О карате пьяных каскадёрах и сложности чувств ч1

Игорь Исетский
     ОБ УВЛЕЧЕНИИ КАРАТЕ, ПЬЯНЫХ "КАСКАДЁРАХ" И СЛОЖНОСТИ ЧУВСТВ, Ч.1.

     Памяти Сергея Швецова

     Эта история случилась в начале 80-ых  годов. Тогда карате уже довольно уверенно шагало по Союзу. Многие бредили загадочным восточным единоборством.
     В печати изредка появлялись статьи о новом для страны виде спорта. Помню, в одном молодёжном журнале прочёл о человеке, имя которого сегодня известно многим, - Алексее Штурмине, одном из основателей в СССР карате-до, которым Алексей овладевал в Японии, где работал несколько лет. С годами достиг больших высот (шестой дан).
     В беседе с корреспондентом Штурмин, проводя тренировку, спокойно закинул одну ногу на шею без помощи рук (вертикальный шпагат, да ещё таким образом)…
     Телевидение помалкивало. Зато в кинотеатрах прошёл фильм "Пираты двадцатого века", где бандита Салеха сыграл актёр Талгат Нигматулин (заслуживший в дальнейшем чёрный пояс), чемпион Узбекистана по карате.
     Тадеуш Касьянов снялся в роли боцмана. Касьянов - мастер спорта по боксу, в настоящее время Президент Всероссийской федерации рукопашного боя и традиционного карате (шестой дан).
     Но в фильме, если разобраться, чудеса, карате мы видим в самом начале. Вот Боцман идёт по палубе судна, крутя в руках оружием каратиста нунчаками (правильно «нунчаку», но говорят именно так, как я написал).
     Не просто ими овладеть. Запросто себе же голову прошибёшь. Потом актёр ногой ломает толстенную доску. Естественно, и Салех (Т.Нигматулин) по ходу действия применяет восточные приёмы…
     Тадеуш Касьянов прекрасно дублировал Михая Волонтира в кинофильме «В зоне особого внимания».
     Помните, в лесную сторожку заходит прапорщик Волентир. Ему наносит удар в живот один из бандитов, спрятавшихся в домике. Прапорщик сгибается в поясе (попробуй, пробей пресс мастеру, когда он всегда готов к бою), быстро отмечает, где и сколько находится противников (сбежавших зеков) и расправляется с ними.
     Надо сказать, М.Волонтир – сам хороший спортсмен. Б.Галкин сказал однажды: на первых порах Михай и бегал быстрее Бориса, занимающегося боксом и борьбой. А ведь Волонтир ощутимо старше Галкина.
     В годы учёбы удалось побывать на встрече с исполнителем главных ролей в фильмах «В зоне особого внимания и «Ответный ход» (второй фильм с теми же героями) Борисом Галкиным в небольшом свердловском кинотеатре «Искра» на проспекте Ленина, что несколько ниже УПИ.
     С удивлением узнал, что актёр ранее снялся в нескольких фильмах. Например, в главной роли в «Свеаборге».
     Борис с юмором рассказывал, как Никита Михалков, останавливая Галкина в коридорах «Мосфильма, говорил (Борис точно передал голос режиссёра): «Галкин, тебя надо снимать, обязательно, непременно. Есть классная роль в моём кино «Свой среди чужих, чужой среди своих». В первых кадрах красноармеец скачет на коне и криком оповещает о победе в гражданской войне. Сваливается в траву, балдеет от счастья». …Несколько минут на экране. Дальше другие герои и сюжет, как знаете…
     «А в «Рабе любви» не помните меня?» - обратился артист к залу. Никто не отозвался. Тогда он, по-прежнему с улыбкой напоминает: «Там я появляюсь тоже в начале фильма. Очевидно, Никита Сергеевич доверял мне… открывать ворота в его произведениях.
     Так вот, в «Рабе любви» в первых кадрах картины меня задерживают белогвардейцы, ведут, выбивают головой витрину и бросают в подкативший грузовик. И всё…»
     В фильмах о десантниках Галкин (лейтенант, а потом капитан Тарасов) сам выполнял трюки. Например, в одной сцене фильма "Ответный ход" он с досады бъёт ногой по тонкой дверке заброшенного строения, оставляя в ней отверстие. Вроде, ерунда.
     Попробуйте рукой пробить газету. Кажется, ничего нет проще. А это сделает далеко не каждый.
     Газетный лист один человек держит двумя руками за верхние края. Другой лупит по нему и рвёт его, пачкая кисть типографской краской.
     Лишь человек, обладающий сильным, резким прямым ударом легко осилит такую задачу. 
      
