Смелость

Сергей Жанов
Путь к истине не может быть каменной лестницей. Не может он быть и неприступной скалой. Не может быть он трудным, но непрерывным путём в гору. В последнем его основное отличие от других дорог.

Путь к истине есть путь в гору пересечённый бездонными пропастями, где даже у самой узкой из них не видно другого края, а у последней пропасти другого края просто нет, как нет его и у истины.

Через пропасть можно только перелететь.

К краю пропасти подходит путник со своими товарищами.

Лицо его изнурено, глаза печальны, но он рад. Он знает, что пришёл к следующему этапу, что всё закончено, и он может броситься в пропасть, которая безвозвратно отрежет всё, что было. Ветер высушит слёзы о былом. Дождь смоет все следы. И на другом конце его ждут новые силы и новый путь. Он знает, что его ждёт и небольшой отдых, достаточный, чтобы восстановить силы для следующего восхождения - вот почему он рад.

Лицо его изнурено.

Когда вы подходите к концу пути - у вас за плечами невыносимая ноша опыта. Вы едва ли ползёте к краю пропасти - вот почему лицо его изнурено.

Глаза его печальны.

Он видит нерешительность в глазах спутников. Он привык к ним в пути и даже начал верить, что хватит у них смелости прыгнуть с ним в пропасть, но, увы. По их глазам он понимает, что опять один.

Он обращается к ним:

- Друзья мои, не бойтесь! Вспомните всё, чему я вас учил! Вы не разобьётесь и не погибните, ибо смерти нет! Есть новая жизнь!
Вы преодолели со мной этот участок пути, вы верили мне. Почему же сейчас вижу я сомнение в глазах ваших?
Летите со мной! Не бойтесь, я знаю путь!
Почему вы молчите?
Если верили раньше, почему не верите сейчас?
Если понимали раньше, почему не понимаете сейчас?

- Мы боимся, ибо не видим другого края - отвечали они.

- Вы не видели ничего и ранее, вы не видели и этого края пока не пришли сюда. Тем не менее, вы шли со мной, вы верили мне… или нет?

- Мы шли по твёрдой земле, пусть путь был в гору, но мы видели опору…

- Я говорил, мы идём к пропасти!

- Мы думали у нас появятся крылья, а их нет.

- Вера! - Ваши крылья.
Я всегда вам об этом говорил и повторяю сейчас!
Неужели вы меня не понимали… Или понимали столь превратно, что лучше бы сразу сознались в непонимании?
К чему было вам изнурять себя подъемом в гору?
Оставались бы дома!

… В ответ - молчание. Спутники потупили глаза. Никто из них не сделал шага вперёд.

Но, ещё не сказав этих слов, он знал, что по-прежнему один и безумная грусть охватила всё его существо. Он хорошо понимает своих спутников и не осуждает их. У него закрадывается мысль, что может, было бы лучше остаться с ними, но понимает, что не может. Ибо невозможно это для него! Ибо рождённый летать не может вечно ползать!

Он больше ничего не говорит. Всё уже сказано. Он осознаёт, что никогда больше не увидит своих спутников. Да, там на другом краю будут другие, но этих он больше не увидит.

Час пробил… Пора… Промедление подобно смерти - смерть и есть.

Тихо, про себя он прощается с ними и делает последний шаг…

Он не мог не прыгнуть, ибо знал, что выполнил всё на этом отрезке пути и каждая лишняя минута, проведённая на этом краю, съедала его и без того на исходе силы. Груз пути можно снять только в пропасти. Если бы он задержался, то могло и не хватить у него сил сделать тот шаг. И всю оставшуюся жизнь, если это можно назвать жизнью, он бы жил со всем грузом этого пути за плечами так и не сброшенным в пропасть, и с памятью об этом промедлении, подобным и являющимся, по сути, смертью.

Как часто люди совершают героические усилия, чтобы дойти до края пропасти, но боятся сделать последний шаг.

* * *