважно, по каким критериям – для недалёкого юзера важно, что мы в полной... западне, а то, откуда взялись эта абсурдные цифры, на деле мало кого интересует – дороги же плохие, значит – правда

Эти посты – дело рук людей, которые профессионально занимаются фальсификацией информации, они очень эрудированы и анонимны и, в отличие от недалёких троллей, знают, как подать информацию так, чтобы она разлеталась, как горячие пирожки. Своего рода это целое искусство, которым на промышленной основе занимаются прозападные наймиты. Они давно продали Родину и сейчас делают так, чтобы это сделали и вы. Надо признаться, что по итогам событий этой зимы они сильно преуспели.

Благодаря вседозволенности в сети, падению идеалов и отсутствию «длинных мыслей» у части элит на чернозёме анонимного безответственного и безнаказанного Интернета появилось новое поколение людей. Михаил Леонтьев, главный редактор журнала «Однако», интервью с которым опубликовано в мартовском номере газеты «Вольтер», хорошо подметил, что это «поколение людей, в принципе не считающее возможным отвечать за свои поступки, не то, что за слова». Примером такого «креативного поколения» являются девицы из «Pussy Riot», которые продолжили дело старших товарищей из до смерти «креативной» артгруппы «Война».

Почему российский Интернет-пользователь в массе своей не хочет выйти из тени анонимности? Ничего удивительного, наличие статус-кво в этом вопросе гарантирует уход от ответственности и делает невозможной попытку заставить отвечать за свои слова. Это логика общества, которое состоит из трусов, людей, которые не готовы взять на себя ответственность даже за своё мнение. Тогда о какой ответственности и прозрачности власти идёт речь, если те, кто предъявляют претензии, сами прячутся под «ником» «Аноним»?» [odnako.org].

Ну, а сейчас предоставим слово некоторым «недалеким троллям», хотя откровенно говоря, изредка среди них попадаются люди с весьма незаурядным уровнем интеллектуального развития, которое, в свою очередь, находится в полном согласии и с моральными принципами, и с эстетическим вкусом. И оттого вдвойне жалко, что приходится иметь дело с «анонимусом».

«Колосов Игорь Александрович:
Анонимность в интернете должна быть ликвидирована взаимно. А не по отношению только к рядовым пользователям».

«Дмитрий Федоров:
Абсолютно с вами согласен. Интернет всегда кому-то принадлежит, хочется поименно знать владельцев сайтов, социальных сетей, людей, «строящих» интернет на чьи-то деньги».

«Лилиана Евгеньевна Суворинова:
А я вот заметила, что подписываться своим именем мне просто гораздо проще (и врать не надо, и не надо помнить, чего именно наврал), а когда пробовала пользоваться ником как-то самой скучно было. Но возможность такую надо всё-таки оставить, органам всё-равно, а юзеру приятно: все же понимают, что при желании вычислить кого-то, его вычислят. Причем экстремизм пришьют как в России, так и в Китае, но! – особенно! – в Пендосии. Там с этим вообще проблем нет. Кто боится, тот прекрасно может совсем не постить и не участвовать в чатах, и ихние жены и мужья им только спасибо скажут».

«Тихий:
«…Ник – это иллюзия безнаказанности». Я бы только поменял «безнаказанности» на «анонимности». Это все-таки не одно и то же. В остальном же согласен. Провайдеры выдадут информацию по первому требованию. Владельцы соц.сетей – также выдадут логи с серверов. А продвинутым хомячкам, надеящимся на прокси и остальные технические фишки, хотелось бы намекнуть: в сети нет добрых дядей, безвозмездно помогающих вам сохранять анонимность. Судя по спорам об анонимности – у нас два пути: или в Северную Корею или в США. Пусть каждый выбирает. Кстати, в США оппозиционного мнения в интернете при всей его «анонимности» практически не найти. Нашим ленивым властям проще чего-то запретить, чем учиться «манипулированию сознанием». Зачем забирать у людей иллюзию анонимности? А для американских серверов есть два лекарства – свои серверы и своя кибер-разведка».

…Статья хорошая. Троллинг, прямо скажу, так себе. А вывод простой. Даже два вывода. Первый: Земля – круглая, а жизнь – короткая. И второй: За все надо платить. Если платить не вовремя – придется расплачиваться.

ЗЫ: Кто чего-то не понял, спрашивайте. Я под ником не прячусь.