     Конечно, многие мечтали не то чтобы стать мастерами изысканной борьбы, а просто позаниматься экзотическим видом спорта, иметь о нём представление. И, понятно, научиться чему-нибудь. Но где?
     В Свердловском юридическом институте существовала секция карате, которую вёл, а точнее, являлся сенсеем (учителем) призёр чемпионата России Владимир Минков.
     Артур Мерцаев, дружок, узнав о моём желании попасть в ученики к Минкову, сказал:
     - Ноу проблем. Устрою. Я Вовку хорошо знаю.
     - Серьёзно? Ну, есть хоть кто-то, с кем ты не знаком из мало-мальски известных людей в нашем окружении? А сам, почему не занимаешься?
     - Да ну... Туда надо регулярно ходить. Я же нередко занят по вечерам. Ну, понимаешь…
     Тренировки тяжёлые. Имеешь представление? А то убежишь после первого занятия...
     - Видел, как там всё проходит. У входа в спортзал не раз стоял с такими же мечтателями. Смотреть разрешают, а вот записаться... Там столько народу. А по поводу тяжести... в армии нас тоже неплохо гоняли. Дыхалка в норме. На турнике раз шестнадцать подтянусь. Выход силы на одну, обе руки... Думаю, не сломаюсь.
     Знаю о твоих вечерних увлечениях. А то пошли вместе, глядишь, силы прибавится. Девчонки вообще обалдеют.
     - Никто и не жалуется, - парировал Артур.
    
     Следующим вечером Мерцаев представил меня Владимиру Минкову. Студенты в мокрых от пота кимоно выходили из зала.
     Володя стоял в центре, скрестив руки на груди. Подошли к нему. Минков протянул руку Мерцаеву, затем мне.
     - Игорь, - Артур жестом указал на меня. - Служил в Афгане, спецназовец. Человек восемь завалит в драке.
     "Что он несёт?" – в душе возмутился я, не предполагая, что мой товарищ ещё и «накаркал», о чём ниже.
     - Ну, тогда ему надо в "Динамо" тренироваться у Сергея Степанова, чёрный пояс, первый дан у него - произнёс Владимир, осматривая меня. - Я тоже там занимаюсь. Сергей Казанцев, можно сказать, восходящая звезда карате, тоже на "Динамо" А здесь все новички. Белые пояса и то далеко не у всех. У тебя какой, кстати? Вообще-то, я всех знаю в нашей среде.
     Придя в себя после неожиданной шутки Артура, я сказал:
     - Никакого. Друг несёт, что ни попадя.
     - Понятно. Его стиль нам известен. Любит поговорить. Ты не тушуйся. Мерцай меня в одном месте представил чемпионом мира с чёрным поясом девятого дана, который вообще никому не присваивался.
     Приходи через день к шести вечера в спортивной форме, если нет кимоно.
     Серёга Швецов, сосед по комнате в общежитии, отдал откуда-то имеющуюся у него куртку от кимоно. Я из белого вафельного полотенца сшил пояс. (В летние каникулы  мне случайно удалось приобрести в магазине на окраине Ленинграда  кимоно заводского пошива за 20 рублей .)
      Так начались мои занятия, не вышедшие далее получения определённых навыков, но очень помогающие мне в жизни, за что я по сей день благодарен своим учителям.
       В 1983-ем году В.Минков завершил учёбу, получил диплом, и карате тихо почило в нашей среде.
     Нет, другие ребята, имеющие далеко не самые первые пояса единоборства, в институте ещё обучались. Одно время секцию вёл Володька Завития, весёлый и добрый человек. Кажется, он обладал зелёным поясом…
     У Вовки Черных (у нас почему-то все сенсеи носили одно имя), у которого я одно время занимался в небольшом, плохо оборудованном и неважно освещённом чердачном помещении ВУЗа, был тёмно-синий пояс школы шотокан. За ним идут три коричневых, а потом долгожданный чёрный.
     Если я что-то путаю, не ругайте меня, мастера карате.
     У Минкова мы овладевали азами японской школы киокосинкай (пишут и киокушинкай и по-другому). Все термины на языке страны Восходящего солнца). Благодаря ей, я свободно говорю на японском языке. Шучу. Если честно, - частично.
     Как там счёт от одного до десяти?.. Ити-ни-сан-си-гоу-роки-сити-хаги-кю-дзю! Дзю, как понимаете, - десять, обычно выкрикивалось сенсеем или одновременно всеми спортсменами.
     Уборщица, иногда находящаяся в зале по долгу службы, вздрагивала и крестилась, называя нас по-доброму чертятами.
     Вовка предлагал ей:
     - Тёть Фая, становись в строй. Я вижу, талант у тебя есть. Через месяцок, гарантирую, расквасишь рожу своему алкашу-зятю.
     - Да подь ты, Вовка. Я его и шваброй обрабатываю неплохо. Не сопротивлятся ишо.
     - Ладно, если руку подымет, приглашай в гости. Одного визита, полагаю, хватит…
     Черных выступал и в областных, и во всероссийских, соревнованиях по карате. Но не всегда получал призовые места, хотя нередко попадал в полуфиналы, финалы...
     В спарринге он порою входил в раж, забывался и вырубал противника ударом в голову, что, – запрещено правилами (такие удары только намечаются и фиксируется жюри).
     Вовку, понятно, не допускали к дальнейшему участию в состязаниях, но он не унывал.
     Занимался с нами, самостоятельно отрабатывая удары, одновременно считая, пока мы выполняли упражнения.

     Через некоторое время обучение карате запретили и у нас.
     Лишь немногим удалось «проникнуть» в секцию при «Динамо». Один из счастливчиков, Вовка Пристомов, обучался совместно со мной и много рассказывал о тренировках. О том, что на аттестацию спортсменов приезжал из Москвы известный мастер Александр Танюшкин. Он с 1981-го года являлся обладателем второго дана (ныне – седьмого).
     Спорт ушёл в подполье, а мастеров, попадавшихся на обучении запрещённому восточному единоборству, периодически отправляли в колонии...
    
     А тогда, осенью 81-го, я начал посещать занятия. Первое время, конечно, выматывался сильно, но бросить спорт и в мыслях не мелькало. Трижды в неделю я вместе с другими ребятами вечерком являлся в спортивный зал.
     Мы быстро раскладывали на полу сложенные по углам маты и раскатывали на них огромный рулон крепкой синтетической материи белого цвета.
     Затем все садились рядами лицом в одном направлении. Впереди - сенсей.
     Мы склоняли головы к груди и закрывали глаза, настраиваясь на тренировку.
     Через несколько минут по команде учителя спортсмены вскакивали и становились в стойку. Далее разминка бЕгом и постепенный переход к более сложным упражнениям.
     Одно из них являлось самым трудным: бежать по залу, неся партнёра на плечах и шее. А в пару со мной поставили Сашку Смирнова из Иркутска, имеющего вес около 90 килограммов.
     Помню, когда я впервые подставил ему спину, тот, прежде чем запрыгнуть на мои плечи, извинился:
     - Тут уж, Игорёк, ничего не поделаешь, придётся потерпеть.
     Что скрывать, мне, весившему значительно меньше, подумалось: как бы ни рухнуть на бегу, да не ушибить Сашку.
     На удивление, я довольно резво побежал, не особо чувствуя тяжесть. У меня ведь не только руки, но и ноги были подкачаны (ежедневным поочерёдным приседанием на одной ноге по десять и более раз).
     Но через несколько кругов становилось нелегко. Звучала команда поменяться местами, и я отдыхал на бегущем Сашке. Вот он, настоящий кайф - утомившись, расслабляться в подобной позе. Так обычно носят раненых.
     После тренировки Саня спросил:
     - Ты копейки-то взял?
     - Зачем? Тут, вроде, бесплатно.
     - Занятия, да. А водички газированной не желаешь?
     - О, я бы сейчас и обычной полный графин выхлестал. Вот до комнаты доберусь...
     - Пошли, здесь попьём. У меня есть мелочь.
     Мы подошли к аппарату с газированной водой, стоящем на первом этаже. Небольшая очередь каратистов "заправлялась" жидкостью.
     Смирнов дал мне две монетки достоинством в одну и три копейки. Если в специальное отверстие бросить три копейки, то аппарат выдаст стакан воды с сиропом, за копейку – обычная прозрачная вода, заправленная углекислым газом.
     После хорошей выкладки на занятиях пить хотелось всем. Помню, однажды я без труда осилил один за другим четыре стакана газводы с приятным яблочным сиропом. Лишь тогда насытился.
     Мой друг Лёха Амишин, кандидат в мастера спорта по вольной борьбе, узнав, как мы утоляем жажду, разъяснил:
     - Я знаю, как хочется пить после беготни и упражнений. Но надо сдержаться. У тебя же капитально разогреты мышцы. А вода оказывает суживающее действие. И часть твоего труда уходит насмарку. И нагрузка на сердце. Потерпи минут 20 и попей.
     После двух месяца тренировок, я свободно садился на вертикальный шпагат и почти полностью на продольный. Начинали, помню с того, что, широко расставив ноги и согнув руки в локтях, зубами поднимали с татами пояс.
     Примерно таким «макаром» герой Фрунзика Мкртчяна в «Мимино» пытался во время танца в ресторане поднять с пола брошенный платок.
     Как-то Минков сказал, чтобы на очередную тренировку все принесли по несколько досочек от ящиков, в которых хранят овощи и фрукты.
     Подобная тара горами стояла у любого овощного магазина.
     На занятии Минков велел одному человеку из пары крепко держать доску, вытянув руки вперёд. Предварительно тренер продемонстрировал удар, легко сломав деревяшку.
     - Не думайте, что у всех сразу получится. Настройтесь и без боязни наносите удар.
     Очень хорошее упражнение, вырабатывающее резкость и точность удара.
     Позже доски будут толще. Чтобы сломать предмет нужно наметить точку удара за ним, иначе вы вдарите по поверхности и можете травмировать руку.
     Итак, настройка на удар.
     Спортсмены стали медленно подносить руки к дощечкам, будто прицеливаясь. Затем по команде «ёй» (приготовиться) все приняли указанную стойку, а после крика сенсея: «Хадзимэ!», - дружно крикнув «кия!», одновременно ударили в доски. Раздался синхронный треск, и обломки дерева упали вниз. Потом партнёры поменялись и уже «держащие» доску - стали «бьющими».
    
     Надо сказать, что в ящичках, из которых мы добывали доску, порой попадались довольно крепкие, берёзовые. Они  пружинили, по причине чего сломать «берёзу» являлось не самым простым делом. А уж, если попадёшь в нижний край доски, она как лезвие, сдерёт кожу с ваших казанков.
    
     Со временем мы стали кумитировать (проводить учебные бои) между собой.
     Минков поочерёдно подходил к ученикам. Те начинали бой, сначала поклонившись друг другу в соответствии с ритуалом.
     После удачно проведённого или намеченного удара сенсей приказывал остановиться, называл оценку каратисту, нанесшему удар, а потом объявлял победу тому, кто оказывался более ловким.
     Помню, в схватке с сокурсником, членом комитета комсомола, мне довольно быстро присвоили победу. А позже, когда меня обсуждали за мелкий проступок на совещании комсомольской организации, тот парнишка яростно клеймил меня. Видимо думал: «А вот здесь, дружочек, иппон –  чистую победу –  заработаю я!»
     Собрание меня «оправдало», что заметно огорчило моего недавнего спарринг-партнёра.
     Имени парня я не знал. Он был смуглым кудрявым брюнетом. В коридоре я обратился к нему:
     - Слышь, чувак, ты что, поражение мне простить не можешь? Ты же понимаешь, от этого никто не застрахован. Чё глазёнки выпучил, уловимый мститель? Тренировка сегодня, не забывай.
    - Конечно, приду, но драться с тобой не стану из принципа.
    - Вообще, мы там не дерёмся, но какие претензии, скажи?
    - Ты плохой комсомолец, не активный, работу не проводишь.
    - А ты – с*ыкун. И твоя деятельность только для виду, - я наклонился к уху паренька, потому что снующие по коридору преподы и студенты стали оборачиваться в нашу сторону, - Кому она нужна твоя драная работа, пионервожатый?
     Активист ещё больше вытаращил свои огромные  глаза и отошёл к окну.

     С само начала Минков научил нас хорошей защите живота. В стойке немного нагибаешься, прикрывая рёбрами солнечное сплетение.
     Когда все занимали оборонительную стойку, учитель, проходя по рядам стоящих людей, наносил каждому удар пяткой в живот, от которого спортсмен отбегал на несколько шагов назад. Но боли совершенно не чувствовалось.
     Иногда Минкову удавалось пробивать защиту, и спортсмен сгибался в поясе.
     Владимир останавливался возле него и помогал прийти в себя.
     Однажды, при подобной проверке защиты, я тихонько перешучивался с рядом стоящим пареньком. И расслабился. Заработал такой удар в брюхо, что после тренировки у меня началось расстройство желудка (а не моргай!).
     Как-то Минков не явился на занятия по причине занятости.
     Его помощник (сэнпай) провёл разминку, после чего указал разбиться на пары и кумитировать.
     Моим партнёром оказался здоровенный парень в очках со старшего курса.
     Толстяк, подумал я, наверняка, растяжка слабая.
     Мои размышления прервал сильный удар маваши-гери – круговой, бьётся снаружи вовнутрь подъемом стопы, нанесённый противником мне в левую скулу. Проще говоря, партнёр, стоя лицом к противнику, мгновенно сгибает ногу в колене и выбрасывает её вперёд, нанося ногой ощутимую «пощёчину». Считается малоэффективным, так как защита от него простая: поднял руку и всё. Да ещё можно успеть схватить противника за ногу и толкнуть вперёд. Он сразу потеряет равновесие и упадёт. Хотя иногда от маваши-гери люди получают нокаут. Эффективен в уличной драке, порой сильно пугает, например, пьяного драчуна, который понятия не имеет о защите. И растяжка сильная не требуется.
      …В голове слегка затуманилось, а парень начал извиняться: «Прости, сорвалось. Хотел лишь наметить». -  «Ничего, иногда полезно почувствовать такое прикосновение», - отшутился я, отходя от лёгкого нокдауна.
      Бой продолжился. Я внимательно следил за партнёром, уходил от ударов, ставил блоки. Вдруг парень вновь высоко задрал ногу, пытаясь врезать мне в подбородок. Я сделал шаг назад, а соперник, выдернув опорную ногу из-под себя (слишком сильно поднял ударную, а растяжка, видать, действительно не на должном уровне) грохнулся на татами.
     Он даже не стал вскакивать, понимая, что я, скорее всего, не позволю ему подняться.
     Студент полулежал на полу, я подошёл к нему и символично наметил удар ногой в голову.
     Неожиданная победа.

     Иногда Володя Минков беседовал с нами после занятий. Он садился посредине, а мы вокруг него.  Беседы неформальные после заключительных поклонов сенсэю. Володя настаивал, чтобы к нему обращались на «ты».
     Кто-то поинтересовался:
     - Володя, а ты применял свои познания в карате, скажем, при нападении?
     Минков усмехнулся:
     - Скажу честно, я уверен в себе и смогу драться с несколькими партнёрами. И в то же время не исключаю, что смогу заполучить от дилетанта.
     Не будьте слишком самоуверенными в бою. Пытайтесь уловить каждое движение противника. Смотрите ему в глаза и не отвлекайтесь, а то и простой здоровый мужик попадёт вам по физиономии… Очнётесь в больнице.
     - А всё-таки, Владимир, расскажи хоть один случай.
     - В прошлом году в конце весны случилось, - начал Минков. - Шёл я с озера Шарташ. В одежде, но босиком. Кроссовки держал в левой руке.
     Навстречу пьяный мужик. То ли перепутал с кем… Сразу бросился в драку. Я врезал ему по челюсти, сбил с ног и, когда он падал, как по мячику, ударил подъёмом стопы в голову драчуну.
     Посмотрел, он очухался, сел на земле, а я, прихрамывая, двинул дальше.
     - Почему прихрамывая?
     - Ошибочку допустил. Хоть и не сильно врезал ногой, но стопу напряг недостаточно. В результате – небольшой ушиб. Расслабился на солнце, а надо всегда быть готовым к непредвиденным обстоятельствам. Так мы учимся на собственных ошибках.
     Вы, знаю, ждёте не дождётесь обучению ломке досок-сороковок, кирпичей.
     Всё это впереди.
     Слышал я, кое-кто за кирпичи взялся, - народ загудел, заулыбался: - а Володя продолжил: - Не переусердствуйте только. Я в армии на одной показухе локтем должен был сломать несколько кирпичей. Сломать-то сломал, да вот ударил не совсем точно. И лишился части косточки здесь, - и Минков указал на острие локтя. - Из вас ведь спортсменов готовят, а не громил.

     Наступила весна. Стало довольно тепло.
     Однажды двое ребят из нашей общежитской комнаты собрались в гости к знакомым девушкам.
     - Пошли с нами, - предложил мне Серёга Швецов. У девчонок хоть телевизор посмотрим.
     - Ваши подруги. Мне-то что там делать?
     - К ним постоянно соседки заходят. Телек-то не у всех имеется. А сегодня "Лично известен", про Камо. Набьётся народу на просмотр. Глядишь, и познакомишься с кем.
     - Вот фильм с удовольствием посмотрю, а остальное... На месте определюсь.
     Мы ушли за кинотеатр "Современник". Там находилось множество общежитий. И заводских, и студенческих, и НИИ.
     Девушки угостили нас чаем. Поговорили. Кто-то курил. Девчонки, помнится, все.
     После окончания фильма девушки вышли проводить нас до порога, затем решили немного пройтись вместе. С нами увязалась не имеющая пары девчонка Люся. В результате, оказались у нашей общаги.
     Снова пили чай, а затем вновь пошли провожать девчонок... Думаю, многие помнят подобные посиделки с неоднократными прогулками туда-обратно.
     Я и Люсьен, вышли первыми. Люська, низенькая, худая блондинка, довольно вульгарная, мне она совершенно не нравилась. Да ещё тянула сигарету за сигаретой. А тогда из девчонок мало кто курил. Открыто, на улице, вообще не увидишь даму с сигаретой.
     ...Дошли до студенческой больницы, находящейся поблизости, и присели на одну из скамеек, расставленных полукругом на довольно большом пятачке.
     - Есть закурить? - спросила Люська.
     - Нет.
     - Жаль.
     - Сейчас подойдут ребята. У них имеется.
     Мы сидели и молчали, а компания как будто испарилась. Нет их и всё. А мимо нас не пройдёшь.
     Впереди появилось четверо нетрезвых парней. Они, о чём-то громко разговаривая, расположились напротив нас. Вытащили из пакета бутылку и пустили её по кругу. Закурили.
     Люська мигом сорвалась с места и подскочила к ребятам.
     Через пару минут она стала своей в группе молодых людей. Курила и прикладывалась к бутылочке. Парни что-то ей говорили. Девчонка некрасиво хохотала.
    
     "Ничего себе, девочка. Какая шустрая", - думал я и всё оглядывался назад или смотрел на противоположную сторону улицы.
Встать и уйти? Неудобно. Я же вышел с Люськой. Оставишь её тут, а потом мало ли что? С меня спросят.
     Люсенька даже не смотрела в мою сторону.
     Я не заметил, как ко мне подошёл Сергей Вантыш, сокурсник.
     - О чём задумался, товарищ? - спросил он.
     - А, это ты... Чё по ночам шляешься?
     Обратил внимание: Вантыш, модно одетый (в чёрном пиджаке из искусственной кожи (тогда и такой в свободной продаже не встретишь), джинсах, но почему-то босой.
     Сергей, перехватив мой взгляд, пояснил:
     - Не удивляйся. Ноги набиваю.
     Мы занимались в одной секции. Но я не помню, чтобы кто-нибудь подобным образом упражнял нижние конечности, хотя... ходьба босиком приветствуется здравоохранением.
     Вантыш бросил взгляд на весёлую компашку и поинтересовался:
     - Что за люди, не привязываются?
     - Да ну, молодые ханыги. Жду Швеца с Пережёкиным. Они должны с подружками появиться. А та, что с алкотой торчит, тоже наша гостья. Третяя лишняя, как я же.
     - Понятно. А то, может, шугнуть их?
     - Пусть сидят. Спокойные. Дождусь, наши вот-вот объявятся.
     Вантыш бесшумно проследовал дальше, а я невольно слушал громкий разговор.
Кто-то из парней сказал Люське:
     - Ты ешь сырую говядину? Мы ей закусываем.
     - Запросто, - донеслось до меня. - Вообще, жрать хочу со страшной силой.
     Тут же один из парней протянул Люське кусок мяса. Та взяла "угощение" и вцепилась в него зубами.
     Я вспомнил: однажды в армии наблюдал, как наш боец ел сырую кенгурятину, которой нас некоторое время кормили в ДРА. Он намазал на кусок хлеба остатки фарша с луком. Обильно посолил и съел. Промолотого мяса оказалось больше, чем теста, из которого мы втихую от командиров наготовили пельменей в каптёрке. Но там фарш, соль. И солдат объяснил, что в месте его проживания многие употребляют мяско именно в таком виде. Не постоянно, конечно.
    
     - Парни, а вы кто? - спросила окосевшая Люська.
     - Мы, Люсенька, каскадёры.
     - Правда?
     - Конечно. На мотоциклах трюки заворачиваем.
     - М-м-ашин через п-п-ятнадцать с трамплину запросто п-п-е-репрыгиваем, - подговорился другой хмельной "трюкач". - Как газанёшь на мотике, на козле-то...*
     - Какой козёл, совсем башню снесло? Чезеты у нас, а на козлах мы в детстве начинали, - незаметно толкнул товарища локтем в бок человек, выдвинувший версию о романтической профессии.
     - Ну, да, да. Чезеты, Явы, Паннонии... Какие хошь. Но только заграничные, ясное дело.
     Люся с восхищением смотрела на пьяных и верила им. Лишь сказала:
     - У моего деда в деревне такой же мотик есть. Красного цвета. Я сама на нём каталась. Ох, и трещит. Хоть уши затыкай. Правда, если в каске, ну, в шлеме, то ещё ничего.
     - А мы тебя, Люсенька, на Яве ездиить научим. Можем прямо сегодня. Допьём вот и все в гараж. Кататься до утра и никаких!
     Я понял, мои друзья каким-то образом прошли мимо незамеченными. Не час же они собираются.
     Люсенька нашла себе с понтом крутых мотоциклистов, одетых чуть ли не в ремки. Ребятки килограммами вешали лапшу на маленькие ушки Люси. Пусть бухает, да говядинкой питается, а мне надобно в сторону дома двигать, решил я и поднялся. Пошёл, не оборачиваясь назад. Тут же за спиной послышались быстрые шажки. Люська догнала меня, схватила под руку и шепнула:
    - Сказала им, что ты мой муж, а то не отвяжутся.
     Я психанул:
     - Зачем же ты попёрлась к ним, дура? Представляешь хоть, что сейчас начнётся?
     Кажется, неразумная девчонка по-настоящему испугалась.
     Ситуация складывалась критическая. Поддатые мужланы, имевшие определённые виды на девчонку, просто так её не отпустят. Дойти бы хоть до институтского корпуса. А там посмотрим. Всё же своя территория.
     Едва мы перешли дорогу, нас догнали. Пьяные и злые парни окружили меня. Люсьен, молча, стояла поблизости.
     Что им сказать? Припугнуть друзьями, которые будто бы находятся рядом?
     Я почти спокойно обратился к явно задумавшим нехорошее людишкам:
     - Мужики...
     - Какие мужики, ты чё, в натуре? - произнёс крепкий паренёк. - Сейчас малость поучим тебя. - Все приблизились ко мне, смыкая кольцо.
     Что дальше? Ждать, пока тебя повалят наземь и начнут пинать?
     С большого размаху попытался нанести удар кому-нибудь из нападавших. Кажется, слегка "погладил" чей-то кончик носа. Парни разом отпрянули, а я потерял равновесие, и моё тело устремилось в ту сторону, куда дёрнулась рука, не остановившись ни на чьей физиономии.
     Одетый в тоненькую ветровку из болоньи, зацепился ею за ветки кустарника, ещё не обросшего листьями, и начал падать. В один момент голова оказалась сантиметрах в двадцати от асфальтового покрытия. Лёгкий толчок ногой - и я бы не поднялся. Но парни, видимо, замешкались, и мне из такого положения удалось прыжком встать на ноги, ухватившись левой рукой за ветви, а правой оттолкнувшись от тротуара.
     Я сразу же ударил ближнего ко мне мужчину в нос, второго сильно толкнул в грудь, освобождая себе дорогу.
     По правилам боя требовалось растянуть хулиганов, чтобы они оказались на определённом расстоянии друг от друга.
     Делается это просто. Резкий рывок вперёд. Тебя начинают преследовать и постепенно становятся в цепочку. Бегают-то все с разной скоростью. Тогда останавливаешься, бросаешься навстречу и в идеале начинаешь поочерёдно вырубать тех, кто гонится за тобой. Надеяться на лёгкий "отруб" мне, начинающему и с небольшим весом, ясное дело, трудно. Но первого надо обязательно сбить с ног, а дальше проще. Главное, не стоять на месте, иначе снова окружат.
     Для острастки громко крикнуть, как учили. К тому же, крик может привлечь внимание бодрствующих обывателей. А тогда люди смело выскакивали на балконы, а то и из квартир. Запросто могли помочь.
    
     Время "железного занавеса", но не железных дверей.
    
     Я заорал:
     - Серёга-а-а!!! - думая, что Швецов находится поблизости.
     На крик отозвался другой Сергей - Вантыш.
     Оказывается, после прогулки босиком, он отдыхал на скамеечке перед зданием главного корпуса института.
     Сразу бросился назад. "Каскадёры" стояли. Они видели - я не один и застыли в нерешительности. Такой момент упускать нельзя.
     С приличного разбега я подпрыгнул и в воздухе, разогнув правую ногу, нанёс довольно сильный удар (или его подобие) йоко-гери-тоби боковой поверхностью стопы (сокуто), одному из парней в живот. Тот сразу осел. Подбегая, я заметил, что противник замер, не пытаясь защититься. Поэтому и врезал ему не со всей мощи. С такого разбега, знаете ли, можно нанести сильную травму.
     Увидев, что Вантыш обрабатывает кулаками низкого, но плотного паренька, я побежал к проезжей части. Там торчал другой тип из пьяной компании.
     Ударил его боковым в челюсть. Тот отвернулся. Я забежал с другой стороны. Увидел перед собой испуганное лицо человека и врезал ребром ладони в голову.
     Это не совсем обычный удар, хотя бы потому, что бьёшь ребром со стороны большого пальца. Пальчик прячешь под ладошку (иначе повредишь) и лупишь, куда задумал.
     Случилось непредвиденное (в драке всего не предусмотришь). Мой "партнёр" неожиданно повернул голову в сторону и открыл рот. А я заехал ему по зубам, сильно задев их именно большим пальцем.
     Дикая боль пронзила руку о кисти до локтя, а получивший в зубы закричал:
     - Ну, хватит! Всё уже, всё!
     Понятно, драчунишка заявлял о полной капитуляции, что не особо радовало на фоне резкой боли. Я смотрел на быстро распухший палец и тихо ругался. Затем глянул туда, где под фонарём стояла Люська и остальные.
     Ого, и Руслан появился, заметил я.
     Руслан, бывший моряк и мой сокурсник. Высокий, стройный и черноволосый, крепкий парень с красивыми усами. Мечта всех девчонок.
     В поздний час он возвращался от одной из них. Увидев драку, сразу бросился на помощь.
     Русик, отслуживший в ВМФ, носил в брюках чёрный кожаный ремень с гнутой бляхой, на которой выдавлен якорь. Тогда это считалось шиком.
     Самый старший из нападавших, низенький длинноволосый мужичок, видя, что к нему устремился высоченный человек, и, поняв, что сейчас он начнёт колотить его, решился на самое подлое. Он быстро выхватил из кармана перочинный нож, мгновенно раскрыл его и ударил Руслана в живот!..

                Продолжение: http://proza.ru/2012/04/22/1717 


     На фото слева вверху: Т.Касьянов (Боцман в "Пиратах ХХ века"; Михай Волонтир - кадр из картины "В зоне особого внмания; Т.Касьянов; каратист в прыжке; Алексей Штурмин; Талгат Нигматулин; Борис Галкин, кадр из к/ф "В зоне особого внимания".

    
Ссылки на фото:http://focus.ua/society/204619/ 


Каратист в прыжке: http://xn--80apfevho.xn--p1ai//3164232---/ 

Тадеуш Касьянов в "пиратах":  http://ruskino.ru/art/8402/shot/16016 

Талгат Нигматулин: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/3061/foto/8198/

Михай Волонтир: http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/727/foto/85510/

Борис Галкин: http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/ros/921/foto/3429/

Алексей Штурмин:   


Фото с соревнований: удар в живот:   

http://focus.ua/society/204619/